У России уже 15 двукратных чемпионов НХЛ. Добавились трое из «Тампы»
Обычно русские игроки берут Кубки Стэнли большими компаниями. Это можно связать и с историческими аспектами появления наших в НХЛ: в конце 80-х менеджеры были уверены, что советских игроков нельзя брать поодиночке – слишком тяжело проходила адаптация. Потом границы пали, и наши игроки стали просто модными – сметали всех и на сравнительно небольшие контракты.
«Русская пятерка» – это бренд, но «Детройт» был не единственным клубом, который собирал у себя русских группами: в «Монреале» в том году сыграли четверо наших, а в «Анахайме» – пятеро (пусть на лидирующих ролях никто не был). К концу века в НХЛ стали образовываться огромные бригады европейцев – почти десяток игроков из бывшего СССР в «Торонто» Пэта Куинна и десяток чехословаков в «Питтсбурге» Ивана Глинки.
Можно вспомнить, как «Детройт» собирал свою пятерку: Фетисов был уже почти списанным защитником, который попал в запас «Девилс», откуда его выкупили за небольшой драфт-пик. Ларионова списывали дважды – сначала «Ванкувер», потом «Сан-Хосе», но при этом 36-летний центр стоил «Детройту» Рэя Шеппарда, забившего за пару лет до этого 50 шайб. Козлов перед отъездом в Америку, как известно, вообще попал в тяжелейшую аварию, а первый сезон провел в фарме.
В составе «Детройта», который выиграл второй кубок в 1998-м, было пять русских на льду и один на трибуне. В книге «Русская пятерка» рассказывается, как появление Владимира Константинова в раздевалке стимулировало команду. На традиционном приеме чемпионов в Белом доме, если верить книге, Билл Клинтон особенно хотел встретиться с защитником, который восстанавливался после чудовищной аварии.
Уже мало кто помнит, каким по игре был финал-1998, куда залетел нередкий для того времени восточный андердог («Вашингтон» Бондры, Гончара и Колцига). А вот кадры, где Владимир Константинов получает кубок на льду из рук Айзермана, известны прекрасно. Без выгравированного имя «Влэдди» кубок вручать было никак нельзя.
Потом кубок брали менее известные русские группировки – например, в «Нью-Джерси»-2000 было четверо наших, но Малахов и Могильный появились в команде в качестве аренды под плей-офф. Сергей Немчинов – опытный средний центр. А Сергей Брылин со всеми своими перстнями был крайне малоизвестен в России – он говорил журналистам, что может спокойно гулять по Москве, и его никто не узнает.
«Тампа» возвращает эпоху русских банд – и да, конечно же, эту команду построил Стив Айзерман, который не получил перстень за победу, но заложил основы. И по игровому стилю (а подробнее про это читайте у коллеги Петухова), и по пути к кубкам эта команда невероятно напоминает «Детройт» 90-х. Без троих наших эту команду представить абсолютно невозможно. Даже теоретически, если Василевского и Кучерова заменить на Бишопа и Друэна, будет ли эта команда так же хороша?
С учетом неизбежных проблем «Тампы» с потолком обмен Александра Волкова в «Анахайма», возможно, будет ошибочным. Команде нужны бойцы на небольших контрактах, но Волков хотел играть уже сейчас. Свою чашку он, впрочем, уже выиграл, но мог бы вписать себя в список выше.
Вполне возможно, «Тампа» повторит путь «Детройта» и дальше – пару лет проведет в поиске достойных актеров второго плана для поддержки своего чудо-ядра, выдернет нового Палата в седьмом раунде и возьмет третий кубок. Не будем торопиться – но есть ощущение, что это не последний раз, когда мы видим Кучерова и его друзей, поднимающих над головой Кубок Стэнли.
«Тампа» сотворила историю: взяла второй кубок подряд, Василевский – MVP плей-офф
Фото: East News/Associated Press
Во-вторых, cup, внезапно, это тоже чашка, если вы не знали. Да-да, традиция кубков начинается со средневековых рыцырских турниров, где победителей награждали чашей с вином. Внезапно, да?