Канадский писатель о хоккее в 1904 г
Недавно американский литературный журнал The Atlantic, выпускающийся с 1857 г, опубликовал полный архив публикаций. Среди прочего, в нём нашлась и интересная статья канадского писателя Джеймса Макдональда Оксли «Сплетни ветерана коньков», опубликованная в 1904 г.
Основным его занятием было написание рассказов для юношей, а коньки были чем-то вроде хобби и страсти в жизни. В основном, он описывает детский опыт своего катания на замерзших водоемах в Галифаксе, впечатления от атмосферы катания на свежем воздухе и курьезные инциденты вроде транспортировки в госпиталь своего профессора, сломавшего ногу.
Самый же удивительно красивый отрывок из этой статьи посвящен хоккею и мне просто хочется поделиться тем как великую игру описывали в 1904 г.
«Наиболее заметной чертой недавней истории ледового спорта было развитие игры в хоккей, с каждым этапом которой я был знаком, хотя мой собственный игровой опыт ограничивался одним сезоном.
Если бы красивый, крепкий и быстрый Джек Хаттон, один из героев моих школьных дней, мог вновь увидеть проблески луны в ночь, когда две лучшие хоккейные команды Канады сражаются за Кубок Стэнли, эмблему любительского чемпионата мира. О, как бы он был полон восхищения и удивления, увидев плоды старой веселой игры в «шинни», в которой он был таким легкомысленным принцепсом!
Что человеческая изобретательность когда-нибудь сравняется с изобретением игры, превосходящей хоккей по силе волнения как для игроков, так и для зрителей, трудно себе представить. Сравнительно ограниченное пространство, в котором она разыгрывается, сплошная масса зрителей, поднимающаяся ввысь от кромки льда до крыши здания, волны звука, которые нарастают и ослабевают в зависимости от вариаций и перипетий пьесы, игроки в ярких мундирах, снующие туда-сюда по белоснежному льду под ярким светом электрических ламп, и поразительная быстрота, с которой шайба — небольшой сплошной диск из черной резины — который перемещается из конца в конец площадки и по велению хоккейной клюшки доводят до самой высокой точки нервного напряжения.
Какими бы блестящими ни были футбол и лакросс, по сравнению с хоккеем они всего лишь обдуманные, благопристойные действия. Увидеть, как хоккеист выхватывает шайбу из схватки в опасной близости от своих ворот, а затем несет ее по всей длине поля, ловкими увертками уклоняясь от соперников, перепрыгивая через клюшки, брошенные на его пути, врезаясь в борта, ловя ее на отскоке и, наконец, с ловким «подъемом», отправляя ее по воздуху мимо вратаря в сетку, в то время как огромная толпа, вскакивая на ноги, ревет от радости - это возможность в полной мере насладиться редким наслаждением.
Хоккей претендует на то, чтобы оспорить лакросс в качестве национальной игры Канады. Конечно, в настоящее время больше ее сыновей играют в первую игру, чем во вторую, и интерес растет с каждым годом. Одним из результатов этой хоккейной лихорадки, о котором можно только сожалеть, является то, что она нанесла смертельный удар модному фигурному катанию. Для игры в хоккей нужны длинные коньки с плоским лезвием, а для фигурного катания нужно использовать короткие закругленные коньки. Поскольку большинство молодых людей не хотят тратиться на две пары коньков, они, естественно, отдают предпочтение хоккейным конькам, и поэтому изящное искусство фигурного катания быстро устаревает.
На этом мои сплетни заканчиваются не из-за исчерпания предмета, а из-за боязни утомить нежного читателя, с которым я по-своему стремился разделить радости многолетнего наслаждения катания на стальных крыльях».