Университет для игроков учит тратить деньги, общаться с медиа, строить карьеру и личный бренд. Уже работают в КХЛ и планируют зайти в футбол
«Авангард» попробовал «Игровой интеллект» первым, теперь курсы поддерживает лига.
От редакции: Это новый текст сериала «Деньгам нужен ум», где мы обсуждаем проблемы финансовой грамотности в нашем футболе: почему игроки сходят с ума, получая огромные контракты, как теряют миллионы из-за доверчивости и недостатка знаний, что делать тем, кому не светят РПЛ и пышные бонусы.
Заходите на сайт каждый день, высказывайтесь и подписывайтесь на специальный блог «Сериалы Sports.ru», чтобы ничего не пропустить.
***
К началу 2021-го шесть клубов КХЛ провели тренинги для игроков от компании «Игровой интеллект»: «Авангард», «Амур», «Сочи», московское «Динамо», «Салават Юлаев» и «Ак Барс».
С омского клуба летом 2019-го все и началось: «Авангард» попробовал первым, благодаря хорошим отзывам концепцией заинтересовалась КХЛ, теперь «Игровой интеллект» проводит два базовых модуля программы (по построению личного бренда и общению с прессой) в официальном партнерстве с лигой, а некоторые клубы – например, «Авангард» и «Сочи» – пошли дальше и проводят курсы по другим направлениям программы.
При разработке концепции авторы «Игрового интеллекта» вдохновлялись североамериканскими примерами. В НБА с 1986-го работает Rookie Transition Program – система адаптации новичков. Несколько десятков игроков, высоко выбранных на драфте и подписавших контракты, на четыре дня съезжаются в одно место. На время семинаров у них забирают телефоны, чтобы каждый мог сосредоточиться на содержании тренингов по взаимодействию с медиа, управлению финансами, развитию карьеры, использованию соцсетей и другим направлениям, опосредованно связанным с баскетболом.
В НБА эта система выстроена настолько давно, что уже в нескольких поколениях игроков почти нет баскетболистов, которые бы выступали в лиге, но не проходили такого обучения. В августе 2019-го программу расширили до двухсторонних контрактов, чтобы охватить и тех, кто сразу после драфта выступает в Лиге развития и планирует получить как минимум шанс на топ-уровне.
Похожие программы адаптации существуют во всех ведущих североамериканских лигах. Кроме того, отдельно проводят кэмпы для игроков, близких к завершению карьеры или только что закончивших со спортом – чтобы помочь им в адаптации и подготовить к будущему стрессу.
Устройство КХЛ не позволяет полностью повторять американский путь: драфта, благодаря которому с высокой точностью вырисовывается список вероятных будущих звезд, нет (с теми, кто только что подписал первый контракт, работать логичнее и эффективнее), сильного профсоюза – тоже (например, в НБА за организацию отвечает NBPA – ассоциация игроков).
Появление «Игрового интеллекта» – однозначный прорыв для российской индустрии и полезная инвестиция клубов в рост общего уровня осознанности. Sports.ru обсудил детали программы и идеальный план ее развития с авторами – Антоном Шершневым, Вадимом Нерославским и Юлией Левченко.
Спортсмены часто не понимают, как обращаться с ресурсами: доходы на уровне топ-менеджеров, а знаний не хватает
– К созданию «Игрового интеллекта» нас подтолкнули шумные истории с участием известных спортсменов, когда из-за поступков в обычной жизни под угрозой были их карьеры. Мы задумались о том, как помочь тем, кто обладает большим публичным потенциалом и много зарабатывает, не попадать в такие истории и вообще разумнее относиться к своим ресурсам – не только финансовым.
У нас большой опыт работы в корпоративном обучении, аналогия возникла сама собой: большие корпорации инвестируют в своих сотрудников, проводят курсы тайм-менеджмента, управления персоналом и так далее – почему бы клубам не делать то же самое?
По сути, спортсмены чаще всего отдают все, что не связано со спортом напрямую – финансы, имидж, личный бренд – кому-то из окружения, а сами в этом не очень разбираются. Доходы спортсменов сопоставимы с заработком топ-менеджеров корпораций, но при этом соответствующего образования и знаний о том, как управлять этими доходами, у спортсменов нет.
Опять же параллель с корпоративным сектором: большие компании в России уже давно организуют свои университеты – причем, например, «Сбербанк», «Газпром нефть» и другие учат там не только чисто профессиональным вещам, но и так называемым soft skills – тому, что формирует личность человека, делает его устойчивым в том числе к негативным жизненным ситуациям.
Мы поделили программу «Игрового интеллекта» на четыре блока:
Вопросы планирования карьеры, которые больше связаны с психологией, некоторые хоккеисты боятся обсуждать – не хотят показаться слабыми. Но в то же время, если грамотно позиционировать себя и правильно относиться к личным игровым задачам, можно гораздо эффективнее выстроить карьеру.
В «Авангарде» мы по каждой теме провели мастер-классы: о взаимодействии с медиа говорил комментатор Дмитрий Федоров, о построении личного бренда и карьере после спорта – Евгений Савин, позиционирование в соцсетях разбирал писатель Александр Цыпкин, а об управлении личными финансами рассказывал Алексей Важенин из «Газпромбанка».
Мы стремились найти спикеров, которые бы могли общаться с хоккеистами на одном языке, были опасения как раз относительно финансовой темы, но нам повезло найти Алексея – человека, который и раньше работал со спортсменами, в том числе с хоккеистами, как финансовый консультант.
Во время пандемии адаптировали обучение под онлайн-формат: игроки собираются в одном помещении, а спикер – на видеосвязи. Круг экспертов расширился: например, мастер-классы проводили Таш Саркисян, пиар-агент Елена Болотова – этих людей хоккеисты знают, их слова для игроков авторитетны.
Причем по ходу тренингов обсуждали и положительные примеры, и отрицательные – показывали, на что стоит ориентироваться, и как делать точно не надо. Осознавали: главное – не научить игроков чему-то с нуля, со взрослыми людьми это вообще не очень работает, а заинтересовать, зародить желание подробнее в чем-то разобраться».
Идея взлетела благодаря правильным людям в «Авангарде»: Сушинский проникся, Хартли поддержал, Крылов одобрил
«Когда мы только запускались, понимали: методом холодного обзвона клубов вряд ли можно чего-то добиться. Нам помог контакт с вице-президентом «Авангарда» по операционной деятельности Иваном Тугариновым – мы рассказали ему об идее, он организовал встречу с Максимом Сушинским, который тогда был президентом.
Максим подхватил идею: привел в пример свой автобизнес, подтвердил пользу такого обучения на примере собственной компании, главный тренер Боб Хартли тоже поддержал – он ведь из североамериканской культуры, ему это близко. Председатель совета директоров «Авангарда» Александр Крылов дал нам карт-бланш на реализацию новаторской программы в клубе – как человек из бизнеса он увидел в идее большой потенциал для российского спортивного рынка в целом.
Перед началом программы, разбитой на несколько дней, выступили сами Крылов, Сушинский и Хартли. Это особенности командной психологии в спорте: если тренер и руководитель говорят, что это действительно нужно – игроки тут же переключаются в особый режим восприятия.
На стартовой встрече мы провели голосование по темам мастер-классов: предложили игрокам расставить фишки – указать, какие именно аспекты их интересуют больше всего. Например, так мы узнали, что в общении с прессой большинству важно понять, как уходить от провокаций, управлять конфликтными ситуациями и определять запретные темы.
Проект с «Авангардом» мы реализовали в августе 2019-го, в начале осени на нас вышла КХЛ, а в конце года нас пригласили поучаствовать в собрании руководителей клубов. Представитель КХЛ обозначил, что «Игровой интеллект» – программа, одобренная лигой, сразу после этого нам прилетели запросы от других клубов КХЛ.
Параллельно общаемся и с футбольными клубами, а также с РФС. Процесс идет не так быстро, потому что пилотный проекты мы реализовали в хоккее, однако мы уверены, что «Игровой интеллект» оценят и футбольные функционеры – там это даже более актуально, потому выше доходы, уровень узнаваемости и соответственно риски. Ответ на вопрос, зачем это нужно, очень прост: взрослых людей сложно переучить, но дать им ментальный пинок – вполне возможно.
К тому же мы вместе с лигой разрабатываем формат, который помог бы по аналогии с программами в НБА и НХЛ охватить новичков – молодых игроков, начинающих выступление на взрослом уровне».
«Игровой интеллект» превратится в общедоступный маркетплейс. Но компания останется только агрегатором
«Управление финансами – тема, которая заинтересовала большинство участников тренинга, многие хотели бы разбираться в подробностях дальше, игроки задавали нам вопросы, просили скинуть дополнительные материалы. Однако мы ограничиваемся ролью экспертов, собственно управлением деньгами других людей мы не занимаемся.
«Игровой интеллект» – платформа, которая объединяет профессионалов в разных сегментах. Идеальный план – если спортсмены после тренинга будут обращаться не к нам, а к провайдерам, которых мы рекомендуем. Например, в следующее межсезонье у нас будут финансовые консультанты из «Газпромбанка», «Уралсиба» и других финансовых институтов. Наша задача – направить игроков к авторизованным и проверенным специалистам.
В итоге мы хотим создать диджитал-платформу, доступную для всех спортсменов вне зависимости от того, проводили мы в их клубе офлайн-тренинги или нет. Такая платформа будет выглядеть как маркетплейс, снабженный образовательными онлайн-программами: короткие видео, выжимка ключевых мыслей.
Причем и обучающие, и консультационные сервисы мы оформим в игровом формате, чтобы все это было легче понимать и воспринимать. Только витрина предложений смотрелась бы подозрительно – как будто мы навязываем чьи-то услуги. А если мы вдруг станем сами предоставлять финансовую или какую-либо другую помощь, быстро потеряем свой статус независимого агрегатора.
Сейчас готовим прототип, делаем это полностью за счет своих ресурсов. В перспективе офлайн-мероприятия мы воспринимаем как воронку, которая помогла бы сформировать аудиторию для онлайн-платформы. Именно вокруг нее уже можно будет выстроить и бизнес «Игрового интеллекта», потому что проведение мастер-классов – очевидно, не очень маржинально. Сейчас наши услуги оплачивают клубы и лига, а в формате IT-платформы мы планируем перейти на формат подписки – платить за содержание и услуги будут сами спортсмены.
К тому же мы ориентируемся на североамериканские примеры платформ, где можно в том числе получить предложение от бренда на размещение рекламы в своих соцсетях. Такое сводничество игроков и рекламодателей – тоже взаимовыгодный процесс, актуальный для спортсменов не топового уровня. Наша роль будет в том, чтобы фильтровать рекламодателей.
Все это особенно важно для игроков, условно скажем, среднего уровня, которых большинство. Их доходы в сравнении со средними по стране значительно выше, но внутри индустрии они не воспринимают себя как элиту и поэтому управляют своим капиталом сами – чаще всего просто покупают недвижимость. Да, практически у каждого есть агент, но многие из них отвечают только за подписание контрактов с клубами, а финансовыми, имиджевыми и другими вопросами не занимаются – для с ними мы могли бы работать в связке как партнеры, которые дополняют спектр услуг».
Сериалы Sports.ru – главный блог сайта в феврале и марте. Подписывайтесь
Фото: gameint.ru; Instagram/gameint.ru; hawk.ru
Просто теперь понятно к чему эти полотна
Реклама этого "института" и привлечение трафика к этим цыганам
жоревом, поревом, куборем
все поедет в гору, когда решим проблему куборей и кукуборей на местах