С кем Овечкину удобнее играть – с Кузнецовым или Бэкстремом? А кто из них больше зависит от него?
Важные вопросы во время плей-офф.
Александр Овечкин – главный супергерой в истории спортивного Вашингтона. Да, он уверенно обходит всех атлетов, представлявших команды из столицы США, – сочетание харизмы, бесконечной энергии и какой-то необъяснимой русской мощи сделало из него икону, которая подарила «Кэпиталс» первый титул в истории, а теперь гонится за главным хоккейным рекордом всех времен.
При этом голы Овечкина очень сложно представить без супергеройских помощников – такими в его карьере стали Никлас Бэкстрем и Евгений Кузнецов. С ними Овечкина связывает нечто большее, чем общая раздевалка и место в одном звене – оба со временем нашли в Овечкине настоящего братана и друга. Бэкстрем раньше – его фамилию на драфте объявлял именно Овечкин.
До появления Кузнецова в составе «Кэпиталс» Овечкина и Бэкстрема тоже пытались разводить по разным звеньям: в сезоне-2011/12 Александр поиграл с Маркусом Юханссоном, а через год – с Майком Рибейро. И вряд ли эти эксперименты можно назвать удачными – фактически Бэкстрем был безальтернативным вариантом для главного снайпера лиги, а попытки их разлучить приводили к снижению эффективности командного нападения.
Все изменил прогресс Кузнецова, которому непросто далась адаптация за океаном, но который со временем стал одним из самых опасных игроков лиги на чужой половине площадки. Да, в случае с Евгением есть ряд оговорок: он слабо играет на вбрасываниях, не защищается на элитном уровне и очень зависим от своего настроения и интереса к игре. Тем не менее, связка Овечкин-Кузнецов из сезона-2017/18 была одним из самых ярких дуэтов лиги и производила потрясающее впечатление.
Тем не менее, постоянного места с Овечкиным Кузнецов все же не получил – в центре с капитаном периодически появляются и он, и Бэкстрем, а неизменным остается лишь один параметр – голы Александра. И эта смена центров привела к тому, что внутри нашей редакции возник логичный вопрос: а с кем Овечкину играть удобнее и с кем он играет наиболее эффективно?
Вопрос довольно абстрактный, ведь существующая хоккейная статистика не включает параметр «химия звена». Как правило, эффективность оценивается исходя из визуальных данных (игра в пас и позиционное взаимодействие) и заброшенных шайб. Максимально упростим: если партнеры не сталкиваются лбами на площадке, находят друг друга сложными передачами и забивают голы, то им комфортно.
То есть для оценки эффективности связок Овечкин – Бэкстрем и Овечкин – Кузнецов стоит использовать параметры, оценивающие действия в атаке. Еще один важный момент: и Кузнецов, и Бэкстрем – яркие плеймейкеры, которые любят возиться с шайбой, придерживать ее в чужой зоне и генерировать несколько моментов за смену. Иногда это приводит к тому, что Евгений просит Овечкина не бросать. То есть показатель сгенерированных связкой шансов тоже будет адекватным параметром для оценки эффективности.
И главное – поскольку Кузнецов и Бэкстрем провели разное количество матчей с Овечкиным в звене, параметры стоит рассматривать в пересчете на 60 минут игрового времени. И обязательно для формата 5-на-5 – поскольку цифры в большинстве имеют явный перекос в сторону команды с численным преимуществом, а в первой бригаде «Вашингтона» появляются и Бэкстрем, и Кузнецов.
Данные берем отсюда, начиная как раз с дебютного сезона Бэкстрема. Какие параметры учитываем:
SF/60 – броски за 60 минут.
GF/60 – голы за 60 минут.
xG/60 – ожидаемые голы за 60 минут.
HDCF/60 – особо опасные моменты (броски из слота, после добивания или совершенные в быстром отрыве после потери соперника в средней зоне или в зоне защиты).
И вот как выглядит статистика Александра Овечкина с Бэкстремом и без него.
Что видим: без Бэкстрема статистика Овечкина формально проседает, но совсем уж незначительно. Этому есть логичное объяснение: когда Овечкина и шведа разводили раньше, Александр был на пике своих физических возможностей и стабильно генерировал моменты самостоятельно. А позже появился Кузнецов – не менее креативный игрок, который умеет правильно задействовать снайпера на левом фланге.
Без Кузнецова показатели Овечкина проседают, особенно в голах за 60 минут. С Евгением Овечкин создает больше особо опасных моментов, чем с Бэкстремом, больше забивает и чуть меньше бросает.
При этом интересно, как меняются показатели центров с Овечкиным и без него: вполне очевидно, что Овечкин – нечто большее, чем пулялка из левого круга, так что на статистику своих партнеров он тоже оказывает влияние.
Вот как чувствует себя Никлас Бэкстрем в звене с Овечкиным и за его пределами.
Бам! Швед проседает по выбранным атакующим метрикам, как только оказывается вне звена с Александром. А что Кузнецов?
Похожая картина – без Овечкина его метрики проседают.
Что имеем в итоге:
• Овечкину все равно, с кем забивать. Поправка: если есть выбор между двумя элитными плеймейкерами. По цифрам чуть лучше выглядит Кузнецов, но утверждать, что он однозначно удобнее для Овечкина, чем Бэкстрем – нельзя. Здесь важен вопрос момента и настроения – на разных отрезках сезона Александр с одним взаимодействует эффективнее, чем с другим;
• Овечкин делает своих партнеров лучше – мало отдавать точные передачи, важно еще и то, кто их принимает. Банальная история, которая подтверждается цифрами: с лучшим снайпером поколения и Бэкстрем, и Кузнецов чувствуют себя комфортнее и улучшают свои показатели.
Фото: Gettyimages.ru/Rob Carr, Patrick Smith
А вообще сложилось впечатление, что тут уровень на который вывели Кузю Уилсон и Ови в ПО-2018, Кузнецов впоследствии не выдержал прям с треском. Как-то сломался. Бэкстрем в этом плане гораздо более универсальный и независимый. Машина.
Они важная составляющая первого звена по отбору шайбы и по созданию пространства для игры.
Том лучше справлялся с этими задачами и не зря в первой тройке закрепился с 2018 года. Доказано кубком 2018 года.