Канада прощается с легендой: парень с синдромом Дауна работал в «Эдмонтоне» больше 30 лет. Он был членом великой династии
Гретцки считал его своим другом, а фанаты обожали за доброту.
Вы точно слышали о главных легендах «Ойлерс»: Уэйн Гретцки, Пол Коффи, Марк Мессье, Гленн Андерсон, Яри Курри, Грант Фюр и еще пара десятков фамилий, половина из которых прописалась в различных залах хоккейной славы.
У «Эдмонтона» есть еще одна легенда – Джоуи Мосс проработал в клубе больше 30 лет. Его не стало 26 октября, и соболезнования его семье выразили Уэйн Гретцки, Коннор Макдэвид, НХЛ, федерация хоккея Канады и несколько поколений игроков, которые выступали за «Эдмонтон» в разные годы. Не остался в стороне и «Калгари» – главный сосед-соперник «нефтяников», с которыми они регулярно сходятся в Битве за Альберту.
«Джоуи Мосс – абсолютная легенда. Покойся с миром».
А вот как отреагировал Эса Тикканен, пятикратный обладатель Кубка Стэнли в составе «Ойлерс»: «Человек, который всегда старался изо всех сил и никогда не жаловался. Настоящий администратор раздевалки уровня Зала славы и седьмой игрок в династии «Ойлерс». И великолепный исполнитель гимна!».
Джоуи Мосс родился в семье, в которой помимо него было 12 братьев и сестер. Еще в детстве ему поставили диагноз – синдром Дауна. Семья решила, что это не повод отказываться от ребенка, и сделала все, чтобы у Джоуи было счастливое детство.
Когда будущей легенде «Ойлерс» исполнилось 14, семья осталась без отца – мать Джоуи, Софи Мосс, осталась одна с шестью младшими детьми (остальные разъехались по всей стране) и испытывала серьезные проблемы с деньгами. В жизни Джоуи все изменилось в тот момент, когда восходящая звезда НХЛ из Эдмонтона закрутила роман с его старшей сестрой Викки – она пела в молодежной группе и имела определенную известность в Альберте, а несколько ее песен засветились в топе канадских чартов.
Гретцки был не просто суперзвездой, но и парнем с большим сердцем – он довольно быстро понял, что у семьи серьезные проблемы с деньгами, поэтому предложил Софи Мосс разбирать его почту и отвечать на письма фанатов, которые приходили пачками со всей Канады. А когда он забил 5 шайб в одной игре и получил от владельца «Эдмонтона» в подарок машину, то решил подарить ее семье Мосс.
Джоуи в то время работал на одном из складов Эдмонтона – помогал сортировать бутылки и не рассчитывал на большее по причине своей болезни. Впечатлившись старательностью парня, Гретцки спросил менеджера команды о должности для Джоуи – так он появился в раздевалке «Ойлерс».
Джоуи назначили помощником другой будущей легенды клуба – менеджера по экипировке Лайла Кулчински по прозвищу Спарки. Он стирал полотенца, пылесосил раздевалку «Эдмонтона» и приносил воду игрокам во время тренировок.
Постепенно он стал больше, чем просто помощником. «Каждый игрок, который выступал здесь, знает Джоуи. Очень часто бывшие игроки «Эдмонтона» приходили к раздевалке, чтобы поздороваться с ним. А он ходил в раздевалку гостей, чтобы сказать «привет» знакомым игрокам и тренерам», – рассказывает Барри Стэффорд, который долгое время работал главным администратором команды.
Каждый день, приходя на работу, он приветствовал игроков одной фразой: «Доброе утро, моя радость!» – и широко улыбался. А игроки улыбались ему в ответ – Джоуи заряжал их позитивом, а после поражений и неудачных матчей (такие были и у «Ойлерс») садился на лавку, клал руку на плечо и бурно начинал объяснять, что не надо вешать нос.
Джоуи обожал громко петь гимн Канады – игроки «Эдмонтона» всегда старались найти его на скамейке. Джоуи не был лучшим певцом – но старался изо всех сил и был самым искренним исполнителем на домашних матчах «Ойлерс».
В 2006-м «Эдмонтон» неожиданно дошел до финала Кубка Стэнли – Мосс спел гимн перед одним из матчей, и о нем узнала вся Канада. Чтобы быть с командой, Джоуи даже перенес запланированную операцию по удалению грыжи – хотел быть с командой до самого конца.
«Он был самым знаменитым человеком в Эдмонтоне, но даже не знал об этом», – говорит Стэффорд.
Гретцки не забыл своего друга после обмена в 88-м: каждый раз, когда Уэйн приезжал в Эдмонтон, он шел к раздевалке своей бывшей команды, чтобы поздороваться с Джоуи. Гретцки переживал, что Мосса уволят после его обмена, так что попросил менеджера местной команды по канадскому футболу дать Джоуи работу и собирался платить ему зарплату из своих денег. Этого не потребовалось – Джоуи стал своим и в раздевалке «Эскимосов», где работал каждый год после окончания хоккейного сезона.
В 96-м на Кубке Мира во время гимна Гретцки, Мессье и Коффи смотрели на трибуну, где Джоуи Мосс как всегда пел громче всех. В 99-м он стоял рядом с Гретцки, когда «Эдмонтон» поднимал номер Уэйна под своды арены. Его юбилей команда праздновала так, словно он был главной звездой в истории клуба.
Джоуи не просто стал знаменитым сервисменом – благодаря его усердной работе, люди с синдромом Дауна нашли работу в хоккейных командах по всей Канаде.
«Он не инвалид, – говорил Джефф Ланг, нынешний администратор «Ойлерс». – Синдром Дауна вовсе не означает, что он не может быть частью команды. Многие не хотят давать работу таким, как он. Они думают, что такие люди не справятся. Он просто делал свою работу – складывал полотенца, носил воду. И он вдохновил других людей, дал им надежду. Он не уборщик – он важная фигура в нашей организации».
Пять лет назад Джоуи Мосс стал членом Зала хоккейной славы провинции Альберта, а в 2012-м получил памятную медаль в честь юбилея королевы Елизаветы Второй – в Канаде ее вручали гражданам, которые внесли значительный вклад в жизнь соотечественников.
Уэйн Гретцки трогательно попрощался со своим старым другом и выложил фото с Джоуи и Кубком Стэнли: «Однажды «нефтяник» – «нефтяник» навсегда. Покойся с миром, Джо».
Мозякин – легенда КХЛ. Набрал 900 очков, рядом нет вообще никого
Фото: Gettyimages.ru/Codie McLachlan, Dave Sandford
Параскуну плюсище!