Ушедший на взлете
Никто не знает точно, какое наследие в Национальной хоккейной лиге оставил бы Пелле Линдберг, если бы он смог реализовать свой потенциал в полной мере. Шведский голкипер погиб 10 ноября 1986 года в автомобильной катастрофе, ему было всего 26... На момент гибели Линдберг котировался в числе лучших вратарей лиги, и казалось гарантированным, что он будет задавать тренд в игре на десятилетие вперед.
Когда Пелле разбился в автомобиле на темном шоссе рядом с тренировочным катком «Флайерз» в Вурхис (Нью-Джерси), он уже был настоящей звездой. Сезоном ранее он не только сыграл в Матче всех звезд НХЛ, но и был выбран в первую команду звезд лиги по итогам регулярного чемпионата. Он также стал обладателем «Везина Трофи» и был тем человеком, который помог «Филадельфии» выйти в финал розыгрыша Кубка Стэнли против «Эдмонтона». В этом сезоне Линдберг выиграл 40 матчей и проиграл только 17, при семи ничьих. И, что важнее, будущее миловидного шведа выглядело еще более многообещающим.
В сезоне-1983/84 он сыграл только 34 матча и пропускал 4,05 шайбы в среднем за игру – посредственный показатель. Было очевидно, что Пелле нуждается в акклиматизации и притирке к североамериканскому хоккею. Держа это в уме, «Флайерз» отправили молодого вратаря в свой фарм-клуб, базировавшийся в Майне. Но руководство клуба с Бродстрит знало, что у игрока есть все для того, чтобы в будущем стать звездой. Это было очевидным еще в сезоне-1982/83, когда он выиграл 23 матча, проиграл 13 и три свел вничью. Швед не только вошел в команду лучших новичков чемпионата, но и принял участие в Матче всех звезд.
То, что он пережил спад на следующий год, не стало сюрпризом. Молодые игроки, приехавшие из Европы, зачастую не сразу адаптируются в полной мере к новому окружению и обстановке. И проблемы Линдберга были знакомы многим из них. К счастью, Пелле нашел друга и наставника в лице Берни Парента – героя «летчиков» 70-х, который стал тренером вратарей клуба. Парент сразу отметил Линдберга, а Пелле был старательным, благодарным учеником.
«Когда в ранние годы у Пелле случался плохой матч, ему нужно было провести пять, шесть или даже больше игр для того, чтобы вернуться в свою колею», - говорил Парент.
Некоторые полагают, что уверенность в себе Линдберга дала трещину во время Матча всех звезд 1983 года. Тогда Уэйн Гретцки забросил в его ворота четыре шайбы в последние 14 минут игры. Но на самом деле Пелле всегда был бойцом, способным преодолеть любые неудачи. После не самого удачного сезона он вернулся и стал ментально сильнее, чем когда-либо ранее.
«Я очистил свое сознание во время летней паузы. Я сказал себе, что должен забыть плохой год и сконцентрироваться на том, каким игроком я хочу стать в этой лиге», - признавался Линдберг.
Он сдержал свое слово, став первым в истории НХЛ вратарем-стартером из Европы. Пелле стал более зрелым и устойчивым голкипером, которому не нужно было много времени для того, чтобы восстановиться после необязательной пропущенной шайбы или после неудачного матча. И он знал, кого стоит поблагодарить за это.
«Берни Парент очень много помогал мне. Он знал все о давлении, которому подвергается основной вратарь. Как только мне нужно было обсудить что-то касаемо стиля или настроя на игру – Берни всегда был к моим услугам», - говорил Линдберг.
«Майк Кинэн тоже доверял мне. Я знал, что после неудачной игры он предоставит мне возможность исправиться. Это очень помогало – сознавать, что я не окажусь на скамейке после необязательной пропущенной шайбы», - добавлял вратарь.
Новая ментальность Линдберга перенеслась на плей-офф 1985 года, когда «Флайерз» одолели «Рейнджерс», «Айлендерс» и «Нордикс» на пути к большому финалу. Он не смог остановить могучее нападение «Ойлерз» («Эдмонтон» победил в серии из пяти матчей), но статистика Пелле была превосходной: всего 2,50 пропущенной шайбы в среднем за матч. Он одержал дюжину побед в 18 играх.
Новая скандинавская звезда должна была ущипнуть себя, чтобы понять, насколько далеко ей удалось зайти и насколько Линдберг был счастлив.
«Я все время вспоминаю свои первые годы на льду дома, в Швеции. Мне было всего четыре года, когда я начал играть в хоккей. Обожал смотреть чемпионаты мира по хоккею по телевизору. Я отмечал канадского вратаря, которого звали Сет Мартин, и мне особенно нравилась его маска. Наблюдая за его игрой, сказал себе – это то, чем я хотел бы заниматься», - вспоминал Пелле.
«С десяти лет я мечтал стать профессиональным вратарем. А когда исполнилось 14, моим кумиром стал Берни Парент. Хотите верьте, хотите нет, но я всегда мечтал когда-нибудь сыграть за «Флайерз». Именно они были моей любимой командой. Можете себе представить мое воодушевление, когда мечта стала реальностью», - отмечал Линдберг.
Сознавая то, что он твердо стал номером один на Бродстрит, Пелле ударно начал сезон-1985/86. После восьми матчей на его счету уже был шатаут, болельщики ожидали новых рекордов и свершений. Но случилось непоправимое. Мечта была похоронена на шоссе в Нью-Джерси. Подвозя друзей домой в своем «Порше», Линдберг потерял контроль над спортивным автомобилем и врезался в стену на высокой скорости. Он погиб скоропостижно.
Капитан той команды Дэйв Пулен признался: «Я всегда говорил Пелле, что испытываю чертовски большую гордость, будучи близким другом самого побеждающего вратаря Национальной хоккейной лиги».