3 мин.

«Небесная команда» - совершенное поминовение

Мало какая картина настолько органично и чисто отвечает на вопрос "Как снять фильм-поминовение?" 

Конечно, главные достоинства "Небесной команды" относятся к замыслу, а не к исполнению. Фильм может показаться даже безыскусным - с лакированными панорамными съёмками Ярославля или поездкой влюблённой пары по Неве. 

Однако, безыскусной картину назвать всё же нельзя. Во-первых, "Небесная команда" действительно неплохо снята - здесь можно отметить, например, интересные пролёты камеры, довольно динамично и живо снят сам хоккей

А во-вторых, даже сомнительные моменты вполне вписаны в общую концепцию фильма. Те же пасторальные планы с дрона - это ода пережившему трагедию городу.

Фильм в целом также является одой - одой погибшей команде. И сделана эта ода, это поминовение, совершенно выдающимся образом: максимально возвышенным, но при этом не несущим ни грамма фальши, никакого ложного пафоса. Погибшие игроки "Локомотива" показаны идеальными - но их идеальность именно такая, какая и бывает в реальной жизни.

Экосистема любви

Многие скажут, что это бессмыслица, что идеальных людей не бывает. Но нет, это не бессмыслица. Мы все можем быть идеальными - в глазах тех, кто нас любит. 

И именно так показаны погибшие хоккеисты - через любовь других людей. Через любовь их женщин и болельщиков ярославского “Локомотива”. Через самую естественную,  не требующую обоснований любовь - как не требует обоснований любовь матери к ребёнку.

В этот замысел прекрасно вписывается решение не показывать лиц спортсменов - за исключением нескольких документальных кадров, отдающих ещё одну дань памяти. Создатели не только ушли от вечных разговоров "похож актёр или нет", но и подчеркнули, что главный облик хоккеистов - это тот, который отражается в глазах любящих их людей.

Романтическая история выдуманного персонажа - подростка по имени Артём - наверное, не является шедевром сама по себе. Но она придаёт лёгкости и жизни, создавая замкнутую экосистему любви, в которой рождается уникальный художественный эффект.

Откуда хейт?

В общем, фильм меня поразил. К сожалению, не в меньшей степени меня поразила реакция на него зрителей - ну, или тех, кто, как всегда "не смотрел, но осуждает".

Я ожидал увидеть неизбежное недовольство тех, кто имеет реальное отношение к трагедии - каждая боль индивидуальна и не всегда терпит прикосновение к тяжёлой теме. Ожидал увидеть ворчание через губу "либеральных знатоков искусства".

Но я совершенно не ожидал, что один из самых светлых и благородных на моей памяти фильмов вызовет повальный, истеричный хейт.

Тут даже нет смысла обсуждать классические причины критики: игру актёров, сюжет, диалоги и т.д. По-моему, всё это вполне на уровне, но в любом случае - такие вещи могут рождать именно критику, но не хейт в духе "это позор, убрать эту мерзость!!!"

Возможно, здесь какое-то неприятие базовой идеи, типа "эти уроды похайпились и заработали на смерти". Но по такой логике любой фильм о трагедии можно назвать хайпом на смерти. Также, как и любые памятные мероприятия - ведь, даже бесплатные сами по себе, они организуют торговлю едой, сувенирами…

Короче, хз, ребят. Это очень грустно.