Капризов и Герин: чем снова недоволен ГМ Миннесоты?
У Кирилла Капризова уникальная ситуация с контрактом, когда сыграв один и притом неполноценный сезон, сразу показав очень высокий уровень игры, ему нужно дать большой контракт. Серьезно дополняет сложность наступление статуса НСА уже через 3 года. Длинный контракт даже с большим кэпхитом невыгоден игроку, а короткий мостик на 2 года – уже команде, потому что потом он может просить существенно больше и через арбитраж получить однолетний контракт с выходом в статусе НСА.
Согласно инсайдам, стороны согласовали срок на промежуточном варианте в 5 лет, а кэпхит будет порядка 9 млн., но подписания все нет и нет. При этом, Кириллу надо еще получить визу и пройти прочие процедуры, что препятствует своевременному прибытию и началу подготовки к сезону вместе с командой. Однако, несколько дней назад Билл Герин, генеральный менеджер «Миннесоты», раздраженным голосом отметил, что по-прежнему есть препятствия. Так что же это может быть за препятствие?
Тут вполне вероятно речь идет о денежной структуре контракта, а конкретно, о доле подписных бонусов и получении права на ограничения при обмене. Большинство топовых игроков лиги, ужимаясь по кепхиту, добирают свое, получая ограничения или полный запрет на обмен или перемещение (NTC/NMC). Также активно используется финансовый инструмент в форме подписного бонуса, тогда как зарплата порой остается вообще в символических суммах. Это защищает игроков от риска потерять деньги при определенных форс-мажорных обстоятельствах.
Например, среди крупных подписаний этого года: Александр Овечкин получит бонусами 34,5 из 47,5 млн.; Дуги Хэмилтон - 31 из 63 млн.; Брэйден Пойнт – 44,5 из 76 млн.; Шон Кутюрье – 42 из 62 млн.; Дарнелл Нерс – 24 из 74 млн.; Зак Веренски – 20,5 из 37 млн.; Сет Джонс – 44 из 76 млн. Однако, есть и обратные примеры – Джо Сакик оба крупных контракта этого лета с Габриэлем Ландескугом и Кэйлом Макаром оставил практически без подписных бонусов, также с небольшим подписным бонусом в первый год характеризуется раскладка платежей еще двух молодых ОСА с большими контрактами – Миро Хейсканена и Андрея Свечникова. А вообще мало кому из молодых игроков пусть и звездного/топового статуса в последние годы выдавали существенные подписные бонусы – Нико Хишир, Мэттью Барзал, Кэйл Коннор, Микко Раантанен, Тома Шабо, все они остались либо без выплат, либо с символической суммой. Некоторым исключением стали Клейтон Келлер и Мэттью Ткачак, но там речь не шла о крупных суммах. Исключением стали молодые звезды Торонто, которые выбили себе зарплату почти полностью подписными бонусами, а также Себастьян Ахо, однако там был оффер, а большой процент подписных бонусов был условием, определяющим трудность его повторения.
Таким образом, получается, что опытные игроки в статусе ОСА и особенно НСА получают высокий процент подписных бонусов, тогда как среди молодых игроков после контракта новичков редко кого сильно балуют. Есть исключительно индивидуальные примеры. Поэтому, если агент Капризова пытается выбивать крупные суммы оплаты именно подписными бонусами, то тут видится перегиб со стороны игрока, поскольку практика тут не за него. Несколько миллионов подъемных в первый год - это даже необходимость для игрока, чтобы он сумел сразу существенно улучшить свои условия жизни. Однако избыточный перегиб может привести к проблемам в переговорах даже не столько из-за упрямства со стороны боссов/собственников команды, а просто по причине банального отсутствия ликвидности для осуществления дополнительных разовых многомиллионных выплат, которые не закладывались в бюджет расходов на ближайшие месяцы. И время сейчас нелегкое для многих команд, и даже в хорошие годы далеко не все команды могут себе спокойно тратиться как «Торонто Мейпл Лифс» или «Нью-Йорк Рейнджерс». Надеемся, что Кирилл с агентом со своей стороны учтут сложившуюся практику и будут адекватны в переговорном процессе.
Второй принципиальный важный аспект, который бывает камнем преткновение в сделках, является возможность игрока самому регулировать вероятность своего обмена и перемещения. И тут практика уже за Капризова – большинство крупных контрактов с длительность 4+ лет в его второй половине имеют в лучшем случае список ограничений для обмена, а некоторые игроки защищены даже от перемещения (NMC защищает от возможности выставить игрока на драфт расширения, тогда как даже полный запрет NTC не препятствует этому). Вполне логично для Капризова получить как минимум статус модернизованного NTC, чтобы в последний год своего контракта не поехать играть куда совсем не хочется, а наоборот самостоятельно принимать решение где ему хочется доиграть сезон в рамках аренды или же потом переподписаться на 8 лет. Для клуба такой вариант, конечно же, невыгодный, поэтому тут могут и наверняка возникли разногласия.
Усредненный макет договора с распределением по годам, структуре выплат и ограничениями нам видится такой:
M-NTC* (игрок должен предоставить список из 10-15 команд куда его могут обменять)
Подписной бонус в начале срока вполне нормальная практика для подъемных игроку после контракта новичку, позволяющая ему банально обжиться, купив качественную недвижимость. Распределение выплат основной суммы контракта в пользу более поздних лет выгодно игроку, чтобы попадать на меньший процент экскроу. Отсутствие подписного бонуса и крупной денежной выплаты в последний год контракта дает лучше условия при обмене для «Миннесоты», смягчая финансовый фактор. Наличие ограничений на обмен в последние 1 или 2 года так же традиционно для такого уровня и длительности контрактов. Частичное ограничение не критично игроку, позволяя сформировать достойный список из команд, в которые он согласен перейти, и при этом одновременно дает достаточно вариантов менеджменту для поиска удобных ему сделок. В любом случае аренда игрока с большим контрактом не будет интересна многим командам, а список сведется к потенциальным претендентам на кубок.
Предлагаю не спешить поливать нехорошими словами игрока, как у нас весьма любят делать. Вопрос с получением определенного процента в форме подписного бонуса является нормальной практикой, а получение статуса NTC и вообще традиционный атрибут длительных соглашений для игроков даже после контракта новичка. Остается только ждать и потом разбираться, что же все-таки происходило и кто на самом деле прав, а кто виноват.