Трактор почти не продает атрибутику – это провал. В 2013 он был в лидерах лиги
В 2017 году я уже мельком затрагивал проблемы Трактора не в хоккейных делах, там был в том числе пункт про атрибутику. Но тогда я прошелся не сильно, только покритиковав футболки, которые сделали новинкой, основной посыл текста был направлен на другое. Но вот проходит почти 3 года, и я вижу не утешительную статистику, что в Челябинске, одном из самых хоккейных городов страны, продали атрибутики, всего на 1,5 миллиона рублей.
Давайте просто посчитаем. В одном Челябинске на данный момент проживает 1,2 миллиона человек. В области еще больше. И получается, что среди этих 1,2 миллиона человек, не нашлось 1000, которая потратила на атрибутику главной команды области, пусть не обижается Металлург, хотя бы 2 тысячи рублей. Ну или 2000 человек, которые бы потратили 1000 рублей. Это же просто смешно. С учетом того, что средняя посещаемость игр Трактора почти 6500 человек. То есть примерно за сезон Трактор пришло 201 500 человек. Да, это не уникальные люди, и кто-то ходит часто, на каждый матч, но все-таки неужели из этих 201 500 походов на хоккей, не нашлось 1000 походов, во время которых потратили хотя бы 2000 на атрибутику.
И особенно сильно это печалит в тот момент, когда в 2013 году магазин атрибутики у Трактора был одним из лучших в лиге, по ассортименту, качеству, креативности и по многому другому. Сейчас же Трактор практически не продает атрибутику. А людей на улицах с символикой Трактора можно увидеть все меньше. Намного чаще можно увидеть людей в футболках, кепках и многом другом - клубов национальной хоккейной лиги. И тут понятное дело многие скажут, что какие результаты, такой и спрос на атрибутику, и да, в этом есть доля правды, но и атрибутика у Трактора на данном этапе просто не привлекает людей самим видом. О ней же сейчас и пойдет разговор.
Форма:
Основная вещь, которую хочет купить каждый болельщик, это форма своей команды – проще говоря джерси. Начнем с главного. У Трактора самое дешевое джерси на Востоке, всего 2500, взрослая модель, ближе всего к Трактору подобрался сосед из Екатеринбурга с формой за 3000 рублей. Плюс сюда можно отнести то, что я не нашел в интернете информации о магазине Нефтехимика, и понятия не имею, сколько стоит именно их джерси, потому что джерси КуньЛуня и Амура, можно найти в магазине КХЛ, в отличии от джерси Трактора. Так же я не нашел джерси в официальном магазине Сибири, но нашел его на сайте КХЛ.
НО, важное «но», у Трактора как бы не джерси, а просто фуфайка, то есть обычная реплика игровой формы. То есть джерси Трактора просто даже не приобрести, но уж позвольте, я за отсутствием джерси как такового, что уже жесть, буду сравнивать и говорить именно о реплики, пусть и называя его джерси.
И действительно, игровая форма челябинского клуба самая дешевая на Востоке, я специально не лезу в европейскую часть на Запад, потому что на мой взгляд там и цены должны быть выше, а вот с Восточными клубами сравнить действительно стоит. И Трактор тут, с одной стороны, молодец, цены очень консервативны, но при этом прибыли нормальной атрибутика не приносит даже по таким ценам, что скорее всего и показывает, что спроса на продукцию нет. И сейчас мне скажут правильное замечание, но ведь перед сезоном 1000 первых абонеменщиков выдали белые реплики этого сезона, что могло повлиять на продажи. И да, скорее всего немного это повлияло.
Но намного больше повлияло то, что в этом году у Трактора была просто отвратительная домашняя форма. Был крайне блеклый черный, а из-за того, что на плечи нанесли серую и еще более блеклую букву Т, форма казалось не черной, а серой. С выездным вариантом было чуть лучше, но все равно хуже, чем в прошлые сезоны. И самое что смешное, болельщики перед сезоном выбрали старую форму, проголосовав против новой, но клуб на это забил, можете сами посмотреть на результаты голосования.
Как итог, джерси не покупаются, люди не ходят в них на арену, даже в тех, которые достались им как подарок, а значит и команда не до получает необходимые средства за счет продаж джерси, хотя все что необходимо, это просто сделать красивую форму, и при этом можно даже цены подровнять под среднерыночные, ну 2500 за форму любимой команды и правда копейки. Отдельно стоит заметить, что Трактор продает «ретроформу», ну как ретро, это просто форма сезона 2016/2017, где вместо медведя поставили логотип 70-ых. Стоит она на 1000 больше, чем простая игровая и при этом вообще никак не выделяется. При этом Трактор во все сезоны играл в специальной форме под свой день рождение, когда-то она получалось действительно крутой, как например в сезоне 2017/2018
или в 2015-2016
это лично мои две любимые, а их было еще с десяток, но ни одну из них нельзя приобрести в магазине, даже ту, в которой Трактор играл в этом сезоне.
Это все к вопросу, что Трактор не старается продавать атрибутику, а как бы делает все для галочки. И форма это только вершина айсберга, просто именно на джерси и строится узнаваемость клуба.
Кепки, майки и все остальное:
Так же крайне плачевно смотрится ассортимент в плане маек. Казалось бы, простая вещь, сделать красивую футболку, которую люди с удовольствием могут носить. Но даже тут Трактор не сделал ничего интересного. Например, у Ак Барса вы можете найти 28 разновидностей только футболок. У Трактор их всего 6. При этом действительно как-то интересно, смотрится всего одна, это футболка нового сезона, под новый стиль команды, причем самое смешное, что еще под новый стиль сделана только одна толстовка, и они действительно выделяются из всего ассортимента мужской одежды. Но самое что смешное, в мужской одежде нельзя найти футболку поло, почему то называя ее рубашкой, ее Трактор предлагает только женщинам, для которых и вовсе всего 4 товара.
Я не буду проходится по каждой категории, типа тапочек, халатов и так далее. Просто скажу, чего, например, не хватает в магазине. Не хватает обычной черной футболки с принтом медведя, то есть без шуток, не с логотипом, а просто медведем, почему 3 года назад Трактор пытался сделать хоть что-то, а сейчас ничего нет, все майки Трактора, кроме опять же одной под новый сезон, выглядят, как просто фотка логотипа клуба, который нанесли на обычную футболку. И все это стоит ровно 1000 рублей. В Челябинске вообще не используют клубные цвета, и поэтому на черный и белый цвет уделено крайне мало внимания, хотя, казалось бы, именно черные футболки самые практичные.
Отдельно, конечно, хочется сказать про кепки. В Челябинске вы можете выбрать из целых двух вариантов. Из серой или белой.
Причем серая с прямым козырьком, а белая нет. Не, ну правда, это уже даже не смешно, особенно когда заглядываешь в магазин того же Ак Барса, где 67 вариантов. Да что там далеко ходить, даже соседи из Магнитогорска предоставляют 10 вариантов, даже Автомобилист обскакал Трактор на 4 кепки. И при этом в Челябинске нельзя купить кепку черного цвета с логотипом клуба, то есть с одним из основных цветов клуба. А потом вы спрашиваете, а где доходы? Так покупать нечего, просто выбора нет даже. Может, конечно, это проблемы интернет-магазина и на точках продаж другой ассортимент, но с другой стороны мы в 21 веке живем, и что-то я на арене большего ассортимента не видел.
И опять же, где черный шарф, почему у вас нет шарфа, который будет полностью черным? Есть шарф, где преобладает черный цвет, но там белые полосы и очень много красного. Я не понимаю, почему черно-белый клуб, так ненавидит свой, по сути, основной, домашний цвет. Тоже самое относится и к шапкам, есть чисто серая шапка, но при этом нет чисто черной или белой, да что там, нет даже просто черно-белой, есть трехцветная, где еще добавляется красный, но нет обычной шапки. Как такое возможно у клуба, который уже 4 года не использует даже красного цвета в своей форме.
Вы удивитесь, но при этом, многое из того, что нет для взрослых, есть для детей.
Есть и чисто черная кепка с белым названием команды,
есть черно-белая шапка, причем в двух вариантах, как с преобладанием черного, так и с преобладанием белого. То есть это как с мужской и женской одеждой и футболкой поло. И если реально просто посмотреть на то, что предлагает интернет-магазин Трактора для детей, это в несколько раз лучше, чем то, что предлагает для взрослых.
Сам интернет-магазин:
Выше вы могли видеть скрины из интернет-магазина Трактора, откуда я брал информацию. И уже сейчас можно понять, насколько он устарел. Безусловно, на момент его открытия, в 2011 году это был топовый для уровня КХЛ магазин, более того, таких магазинов в принципе можно было пересчитать по пальцам, но с 2011 года не поменялось ничего. Я скажу даже больше, вот что писали об открытии магазина тогда:
«В интернет-магазине «Трактора» представлена сувенирная продукция с символикой ХК: магниты, вымпелы, значки, кружки, бытовая химия – шампуни, кремы для бритья, предметы одежды и головные уборы – футболки, толстовки, шарфы, шапки, бейсболки, а также полотенца, спортивные сумки, есть даже обложка для паспорта. Всего около сотни наименований товаров, которые приобрести можно традиционными интернет-способами.»
Как вы видите уже сейчас нельзя купить, например бытовую химию – шампуни, кремы для бритья, то есть даже с 2011 года ассортимент сократился, хотя, казалось бы, наоборот должен был увеличиваться и разрастаться, но нет, у Трактора он сокращается и сейчас представляет собой всего около 140 позиций. Что неприятно удивляет, потому что, откровенно говоря, выбирать нечего. Возможно, это проблема устаревшего интернет-магазина, сейчас все в соц.сетях и Трактора продает атрибутику через них.
Я подумал так же, но зайдя в официальную группу, я не нашел, где можно купить атрибутику, хотя нынешний функционал ВК позволяет добавлять товары. Это, например сделала официальная группа магазина Трактора, но она последний раз обновлялась в 2018 году… Так что единственная возможность купить какую-то атрибутику Трактора, это официальный интернет-магазин, который выглядит просто ужасно, а купить на нем просто нечего. Спасибо, что он хотя бы не лагает.
Критикуешь – предлагай:
Я хоть и не какой-то дизайнер, или понимающий в этом деле человек, но у меня есть пара предложений для Трактора, что необходимо исправить, что бы продажи атрибутике не были на таком ужасающем уровне.
Сделать нормальный интернет-магазин, с нормальный ассортиментом. Просто кровь из носу, нужно оживлять, то, что когда-то было на передовом уровне, ну нельзя в 2020 году быть без нормального интернет-магазина. Где любой сможет выбрать для себя товар, в любом городе страны, в любой момент времени, сейчас все завязано на интернете и с помощью него необходимо нормально продавать. Особенно зная, сколько у нас есть болельщиков в той же Москве или допустим в Петербурге, не говоря уже о других странах.
Решить что-то с цветами и освежить все. Вот, казалось бы, всего пара экземпляров нового сезона, которые не похожи на стандартные варианты, и они уже выглядят хорошо на фоне других позиций, а теперь представьте если реально сделать нормально все. Добавить черные майки, белые майка, все это с принтами или логотипами. Вот как например делают в киберспорте Виртус.про, у которых так же логотип связан с белым медведем. Сделать намного больше обычной одежды, в которой люди спокойно бы ходили по городу и рекламировали клуб, те же футболки поло. Да или просто продавайте обычные спортивные костюмы, на них спрос будет огромный, такое любят. Добавить больше кепок, шапок, шарфов, самых разных вариантов.
Сделать нормальную продажу джерси и придумать красивую форму на сезон. Хватит этих фуфаек, окей, пусть они будут, но пусть будут еще и реальные, дорогие джерси, за которые любители все равно заплатят, а тем, кому не по карману, пусть покупают фуфайки. Так же сделать отдельно возможность покупать ретроформу, или хотя бы альтернативную на определенный сезон, а не только форму с буквой Т. Поработать над качеством товара, потому что я пока собирал информацию, мне сразу несколько человек написало, что в последние годы качество продукции резко ухудшилось и после первой стирки одежда начала терять свой первоначальный вид.
Ну и наконец, главное, сделать хорошую рекламу и интересный слоган на сезон, который можно будет поместить на майки, кепки, шапки и так далее, который будет модным и интересным. Я живу в Челябинске и не вижу никакой рекламы Трактора, а уж и атрибутики подавно, нужно заинтересовывать как старшее поколение, так и молодежь, интересными решениями, модными вещами, да и просто большим выбором. Потому что то, что творится с атрибутикой Трактора сейчас, не лезет ни в какие рамки. Трактор уверенно деградирует с 2013 года, с момента, когда мог выпускать именные товары с Гарнеттом, Кузнецовым и Контиолой, до нынешнего времени, когда нет ничего интересно. Трактор обязан идти в ногу с трендом. Создавать новых звезд и новые течения, а не просто делать все наотмашь, вместе с хорошей атрибутикой увеличивается и интерес к команде, а вместе с интересом к команде, увеличивается прибыль клуба, это взаимосвязанные вещи.
Интернет-магазин Трактора, откуда взяты все скрины и информация.
Магазин Виртус.про, который взят как пример успешной работы с мерчом.
Ссылки на меня: