Жамнов и Ковальчук за неделю перевернули представление о сборной. Ноль популизма, много обаяния, прозрачные и понятные решения по игре
Вячеслав Фетисов регулярно произносит спорные вещи, но в хоккее легенда разбирается по-прежнему безупречно.
«На Кубке Первого канала играли интересно. На эту команду смотрю с надеждой», – сказал он после турнира, и это чистая правда.
Домашний этап Евротура был такой презентацией для олимпийского штаба сборной (пока не очень понятно, поедут ли Жамнов, Федоров, Гончар и Кудашов на чемпионат мира): чуть ли не первый опыт работы вообще (Жамнов), точно первый опыт их совместной работы – какими будут схемы, каким будет хоккей, какими будут акценты по составу, по игрокам, как все это будет управляться и подаваться – было чрезвычайно интересно.
Короткое эмоциональное ощущение – было супер. Наверное, вы это видели по цепочке текстов, которые выходили после каждого матча: сборная играла очень логично, понятно и современно. Реально активно по всей площадке, игрок в игрока, создавая плотность на каждом участке. Мы были терпеливы без шайбы и стремительны с ней. Тренеры хотели проверить как можно больше игроков – и сделали это, у каждого хоккеиста было несколько полноценных шансов показать себя, что при этом не сказалось на качестве – мы были в деле во всех четырех играх и ни разу не развалились.
Обсуждая эту команду с Мишей Зислисом из «Спорт-Экспресса» мы вспоминали какие-то реальные североамериканские аналоги – такого ощущения от игры команды не было давно. В ней все было чисто, правильно и как-то гармонично.
Тренеры сразу же определились с акцентами в большинстве и находили их даже после того, как менялся состав команды. Алексей Жамнов все это вполне адекватно объяснял на пресс-конференциях – и его показания сходились с тем, что потом было на льду.
Вообще, я понимаю, что это просто хорошо, профессионально выполненная работа, но после многих лет какого-то хаоса в области первой сборной России, после хаоса, который накрыл наш хоккей этой осенью – эта просто хорошая работа произвела прекрасное впечатление.
Я помню, как после одного из прошлых этапов Евротура созванивался с одним из тренеров сборной – в ответ почти на каждый вопрос он говорил: «Мы играем по одной системе, по советской системе, по системе красной машины, в тотальный хоккей, тотальный контроль шайбы». Я говорил: «Ну как же, у вас же вот, защитник идет до красной линии, выбрасывает шайбу и идет на смену».
«Нет, вам показалось, у нас тотальный хоккей», – вот такими были все ответы. А еще раньше тренером был Олег Знарок – и вы помните, какими были его ответы. И каким был его хоккей.
Жамнов поменял все эти ведущие в никуда тренды за один турнир. Это не означает, что на Олимпиаде будет так же – тренер сам говорит, что там будет намного больше ответственности и давления на игроков. Это не означает, что мы уже взяли золото (ну вдруг кто-то так подумал). Это означает, что есть шанс увидеть сборную на Олимпиаде классной – современной, открытой, кайфующей от игры. Такого давно не было.
Ниже вас ждет путеводитель по сборной России образца КПК-2021, а пока подписывайтесь на мой телеграм, там например, можно найти предложения по улучшению (спасению?) нашего хоккея.
КПК-2021 превратили в тотальный просмотр игроков из КХЛ
Я внимательно смотрел все игры турнира и даже пересматривал кое-какие отрезки в записи, но итоговые цифры меня удивили. За четыре матча тренеры прокрутили в составе 29 полевых игроков и трех вратарей. То есть это был практически тренировочный лагерь с насыщенной игровой программой – причем в интервью Первому каналу Илья Ковальчук переживал, что в заявку нельзя взять еще больше игроков.
И это был не какой-то формальный просмотр. Из 29 полевых только один провел все 4 матча – защитник Александр Никишин из «Спартака». Каждый из полевых выходил на лед как минимум в двух матчах. Всего 3 из 29 сыграли меньше 20 минут – Даниил Вовченко (16:40), Иван Морозов (13:13) и Владислав Каменев (12:10).
Немного иначе сборная отработала с вратарями. На КПК были вызваны Иван Федотов из ЦСКА, Тимур Билялов из «Ак Барса» и Александр Самонов из СКА – все получили игровое время, но Тимур и Александр попилили между собой один матч против Чехии. Федотов сыграл три целиком – за хорошим матчем против канадцев у него последовал сухой против шведов, и на Финляндию его выпустили как сильнейшего вратаря бригады, чтобы побеждать.
В ситуации с вратарями я вижу вот что. При этом количестве задействованных игроков, тренеры отнеслись к турниру честно и не делали из него прям откровенного сбора. Команда все равно играла на победу – и тренеры работали с составом так, чтобы улучшать шансы на победу в каждом матче. По тому, как сборная шла от матча к матчу, видно, что штаб будто бы сымитировал условия реального турнира, на котором у них есть 32 игрока – и надо постоянно давать результат.
Шипачеву дали отдохнуть в последний день – зато шанс в первом звене получил Кадейкин, он давно шел к тому, чтобы получить именно такую возможность.
Сборная играла свежо и современно
Мне не кажется нужным и важным подробно описывать, во что и как сборная России играла на Кубке Первого канала как раз из-за промежуточного статуса этого турнира: на следующих стартах будут другие составы и новые бригады большинства, и акценты будут новыми.
Отмечу главное – сборная играла понятно и современно, с учетом сильных качеств игроков, с поиском смысла в каждом сочетании, с описанием роли для каждого игрока – все понимали, зачем выходят на лед и чего от них хотят.
Нам об этом, понятно, говорят на каждом турнире, но вот сейчас это действительно было видно на льду – и игра не развалилась на дистанции в четыре матча (о чем я тоже расскажу ниже).
Деталей много, и я не уверен, что увидел и понял все, сам Жамнов рассказывал, что прекрасно понимает: они перегрузили игроков информацией, и тем было очень непросто; мне тем более было непросто, ведь мне буклетов с тактикой не давали, и все надо было разглядеть.
Проиллюстрирую это одним, но, пожалуй, ключевым эпизодом. Нам уже много лет говорят, что сборная играет активно, всей пятеркой, и так далее – на КПК-2021 эта активность была организована будто бы на новом уровне, не сводилась к беготне и не развалилась посреди турнира (такое тоже происходит постоянно).
Первый период первого матча – нападающие работают в чужой зоне строго по своим игрокам, и когда пас идет в среднюю зону (пауза) мы видим, что наши защитники так же плотно работают со своими игроками.
В принципе, наша сборная давила защитниками еще выше – это как раз новый штрих – и даже на чужой синей линии. Вот как, например, в первом периоде четвертого матча, когда в результате давления мы отобрали шайбу – и это звено с Никитой Гусевым, не самым мощным чекером на свете, правда?
Потеряв шайбу несколько раз, соперники меняли тактику и уводили нападающих к нашей синей линии, чтобы растянуть этот блок давления, но сборная России тем не менее преследовала каждого и очень старалась не оставить свободного места никому.
Даже когда сил было не так много, сборная продолжала давить – вот как в концовке матча с финнами.
Опять же, и наши выглядят не такими свежими, и финны придумывают, как из-под давления выйти, но оно осуществляется и приводит к потере шайбы. Этот матч я смотрел с трибуны и мне вообще было здорово видно, как в нескольких эпизодах форчек немного засбоил – после матча Алексей Жамнов сказал, что в настройках ничего не меняли, просто уже сказывалась усталость хоккеистов.
И это работало: по данным Instat, игроки сборной на КПК участвовали в 958 единоборствах и выиграли 491 из них – это 51%. В единоборствах мы были заметно лучше канадцев и шведов, и почти на равных с чехами и финнами.
У команды было 4 сложных и разных соперника. Но она оставалась собой
Безусловное, на мой взгляд, достижение тренеров – это то, что впечатление от игры команды не болталось по ходу турнира. Вне зависимости от соперника, его стиля, его тактических приемов, перемен в составе, наша сборная оставалась верной себе. Мы шли в давление, мы были быстры и активны, мы сохраняли структуру на своей половине и бились за контроль шайбы. Мы контролировали шайбу – если не получалось проводить комбинации, то включался силовой контроль.
Сколько раз мы видели: после одного приличного по динамике матча сборная вообще разваливалась во втором и переходила на какой-то новый хоккей, на выбросы, на терпение и контратаки. Штаб Жамнова, конечно, корректировал игру в каждом матче, но базовые ценности оставались теми же.
Россия – Канада 4:3
Канадцы отзеркалили в смысле борьбы и давления – получился зрелищный и сложный для обеих команд матч. Вызов был в том, чтобы наши защитники при помощи центральных быстро выходили из-под канадского давления – и это получалось. Наше же давление сработало здорово. Поведя в счете 4:1, наши немного смазали концовку.
«Мы начали в зоне атаки сваливаться тремя игроками за ворота, – объяснил это Алексей Жамнов, – у них была конкретная установка «все через борт», они бежали двумя игроками, поэтому было много контратак. Мы просили чтобы наш центральный или третий игрок в зоне атаки оставался на вершине, но почему-то эта установка не была выполнена в ключевые моменты».
Россия – Швеция 1:0
Очень равный, но совсем другой матч. Шведы были хороши в борьбе, но кроме этого, ставили на контроль – против них нужна была не только энергия и динамика, но еще и концентрация, внимание, какое-то такое вдохновение, которое можно было применить не только в комбинациях, но и в отборе. Все это было – получился евротуровый арт-хаус, дико качественный матч, в котором почти не было голов.
Федотов отстоял на ноль, и мы победили.
«Шведы отличаются от канадцев. У них хороший контроль шайбы. Мы старались играть так же плотно, активно, на всех участках поля, но иногда не получалось. В таких матчах, когда контроль то у одной команды, то у другой, надо правильно играть именно без шайбы. Я думаю, в смысле обороны эта игра была лучше, чем с канадцами».
Россия – Чехия 5:2
Мощное давление с первых секунд, химия звена Шипачева, быстрые 3:0. После этого чехи очень постарались растянуть наш плотный блок, увели нападающих под нашу синюю линию, завелись, дали очень много качественного мелкого паса в нашей зоне и вообще здорово провели игру, но за все оставшееся время добились только 2:2. В итоге – наша уверенная победа.
Россия – Финляндия 2:3 ОТ
Финны выкатили классику: контратаки и охрана кукурузы в районе красной линии (помните ЧМ-2019?). Россия давит на их защитников и получает гол после неудачной попытки давления, но не отказывается от него. Финский блок в средней зоне мы взламывали через вбросы и борьбу в чужой зоне – и все получалось: да, мы проиграли в овертайме и нам не должны были засчитывать второй гол, но моментов было полно, отрезков, когда надо было забивать, было полно.
По xG в этой игре 3.7 – 3.2 в нашу пользу.
Тренеры провели огромную работу по центральной линии
Это не то чтобы много кто заметил, но на КПК штаб Жамнова развернул полномасштабное тестирование центральных нападающих. Понятно, зачем в сборную взяли Морозова и Семенова – притом что один почти не играет в СКА, а второй только-только вернулся из «Торонто».
Всего на турнире сыграли 9 центров – Шипачев, Ткачев-1993, Карнаухов, Анисимов, Галимов, Кадейкин, Семенов, Морозов, Каменев. При этом, они использовались не только сами по себе, но и в сочетаниях – у нас были как сдвоенные, так и строенные центры.
В игре против Швеции Морозов вышел с Ткачевым-1993, а Карнаухов с Семеновым. Против Чехии Кадейкин сыграл с Каменевым, а в четвертой тройке были Галимов, Морозов и Ткачев. Связка Галимов-Ткачев сыграла и в последнем матче.
Это чуть-чуть вывихнуло шаблон: последние 14 лет мы говорим о том, что у нас нет центров – а в сборной их выходит по семь в матче.
На итоговой пресс-конференции я спросил у Алексея что это – тотальное тестирование конкретных игроков или схемы с 2-3 центрами в звене для Олимпиады.
«Мы рассматриваем разные модели, – ответил Жамнов. – Это практиковалось, когда я играл в НХЛ. Центральному намного проще играть на фланге. Мы хотели посмотреть ребят, давали задание каждому центральному, когда он находился на фланге, и если вы заметили, ротация продолжалась, мы искали сочетания».
Ну и да, вбрасывания. Мы проиграли их канадцам 27-35 (по данным Instat), но выиграли у всех остальных соперников; и всего на турнире счет по вбрасываниям 111-109 в нашу пользу; пару шайб чехам мы забили как раз после выигранных вбрасываний.
Сам Жамнов говорил, что невозможно научить игре на вбрасываниях за один турнир; как я понял, штаб сделает акцент не на том, чтобы учить нападающих играть на точке вообще, а на том, чтобы готовить их к конкретным соперникам, подсказывать конкретные приемы против конкретных игроков, и работать целой тройкой – в которой, возможно, будет сразу два центра.
«Советские традиции» и «тотальный хоккей» остались в прошлом
Это моя личная радость. Я специально пришел на последнюю пресс-конференцию турнира, чтобы задать тренеру вопросы по турниру (и в том числе чтобы сказать «Вау, как круто, спасибо») – и за полчаса не услышал ни одной отсылки к славному советскому прошлому, к хоккею, в который играли наши деды, к тотальному хоккею, к которому Красная машина приучила весь мир; я вообще не услышал ни одного раза словосочетание «красная машина».
А ведь еще недавно этими словосочетаниями перекрывали всю содержательную часть разговора о хоккее, в который играет сборная.
Сборная сделала широкий шаг к людям
Это не очень по игре, но это невозможно не отметить. Когда Валерий Карпин во второй раз пришел в «Коммент.Шоу» и откровенно выложил все, что думает о футболе сборной России, стало как-то максимально грустно за хоккей: при всем пафосе, который генерит ФХР, сборная России стала чуть ли не самой закрытой хоккейной командой страны.
Невозможно было представить, что действующий тренер команды придет в эфир ютуб-шоу и включится в какую-то живую беседу.
На неделе, когда шел КПК, в эфир вышли выпуски «Сычев-подкаста» с Жамновым и того же «Коммент.Шоу» с Ильей Ковальчуком – с шикарными байками, ответами на важные вопросы, разговорами про сборную, Олимпиаду и вообще. Это по-прежнему никакое не чудо, это просто напоминание, как элементарно, двумя-тремя жестами сборная может раскрыться, стать понятной – и как легко за нее после этого болеть. Жамнову и Ковальчуку сейчас не нужно требовать сплотиться вокруг сборной – любой, кто включит КШ с Алексеем и увидит его истории про побег Федорова, влюбится в эту команду.
Кажется, так и должно быть – ведь мы говорим про сборную России.
Фантастическая Россия на Кубке Первого канала: каждый матч новый состав, а играем все лучше
Фото: East News/AP Photo/Alexander Zemlianichenko, AP Photo/Pavel Golovkin, Alexander Nemenov/AFP; fhr.ru; РИА Новости/Владимир Астапкович, Павел Бедняков
Ты за всех не базарь -это у ТЕБЯ они перевернули мнение . У большинства адекватных и трезво мыслящих ничего не изменилось : сворованный у СССР бренд ( не вызывает удивления), кучка дилетантов в тренерской работе, услужливо поддакивающих бездарю, непонятно откуда выскочившем в нашем хоккее и планомерно его уничтожающий.