Контракт Сергачев: что это такое?
За год до истечения контрактов с Сергачевым, Сирелли и Чернаком менеджмент «Тампы» решил закрыть вопрос с этим, чтобы игроки сосредоточились только на хоккее. Контракт Миши оказался самым внушительным из этой троицы (68 млн. на 8 лет), хотя мостик у них был идентичный с Сирелли – 3 года по 4,8 млн. за каждый. Судя по беглому обзору веток спортивных сайтов и соцсетей, в большинстве своем, мало кто понял почему такая сумма.
Среди интересных мнений агентов-экспертов по этому контракту высказалось несколько мнений. Алексей Дементьев позитивно высказался о новом контракте Михаила Сергачева с «Тампой»:
– Я рад за Михаила Сергачева, что он подписал такой контракт. Он достоин этих денег – своей игрой, перспективой, помощью команде. У него уже два Кубка Стэнли в достаточно юном возрасте. Он уже заявивший о себе хоккеист, один из лучших российских защитников. Стоит отметить, что тон высказывания больше хвалебно-радостный за игрока, с аналитикой, привязанной к общекомандным успехам. В любом случае за нашего еще молодого защитника действительно следует порадоваться!
Однако мне ближе мнение Сергея Федотова. Пусть он более за всегда враждебные «лавины», но он с большим опытом смотрит на рынок, но при этом он лично знаком со многими нашими ребятами и искренне за них. Его риторика даже повторяет лично мои эмоции, когда узнал об этом подписании:
«Меня очень удивил контракт Миши Сергачева. Даже не Годро и «Коламбус», а именно это. Это было единственное, что я прям: «Ни фига себе». Где-то 2,5 миллиона долларов переплата за каждый год. Это их проблемы, это проблемы Брисбуа, это молодец Дэн Мильштейн, это молодец Миша, который теперь обеспечен на долгие годы. Но логика чисто спортивная, клубная – я не совсем понимаю. Как Дэн сказал, что они видят у него гениальную перспективу. Не знаю. Прошлый год и этот – движения какого-то вперед особо не было. Статика. Он будет лучше Виктора Хедмана? Абсолютно не уверен. То есть это переплата из переплат. И не просто на полмиллиона. Всегда можно говорить: полмиллиона, миллион, туда-сюда, какие-то свои основания, хорошая работа агента. Но здесь просто явная переплата».
Тут также выделяется поддержка игрока - он и агент молодцы, что удалось выбить из обычно прижимистой «Тампы» такой контракт, но очень интересно как. При этом отмечается сомнения как в размере кепхита вообще, так и структурной иерархии потолка в клуба – больше лидера обороны Виктора Хедмана.
Официальная позиция генерального менеджмента (Жюльен Брисбуа) естественно несет сугубо позитивный оттенок с большой верой в потенциал:
«Думаю, защитникам нужно время для того, чтобы полностью реализовать потенциал. Мы видели это на примере Виктора Хедмана. Он лучший защитник в мире, но не был таковым в 20, 21, 22 года. И я думаю, что Сергачев сейчас только выходит на пик. Мне показалось, что он действительно сильно прибавил в последнем плей-офф, особенно в серии с «Колорадо». Он был по-настоящему хорош. У него есть все необходимые качества. Ему только что исполнилось 24 года. Он может играть в большинстве, он большой, крепкий, умеет кататься. Таких парней тяжело найти. И очень приятно знать, что он будет в команде ближайшие девять сезонов».
Агент игрока (Дэн Мильштейн) подтверждает, что в Тампе видят грандиозный потенциал.
Традиционно эффективный метод оценка – аналоговый через сравнение с другими контрактами игроков, находящихся в схожих условиях с изучаемым. Согласно мнению Федотова – это переплата на 2-2,5 млн. в год, поэтому анализировать будем контракты защитников с кепхитом от 6 млн. с длительным сроком соглашения – от 6 лет, подписанных не ранее чем 8 лет назад (с момента начала новых ограничений в лиге на срок действия контракта). Еще немаловажный аспект при подписании контракта - возраст и статус игрока. Подписывается после окончания контракта-новичка, в статусе ОСА или НСА.
После контракта новичков молодых талантов в командах, испытывающих дефицит игроков обороны, видят базой при перестройке, поэтому стараются сразу подписать на максимальный срок. В некоторых случаях сумма контрактов была с расчетом на потенциал, чтобы через несколько лет после мостика не пришлось платить больше и давать в руки игроков инструмент для получения более выгодных условий. В начале прошлого десятилетия по этому пути пошли в «Оттаве» с Эриком Карлссоном (2011-й год), в «ЛАК» с Дрю Даути (2012-й), в «Блюз» с Алексом Пьетранжело (2013-й). Игроки уже подписали второй свой крупный контракт в качестве НСА, при этом Карлссон и Даути регулярно фигурируют в рейтингах провальных контрактов. Чуть позже «Флорида» сразу захотела сохранить надолго Аарона Экблада, а «Оттава» Тома Шабо, выписав им 7,5 и 8 млн. в год соответственно, что выглядело в пользу перспективы – на тот момент и сами команды находились в этапе перестройки. Меньший оклад с более коротким сроком (6,75 млн. на 6 лет) выписали для Ивана Проворова в «Филадельфии», в котором также видели потенциально лидера оборонительных порядков. 2021-й стал бенефисом на крупные контракты для защитников в разных статусах. Открыл парад «Даллас», выдавший Миро Хейсканену 8,45 на 8 лет. После контрактов новичков получили крупные соглашения соперники за Колдер Трофи 2020 - Кейл Макар (9 на 6) и Куинн Хьюз (7,85 на 6), осенью Адаму Фоксу как свежеиспеченному обладателю Норриса «Рейнджерс» выписал 9,5 на 7 лет.
Среди аналоговых Сергачеву контрактных состояний (после контракта-мостика) год назад подписались Зак Веренски и Чарли Макевой. Кепхит у них 9,5 млн., а вот сроки разнятся - 6 и 8 лет. «Жакеты» дали своему единственному, оставшемуся после обмена Джонса в «Чикаго», защитнику с намеком на приставку «ТОП» очень щедрый контракт и весьма удобный по сроку – выйти на рынок НСА в 30 лет это гарантия получения еще одной сделки на 5-6-7 лет с большим кепхитом (лишь бы сам игрок держал уровень), что показывает опыт целого ряда элитных защитников (Пьеранжело, Йози, Спержен, Карлссон, Даути, Макдона, Власик, Бернс, Баффаглин, Йендл, Сибрук, Джиордано).
В последние годы проходило еще несколько таких сделок: Джошуа Моррисси с «Джетс» подписался на 8 лет и 6,25 в год; Джейкоб Труба – с «Рейнджерс» на 7 по 8 млн. в год; Мэтт Дамба – скромные 5 лет по 6 в год с «Миннесотой»; а еще Пи-Кей Суббан в далеком в 2014 году получил контракт на 9 млн. в год от «Монреаля», который закончился этим летом.
Сравнительная статистика по бомбардирским и игровым показателям позволяет сопоставить игроков. Макевой и Веренски по айс-тайму идут как лидеры обороны, все остальные (в том числе Сергачев) получают 22-23 минуты и играют роль основного защитника для команды. По всем показателям Макевой смотрится существенно выше Сергачева, но у него и контракт крупнее. Веренски это с большим перекосом в атаку, но оборонительные функции не на высоте – о чем хорошо говорит силовая активность. По статистике и стилю игры более близкими аналогами видятся Труба и Моррисси, хотя у Сергачева следует отметить существенно меньшее количество потерь, что свидетельствует о более высоком уровне игры с шайбой и возможностью двигать ее вперед.
Сопоставление статистики в регулярном чемпионате 21/22
Общий вывод такой, что среди аналогов потенциал у Сергачева как защитника-универсал чуть больше, чем сопоставляемых игроков, кроме Макевоя, который выглядит сильнее остальных. Прямо сейчас Труба выглядит лучше в силовом аспекте да и в лидерских качествах, однако у Сергачева есть запас в развитии и в атакующем потенциале. Сейчас он однозначно лучше Моррисси. На данный момент с таким кепхитом контрактами обладают: Джастин Фолк (2019-й), Иван Проворов (2019-й), Тори Крюг (2020-й год подписания), Колтон Парейко (2021-й), Хампус Линдхольм (2022-й). И Сергачев по уровню и тем более потенциалу как минимум не смотрится хуже них. Поэтому контракт в 6,5 млн. в год может характеризоваться по отношению к Сергачеву как адекватная база.
Что же дает эти лишние 2 миллиона?
Предлагаю рассмотреть несколько детальнее аналог контракт Джейкоба Трубы. У него оставался год до выхода на рынок в статусе НСА. Играть за «Джетс» он не хотел, при этом в «Рейнджерс» наоборот очень желали его заполучить как столпа обороны, поэтому пошли на обмен, получив права и дали текущий контракт на 8 млн. в год. По факту это контракт уже как для НСА, а обмен совершен, чтобы избежать конкурентной борьбы и точно сохранить игрока у себя на длительный срок.
Именно поэтому контракт Трубы выглядит как переплата в условный миллион, что совершенно нормально для рынка – посмотрите на контракты «9+» Джонса, Нерса и Хемилтона! Сергачев находится в аналоговой ситуации по контракту с Трубой – после окончания его текущего мостика на 3 года у него оставался бы год до статуса НСА. Труба выступает аналогом и в командном позиционировании – это также защитник №2 после Фокса, играющий во второй бригаде большинства с фактически идентичным айс-таймом. Поэтому кепхит, сопоставимый с Трубой, это вполне рыночный фактор, который дает условные плюс 1-1,5 млн. к базе для Сергачева в зависимости от наличия дальнейшего потенциала у самого россиянина. А если бы в ближайшем сезоне Сергачев после обмена Райана Макдоны, получив больше возможностей, прибавил в статистике, то для него могла замаячить перспектива отсидеться годик через арбитраж и выходить на рынок НСА, где такие защитники редкость. В этой связи Брисбуа захотел закрыть сразу вопрос и иметь понимание и гибкость, чтобы решать как бороться с очередным «Тампагеддоном». А для самих игроков – это более комфортное состояние, чтобы в контрактный год думать только о хоккее.
Поэтому и контракт в 7,5 млн. в год также по текущим рыночным ценам на защитников можно назвать адекватным. Также это вполне логично смотрелось бы на фоне сумм лидера обороны «Тампы» - Виктора Хедмана, но в итоге получилось больше. И тут сразу формируются вопросы «как так давать больше, чем Хедману?» Например, нельзя дать Пойнту больше чем Кучерову же, хотя игрок в другой команде вполне мог получить и больше. Однако нужно вспомнить детали подписания контракта с «большим шведом». Текущий контракт с кепхитом 7,875 млн. был подписан в июле 2016 года за год до истечения действующего соглашения (20 млн. на 5 лет).
И именно после этого Хедман проводит сезон 16/17 на уровне Норриса, уступая только феерившему в бомбардирском плане Бренту Бернсу, а уже в следующем году забирает Норрис и становится регулярным номинантом этой награды. На тот момент только у Суббана (как уже обладателя Норриса) был крупнее контракт, и плюс-минус на уровне с Ши Вебером и Райаном Сутером, хотя у них еще старая структура долгосрочного контракта. До подписания этого контракта Хедмана нельзя было отнести к топ-5 лучших защитников лиги (сезон 13/14 был прорывной и очень качественный - 5-е место по очкам среди защитников лиги, но далее в 14/15 – только 31-й по очкам; в 15/16 – 15-й). На момент подписания контракта Хедман рассматривался Айзерманом игроком с огромным потенциалом, который он начал сразу же раскрывать, как получил свои 7,875 млн. в год. Эта ситуация похожа с Сергачевым – Миша должен прибавить в ближайшем будущем, чтобы оправдать контракт, хотя маловероятно, что этот контракт можно будет назвать очень хорошим как у Хедмана.
Именно в плане потенциала роста Сергачев также имеет еще один плюс. В командах более слабых по составу, чем «Тампа» Сергачев мог иметь больше игрового времени и возможностей набить более высокую бомбардирскую статистику. Посмотрите на те же контракты Шабо, Экблада, Хейсканена, Веренски, которым вынуждены выписывать крупные суммы, потому что ничего другого нет. Но «молнии» пошли по другому пути развития, формирую из Сергачева универсала. Не случайно именно первый сезон является до сих пор рекордным по очкам.
Среди указанных молодых игроков хороший пример оценки универсала – Хейсканена. Сильнее ли смотрится Сергачев, чем финн? Пока явно нет, но возвращаемся к разнице между условиями подписания контрактами и преимуществом статуса.
В итоге на данный момент Сергачев однозначно играет на базовые 6,5 млн. в год, но имеет перспективы роста, обладает уже немалым кубковым опытом, а также за рост стоимости играет его статус после окончания мостика – 1 год до НСА. Не является и минусом превышение контракта Хедмана, так как шведу тоже выписывали его в силу потенциала роста (уж больно резко он произошел, но тут Витя сам виноват, что долго запрягал). Поэтому сумма аналоговые контракту Джейкоба Трубы можно считать рыночными, но даже с учетом этого 8,5 млн. все равно пока смотрится избыточно оптимистично и минимум миллионная переплата.
Брисбуа подписал контракты со всеми основными ОСА за год, чтобы иметь маневр для формирования состава. И тут интересный момент в детализации нового контракта Сергачева – первый год нет никаких ограничений на обмен, а полный запрет наступает на второй год. Поэтому в случае необходимости и вариантов «Тампа» может обменять его куда сочтет выгодным для себя. Подписание такого контракта даже является плюсом, чем нахождение за год до выхода на рынок в статусе НСА. Но это всего лишь как вариант, а в базе через несколько лет в «Тампе» явно на него рассчитывают как на защитника №1 команды, когда Хедман постареет и начнет сдавать. Если Сергачев останется на текущем уровне, то это будет проблема для команды, а сам контракт попадет в списки худших, в компанию к Даути и Карлссону.