Драфт расширения: Что «Сиэтл» должен вынести из урока «Вегаса» и почему они не заберут лучших игроков
Перед прочтением: друзья, на канале SportTalk мы делаем очень много интересного контента про Национальную Хоккейную Лигу, поэтому нам будет приятно, если вы ознакомитесь с нашими материалами на YouTube и порадуете нас подпиской на канал.
Для того, чтобы начать этот довольно долгий рассказ, предлагаем обратиться к краткой истории такого явления в Национальной Хоккейной Лиге, как драфт расширения. Разобрать её будет наиболее наглядно на самом свежем примере - вступлении в НХЛ клуба "Вегас Голден Найтс" в 2017 году. Сразу оговоримся, что всякий раз, когда Лига принимала решение о расширении, начиная с удвоения "оригинальной шестёрки" в в 1966-67 годах и до последних подобных случаев, правила менялись и, как следствие, изменились и подходы команд. Так, например, когда в 1999 году в НХЛ вступала "Атланта", их генменеджер Дон Уодделл придерживался проверенной формулы: брать доступных и не особо талантливых игроков, а затем на этой основе постепенно строить систему. Причин этому несколько: во-первых, в команду не заманишь крепких ветеранов, потому что они хотят выигрывать здесь и сейчас, а не работать на перспективу; во-вторых, в команду не заманишь звёздных свободных агентов, поскольку становление команды и подбор партнёров под звезду - процесс не быстрый, а когда он хоть мало-мальски закончится, звезда также устареет. В случае с "Атлантой" таким примером мог стать Брайан Литч.
"Атланта" была среди трёх команд расширения в те 4 года, и оставшиеся две показали себя вполне неплохо. Так, "Миннесота" вышла в финал своей конференции уже на третий год существования, а "Нэшвилл" хоть и буксовал первые 6 лет, зато потом выдал 7 попаданий в плей-офф за 8 сезонов. Напротив, "Коламбус" вышел в борьбу за Кубок Стэнли лишь 1 раз за первые 12 лет своего существования, такая же ситуация за 11 лет и у "Атланты", которая со временем переехала в канадский Виннипег. Частично проблема заключалась в условиях для новых команд, которые способствовали сохранению максимальной глубины состава у уже существующих франшиз. Ограничения касались и периода так называемой "предоплаты", из-за которой клубы практически не имели возможности набить себя зарплатами под потолок, как это делают в настоящее время.
Всё это возвращает нас к примеру "Вегаса" - команды, которая фактически заново изобрела систему расширения НХЛ за счёт двух ключевых изменений. Во-первых, "Вегас" приходил в Лигу уже в период максимального уровня зарплат, а значит являлся отличным "аэродромом", куда остальные клубы могли пристроить свои ошибки, не вписывающиеся в потолок зарплат. Разумеется, такое удовольствие было не бесплатным. Во-вторых, у "Вегаса" для выбор были просто куда более лучшие игроки, поскольку сама система стала более щедрой.
Смотрите сами. Драфт расширения "Оттавы" и "Тампы" 1992 года - команды могут защищать 14 полевых и 2 вратарей. Драфт расширения "Нэшвилла" 1998 года - команды могут защищать либо 1 вратаря, 5 защитников и 9 нападающих, либо 2 вратарей, 3 защитников и 7 нападающих. В итоге "хищники" тогда забрали аж 5 вратарей, включая Томаша Вокоуна, который фактически стал их главной находкой на том драфте. В общем, к тому моменту, когда в Лига вступал "Вегас", система стало намного лучше.
В соответствии с действующей формулой защиты, которая будет актуальна и для июльского драфта расширения "Сиэтла", команды могут выбрать два возможных сценария: 7 нападающих, 3 защитника и 1 вратарь либо же любые 8 полевых и 1 вратарь. Это значит, что в распоряжении "Кракен" будет больше добротных игроков с хорошим опытом игры, чем это было 20 лет назад и раньше. По правилам, "Сиэтл" должен забрать по одному игроку у каждой команды НХЛ кроме "Вегаса", который от этого драфта расширения освобождён.
Иногда люди забывают, каким же был тот оригинальный выбор "Вегаса" на расширении 2017 года. Напомним, что 10 из 30 игроков никогда не играли за "рыцарей", ещё 5 сыграли 60 игр или меньше. Получается, что половина из выбранных тогда игроков не внесли столь существенного вклада в такой быстрый успех нового проекта. Также случится и с "Сиэтлом", который в любом случае заберёт много ноунеймов перед действительно интересными игроками.
"Вегас" создал шаблон: им абсолютно не нужны были все 30 игроков, которые достались им на драфте. Для того, чтобы сыграть в НХЛ достаточно было бы и 23, плюс к тому нужно было найти место для всех тех игроков, которых они выменяли, в чем и заключалась сила той первой команды. "Кракен" наверняка поступят немного иначе, но совершенно точно не будут сразу доверху наполнять себя контрактами. Они наверняка выберут нескольких игроков с истекающими договорами, а затем просто отпустят их, как свободных агентов. И в случае с "Вегасом", кстати, были команды, где "рыцари" наверняка предпочли бы не выбирать ничего, чем забирать кого-то из ультра-тонкого защитного листа. Но поскольку то был невозможный вариант, пришлось погрузиться в систему организации клубов, чтобы достать оттуда ноунейма с надеждой на проблеск роста. И зачастую оценки были правильными. Для этого можно просто взглянуть на тот самый драфт и выборы "Вегаса".
"Вегас" выбрал Уильяма Каррье, который до того сыграл только 41 матч в НХЛ; выбрали Томаша Носека с 17 играми в НХЛ; выбрали Брэйдена МакНэбба, хотя могли забрать из "ЛА" Дастина Брауна или Джеффа Картера. Все трое - полезные игроки того самого первого состава. Некоторые из тех, кого выбрал "Вегас" - это побочные выборы от заранее оговорённых сделок с "Анахаймом", "Миннесотой", "Коламбусом", "Флоридой" и "Айлендерс", от которых клуб забрал либо хороших проспектов (Ши Теодор, Алекс Так), либо высокие драфт пики, которые затем смогли обменять на более опытных игроков (через Ника Сузуки и Эрика Браннстрома заполучили Макса Пачиоретти и Марка Стоуна).
В течение первого лета клуб избавился от излишних игроков обороны (включая Алексея Емелина), другие не продержались до закрытия рынка свободных агентов, третьи сразу угодили в долгосрочный список травмированных. И даже после всего этого у "рыцарей" оставалось слишком много игроков на контрактах, а потому клуб столкнулся с проблемой так называемых "уэйверов" (waivers) - контрактов с возможностью выставить игрока на драфт отказов. Не будем вдаваться в особенности спуска в фарм-клуб по такому типу контрактов, но скажем лишь то, что перед началом дебютного сезона "Вегас" был просто вынужден отправить в свой фарм Така, Теодора и Вадима Шипачёва просто потому, что у них была прописана невозможность драфта отказов. Когда "рыцари" закончили свою первую "регулярку", примерно половина из выбранных ими игроков гремела на всю Лигу. Нападение: Карлссон, Маршессо, Перрон, Хаула, Нил, Смит. Защита: Шмидт, Миллер, МакНэбб, Энгелланд, Теодор. В воротах Марк-Андре Флёри.
Так чему же учит пример "Вегаса"? Тому, что драфт расширения - важный, но только лишь первый небольшой шаг. Построить команду на одних только "подачках" от других клубов невозможно, нужна самостоятельная работа. И не обязательно следует выбирать игроков с именем: если тот же "Сиэттл" возьмёт условного Мэттью Филлипса из "Калгари" вместо Марка Джиордано - это не глупость менеджеров "Кракен". Важно то, что при создании команды с нуля должно формироваться общее долгосрочное представление о том, что мы хотим из этой команды слепить. Пластичность - вот главное преимущество на начальном этапе. И даже не страшно, если кто-то из игроков с драфта расширения окажется разочарованием. Выборы "Сиэтла" ни в коем случае не составят сильную на бумаге команду сразу же после всех подписаний. Скорее, наоборот, это будет выглядеть немного нелепо, как и первоначальный состав "Вегаса". И только после того, как "рыцари" вышли на лёд и стали играть, всё это стало обретать смысл. То же самое ждёт и "Сиэтл".
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/straightouttaoilers/2915640.html