11 мин.

Реквием. Памяти Эрика Нестеренко и Джима Паппина

Эрик Нестеренко.
Pappin, credited with Toronto's last Cup-winner, dies at 82 - Damrea
Джим Паппин.

Два события, связанные с НХЛ, произошли в июне. Произошли совершенно тихо и незаметно, как и положено происходить событиям подобного рода. Признаюсь, я их не сразу-то и заметил. Уже давно привык следить за событиями в заокеанской лиге по "Твиттеру", а будучи отлучённым от оного, слежу (невнимательно) по некоторым "вражьим" ресурсам, которые предоставили в своё время канадско-американские "коллеги". И вот - попадает на глаза - 6 июня ушёл в мир иной Эрик Нестеренко, а 29 числа того же месяца оставил нас Джим Паппин. Нет, они не были "мега-звёздами", они не были "супер-звёздами". Они были "просто" классными, квалифицированными хоккеистами. Однако, должен добавить при этом - "классными и квалифицированными" они были, играя в эпоху "оригинальной шестёрки" - в "золотой век" бесшабашного хоккея с налётом романтизма. Хоккея, который подавляющее большинство из нас не видело, а те, кто всё же застал... Тот, будем честны, всё равно не видел ни Нестеренко, ни Паппина.

Их карьеры, их хоккейные судьбы были связаны с двумя командами Лиги (в основном). Да, уже "уезжая с ярмарки", они сделали короткие остановки "кое-где", но, говоря об этих двоих, всегда будут, в первую очередь, вспоминать о "Торонто Мэйпл Ливс" и о "Чикаго Блэк Хоукс". Разница в возрасте у них - 6 лет, однако, разница появления в Лиге составляет аж 12 лет, что, в общем-то, не мудрено - ведь молодой Эрик Нестеренко был чрезвычайно талантливым юношей с весьма серьёзными перспективами в большом хоккее, и его старт в 18-летнем возрасте в форме "Кленовых листьев" никого, в общем-то, не удивил (хотя, 1 матч в сезоне 51-52, был отпущен парню, согласитесь, всё-таки как аванс).

В начале 50-х драфта в Лиге ещё не существовало. Вся перспективная канадская молодёжь, за небольшим, как правило - случайным, исключением (например - Горди Хоу), "распределялась" между двумя командами - "Монреалем" и "Торонто". "Англоязычный" Нестеренко был в "зоне контроля" "Мэйпл Ливс". Его оппонентом с франкофонской, "монреальской", стороны выдвигался сам Жан Беливо. "Раскрутка" была - что надо - два "монстра" вводят в оборот двух перспективнейших молодых людей, которые вот сейчас, прям сразу, поправят пошатнувшиеся дела легендарных франшиз. В последние годы я не могу "прикинуть" противостояния с подобной "накруткой". Ну, может-быть, нечто подобное было в соперничестве Мэттьюз - Айкел. Но соперничество Беливо - Нестеренко, безусловно, нужно ещё помножить на "коэффициент всеканадского противостояния" "Канадиенс" - "Мэйпл Ливс". Плюсоните сюда 6 сезонов "Монреаля" без Кубка (Вы улыбнулись, вспомнив кое-что?). Добавьте к этому историю Билла Барилко, без вести канувшего в небытие, ошеломив всю Канаду. И поставьте всё выше перечисленное под пресс, простите за тавтологию, канадской прессы. От Нестора ждали чуда, он оказался "неволшебником". Он перегорел. 18 (19-20...) - летний парень просто не выдержал тот груз, который взвалили на него. К сожалению, примеров подобному множество. "Сложнее всего для любого профессионала признать, что он не лучший в мире. Мне потребовалось два или три года в НХЛ, чтобы понять, что есть люди лучше меня. И я ничего не мог с этим поделать," - это откровение самого Эрика. А вот ещё кое-что "из Эрика Нестеренко", сказанное им в разное время. "...Хорошая была жизнь. Может-быть я смог бы выступить и лучше, иметь бы более лучшие записи в статистических показателях. Но у меня действительно мало сожалений о тех 20 годах, которые я провёл в игре на высшем уровне..." "...Я знаю много спортсменов, которые имели потенциал для более широкого опыта. Но они хотели стать чемпионами. Им нужно было сосредоточиться на чём-то одном. Их главная сила, когда они становились чемпионами - их эгоизм, их желание преуспеть, быть кем-то особенным. В какой-то степени, они вынуждены были дегуманизировать себя. Признаюсь, я выбрал более "низкий" образ жизни..." Сейчас я (мы) можем только догадываться о преамбуле этих слов, но осмелюсь сделать такое предположение - 18-летнему Эрику одновременно (почти одновременно) пришли две судьбоносные депеши - контракт из "Мэйпл Ливс" за подписью "Кленового диктатора" Конна Смайта и вызов в... Мичиганский университет, в который Нестеренко был принят студентом. Вот она - дилемма - два пути. Угадайте, что выбрал 18-летний канадский парень? Но у 18-летнего канадского парня был отец - инженер-геодезист и... "не совсем канадец". Если кто-то, где-то, когда-то скажет Вам, что Эрик Нестеренко был украинцем - даже не сомневайтесь в правоте этого утверждения - его отец выходец с Черниговщины - самый что ни есть украинец (в отличии от многих других хоккеистов с украинскими фамилиями, чьи деды и даже прадеды родились в Канаде). А вот в то, что Нестеренко- старший воевал в армии Петлюры - не верьте - он эмигрировал из России (именно так) в 1917-ом, аккурат между революциями, петлюровщины в ту пору ещё не было. Так вот - Нестеренко-старший лично отправился с сыном к Конну Смайту и убедил последнего, что Эрик, одновременно с выступлениями за "Листья", должен проходить обучение в университете. Эрик Нестеренко был первым в истории Лиги игроком-студентом. Сейчас, с высоты времени, можно, конечно, строить предположения, что именно учёба в университете, не позволила Нестору сконцентрироваться исключительно на хоккее и не дала ему возможность выйти на уровень, который ему предрекали. В "Блэк Хоукс", куда Нестеренко был обменян, и где он выиграл, в 1961-ом, свой единственный Кубок Стэнли, от него уже не ждали бомбардирских подвигов, там солировали иные люди. Эрику была предложена роль чернорабочего. И он с блеском справлялся с нею на протяжении 16 лет. Он стал "королём бэкчека". Он стал тем парнем, про которых говорят - "он заходит в угол, где нет шайбы, а выходит из угла с нею." Он стал заправским энфорсером, доблестно отвоёвывающим для своих лидеров оперативное пространство (я не видел фотографий иных хоккеистов со столь частыми синяками и ссадинами на лице). У него появилось персональное прозвище - "Мистер Локти", очень конкретно характеризующее стиль его игры. Между прочим, до определённого времени, именно так величали Горди Хоу. Но Хоу шагнул в историю, как мы знаем, с прозвищем "Мистер Хоккей", Нестеренко же навсегда останется в памяти болельщиков "Мистером Локти". Закончить рассказ об Эрике Нестеренко позвольте следующей фразой: "Ты можешь научиться бить грушу в сарае, но главное – это выстоять на льду." Это сказал Дэйн Янгблад в 1986-ом году. Кто такой Дэйн Янгблад? Это отец главного героя в голливудском фильме "Молодая кровь". Сыграл его Эрик Нестеренко. Фильм про хоккей. Кроме эпизодической роли, "Мистер Локти" был ответственен в картине за постановку "ледовых сцен". Роль, как я сказал, эпизодическая, текста - немного, но говорит этот текст, устами своего героя, человек, прошедший в Лиге очень непростой путь. А бывают ли они в НХЛ - "простые пути"?

Можно было бы спросить об этом у Джима Паппина.

Если Вы не канадец, то Вы, наверняка, не видели последний, на сегодняшний день, победный гол "Торонто" в финалах Кубка Стэнли. Забил его, как Вы конечно же догадались, Джим Паппин. Нет, этот гол никогда не стоял во главе "хит-парадов". Да он вообще никогда не попадал в таковые. И не по тому, что в 1967-ом году телевидение ещё не вышло на уровень - "одно сплошное". То был корявый, так называемый, "мусорный гол". Паппин делал передачу на партнёра (на Пита Стемковски), защитник "Монреаля" Жак Лаперьер навязал Стеммеру борьбу (в 60-е в Лиге был "свой" Стеммер), и шайба от кого-то из них срикошетила в ворота мимо, не ожидавшего такого подвоха, Гампа Уорсли. Возможно, с тем уровнем теле-препарирования, которым обладают нынешние телевизионщики, гол и записали бы на Стемковски. Но записали на Паппина и это, как минимум, справедливо. Мнения о том, кому должен быть вручен "Конн Смайт", очень часто отличаются разнообразием, мне ли Вам об этом говорить? Многие канадцы считают, что Джима в 67-ом обошли с этим трофеем незаслуженно. Он стал лучшим снайпером и лучшим бомбардиром того плей-офф, набрав в 12 матчах 15 (7+8) очков. Их звено со Стемковски и Бобом Пулфордом стало тем локомотивом, который вытянул в том розыгрыше "Мэйпл Ливс" на вершину. Победа "Торонто" в 1967-ом была, по большому счёту, сенсационна, ведь в противостояниях и с "Чикаго", и с "Монреалем" предпочтение отдавалось их оппонентам. И тем ценнее выглядят бомбардирские успехи Джима Паппина. То был его второй перстень победителя (у которого, кстати, своя отдельная история, и о которой я постараюсь рассказать поподробнее). Первая победа Джима состоялась в 1964-ом, в его дебютном сезоне, когда он, в 24-летнем возрасте примкнул к династии "Мэйпл Ливс" первой половины 60-х. Паппин сумел "взломать состав", в котором только в линии нападения, играли... Давайте посчитаем только будущих членов "Зала Славы" из нападения того "Торонто" - Дэйв Кеон, Фрэнк Маховлич, Боб Пулфорд, Ред Келли, Джордж Армстронг, Энди Батгейт, Дики Дафф... Вспомним так же, что играли в те (великолепные) годы в 3 звена и поймём, на сколько непросто было пробиться в тот "кленовый" ростер. Возглавлял тот "Торонто" эпатажный самодержец Джордж "Панч" Имлах. "Панч" давал результат, а потому ему многое сходило с рук. Постоянная, бессистемная (по крайней мере - на взгляд со стороны) трейдовая кампания, которую он вёл, касалась, в первую очередь, молодых игроков. Джим был "вечным молодым". За те 5 сезонов, которые Паппин провёл в "Ливс", он был под постоянным гнётом возможного обмена. То он фигурировал в трейд-блоке потенциальной сделки с "Чикаго", то с "Бостоном", то с "Рейнджерс". Имлах его откровенно не жаловал. Срывая обмены ("Панч", напомню, был одновременно и главным тренером и гроссмейстером "Мэйпл Ливс") Джима, он с лёгкостью отправлял его в фарм. Например, посчитав Паппина одним из виновников провального старта в чемпионате 1965-66, Имлах на весь оставшийся сезон сослал Джима в "Рочестер Американс" из АХЛ. Даже уверенная игра нападающего в победном плей-офф 1967 года не изменила ситуацию, и после нескольких неудачных матчей в начале следующего сезона, Паппин вновь был отправлен в "Рочестер" (на этот раз, правда, ненадолго). Трейд всё-таки состоялся. Перед сезоном 68-69. Но для начала Паппин позволил себе "вскипеть" в переговорах с Имлахом "по зарплате". Единственно чего Джим добился - трейда. Итак, перед сезоном 68-69 Джим Паппин оказался в "Чикаго". Опять же, "глядя из далека", можно сказать и так - Паппин, в некотором роде, сам и спровоцировал тот трейд. Каким образом? "Блэк Хоукс" 60-х - это команда-контендер. Но, кроме успеха в 61-ом, им постоянно не хватало "каких-то чуть-чуть". Впервые в своей истории выиграв регулярный чемпионат в 67-ом, "Ястребы" давали понять, что вот сейчас-то настанет для них "звёздный час". Но "звёздный час" случился для Джима Паппина и его "Мэйпл Ливс", отправивших тот "Чикаго" на перестройку. Вот, в результате этой перестройки, Джим и оказался в "Ястребах". Думаю, годы, проведённые в "Чикаго", были счастливыми годами в карьере Джима Паппина. Хоть в команде по-прежнему и блистали Бобби Халл и Стэн Микита, Паппин с Деннисом Халлом и Питом Мартином создали ударное звено "Блэк Хоукс" начала 70-х. Это трио ни раз ввергало в хаос защитные порядки противника, тех, я бы сказал, переломных времён в истории Лиги. Но вот до Кубка им не хватило... Совсем немного. Дважды играли в финале. И оба раза "Блэк Хоукс" ломали зубы (или когти - что там ястребы ломают) о "Монреаль". В 71-ом они ведь вообще "виртуально" уже держали "лорда Стэнли" в своих руках, ведя по ходу второго периода седьмого матча 2:0... Вот как описал последнюю минуту того матча один мой "знакомый по переписке" из Америки. "Я всё ещё отчётливо вижу попытку Джима на последних секундах. Шайба шла в угол... Каким образом у Драйдена нога вдруг выросла ещё на 5 дюймов? Ума не приложу." (Вы ведь помните прозвище Драйдена - Жираф). Не хватило... Чуть-чуть... Может-быть у этого чуть-чуть есть конкретное имя? Например - Джордж "Панч" Имлах?

У Вас возник вопрос... Да, да, да. Эрик Нестеренко и Джим Паппин были партнёрами по "Чикаго" на протяжении четырёх сезонов (68-69 - 71-72).

А теперь обещанная история про чемпионский перстень-67 Джима Паппина. После обмена, Джим решил избавиться от всего, что связывало его с "Мэйпл Ливс". Перстень он подарил своему тестю. Однажды тесть (имени не знаю), отдыхая на пляже во Флориде, перстень потерял. После того, как поиски результата не дали, он связался с Эдди Шаком (ещё один триумфатор-67), тот помог выйти на ювелира, изготовившего те перстни, и ювелир сделал копию. Правда дошла до Джима в 1982-ом, во время бракоразводного процесса. Паппин к тому времени был уже не столь категоричен в отношении вещей, напоминавших ему о "Торонто Мэйпл Ливс", перстень (пусть и копию) он забрал. В 2007-ом году некто, зарабатывающий на жизнь "поиском сокровищ" на пляжах Флориды, нашёл очень даже оригинальный перстенёк. Разобрав головоломку, что это за перстень и кому он принадлежит, кладоискатель связался с Джимом Паппином. Джим продал имевшуюся у него "реплику чемпионского перстня" за 17 000 долларов. Половину этой суммы он отдал человеку, нашедшему оригинал, ещё половина ушла на компенсацию семье бывшей жены (о как). "Хорошо, что я не рассказывал историю этого кольца своей второй жене. Ведь трубку, когда позвонил кладоискатель, взяла она," - со смехом завершал рассказ этой необычной истории Джим Паппин. Он был весёлым человеком - это отмечают многие.

"Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе".

Вечная память Вам, Эрик Нестеренко и Джим Паппин.