5 мин.

Вам мягкое или сладкое? Наступает эра жесткого потолка зарплат

Завтра в КХЛ начнется новая эпоха - эра жесткого потолка зарплат. Говорить о том, насколько сильно изменится наш хоккей, сейчас немного преждевременно, да и кроме того, не такое сильное это изменение, как скажем расширение лимита на легионеров, которые мы пережили на заре КХЛ. 

В данном случае, клубам приходится оперировать примерно тем же рынком, что и был раньше - хоккеисты уже сейчас идут на понижение зарплат… или не идут, после чего испытывают карьерные затруднения. Показательна история Сергея Мозякина - форвард сначала категорически не принял уменьшение зарплаты вдвое, предложенное ему «Магниткой». Затем, изучив рынок, Мозякин с агентом вернулись в Магнитогорск и вроде даже были готовы подписать на предложенных Ласьковым условиях - с обеих сторон звучали заявления о тенденции к сближению по новому контракту. Но как только ЦСКА предложил рассмотреть вариант повышения потолка до 1,3 миллиардов рублей - Мозякин неожиданно взял паузу в переговорах с уральским клубом. Если бы кто-то попросил на хоккейном примере объяснить, что такое «шить белыми нитками», то эту историю с метаниями Мозякина можно было бы немедленно вспомнить.

Впрочем, это не самое интересное в истории с потолком зарплат - вернее, не совсем то, на чём надо столь пристально фокусировать внимание.

Что непонятно мне - почему потолок в принципе должен составлять 900 миллионов. Почему не 1,3 миллиарда? Почему не 2 миллиарда? Почему не 600 миллионов? Изначально это та сумма, вокруг которой потолок зарплат крутился в КХЛ всегда - жесткий ли со штрафом, резиновый ли, любой. По словам Третьяка, который все ещё делает вид, что игроки у него в НХЛ бегут исключительно за деньгами, сумма в жесткие 900 миллионов родилась во время принятия знаменитой стратегии КХЛ. Владислав Александрович не упустил возможности упомянуть, что данная сумма была предложена именно иностранными аудиторами, оставляя возможность для конспирологической теории об американском следе в потолке зарплат КХЛ. Ну, пусть попробует обратиться к российским аудиторам международного класса :)

Сумма в 900 миллионов принималась в другие времена для лиги. Дело вовсе не в курсе валют, а в количестве команд, и вообще в стратегии по расширению лиги. КХЛ скромно не упоминает свои давние планы, которые Геннадию Тимченко торжественно подали. А я напомню: в сезоне 2019/2020 лигу не просто должны были покинуть очередные две команды по финансово-спортивному признаку, но и вступить две иностранные. Насколько я могу судить, команд в прошедшем сезоне действительно было 24, ну а то, что иностранных стало даже меньше после кончины «Слована» - не иначе, как случайность. Если же говорить о грядущем сезоне 2020/2021, то нас снова должны покинуть 2 команды, и снова мы усилимся двумя иностранными. А потолок зарплат составит 600 миллионов рублей без учета двух звезд и бонусов.

Со временем переиграли и сумму потолка, и структуру, а уж про иностранные команды тихонечко молчим - тут бы имеющиеся не потерять, даже из ближнего зарубежья… Однако юмор в том, что благосостояние самих клубов мало поменялось. Пожалуй, только УГМК стал вкладывать больше в «Автомобилист», да московское «Динамо» в своей извечном закольцованном цикле «олигарх-банкрот» находится на верхней точке. В остальном, КХЛ хотела бы стать похожей на североамериканские лиги, но остается близка структурно скорее  европейскому футболу. Глупо говорить, что в Англии есть бедные и богатые - там есть богатые и очень богатые клубы. С точки зрения спортивного результата, богатые едва навяжут борьбу привычным лидерам, но с точки зрения бизнеса они скорее всего останутся очень прибыльными - благодаря жирнющему ТВ-контракту, хорошим продажам игрового дня и даже возможно спонсорским деньгам очередных шейхов или влюбленных в спорт азиатов. 

В России у клубов как бизнес-структур нет привелегии выступать в КХЛ. Устаревший фонд спортивных сооружений и прямо скажем варварское отношение к платному контенту делает первые два пункта довольно слабыми аргументами. Социальная составляющая здесь гораздо важнее, хотя и её ценность преувеличена. Естественно, Бусыгину в Нижнекамске и Рашникову в Магнитогорске, Фургалу в Хабаровске и Мордашову в Хабаровске целиком и полностью плевать, чем там займутся дорогие граждане на выходных. Отсутствие «Кузни» в КХЛ на протяжении уже трех сезонов и её провальные, если смотреть на бюджет, результаты в ВХЛ никак не повлияли на жизнь Кузбасса, на карьеру губернатора Цивилёва и на что угодно еще. Другое дело, что владельцы клубов могут получать определенные преференции по линии государства, да и вообще получить свой выход на властные структуры и особ приближенных к трону - тут как нельзя кстати пример московского «Спартака», узбекские спонсоры которого не из любви к хоккею там оказались, и не из разочарования однажды уйдут.

И вот тут вскрывается характерная особенность КХЛ - она всегда была и будет, если хотите, «двухскоростная». СКА и ЦСКА легко укладываются в любой потолок, который вы назовете, а для «Сибири» и «Трактора» даже 900 миллионов являются той планкой, до которой дотянутся будет нереально. Те 300 миллионов, которые ЦСКА просил «накинуть» сверху и которые они не получили, не сильно повлияют на их состав в грядущем сезоне - я первым напишу, что был неправ и потолок работает как надо, когда армейцы со слезами на глазах отправят в «Сибирь» Окулова или в рижское «Динамо» Юханссона, дабы вписаться в потолок зарплат. Их нынешнее пожарное положение, когда в потолок надо влезть хоть как-то - скорее история о таланте Игоря Есмантовича, ведь умудряется как-то «Ак Барс» ронять в деньгах Зарипова, Азеведо.

Получается так, что о разнице между полом и потолком говорят много, но немного упоминают, что большинство команд гораздо ближе к полу, чем к потолок, и искомый разрыв в 200-300 миллионов сделает всю разницу в результате. Грубо говоря, вы не найдете на рынке спонсора, который вам покроет лишние 300 миллионов, чтобы самобытный клуб бросил вызов грандам в борьбе за Кубок Гагарина. Особенно в нынешние, кризисные времена.

Потолок тогда хорош, когда ему соответствуют все. Тогда это должны быть условные 600 миллионов, играем без звезд вообще, но конкуренция зашкаливает. Пойдет ли зритель на хоккей только ради бешеной конкуренции? Мы наверняка этого не знаем. Посмотрим через пару лет новых правил, хотя изучить данные по востоку в нынешнем сезоне, где плотность была высочайшая, уже интересно. По-крайней мере, именно в этом и состоял план КХЛ - продавать конкуренцию.

Правда, странно сейчас слышать, что, оказывается, не то что в российской глубинке, а в Европе ходили «на Ковальчука». В составе соперника, но тем не менее. Какой интересный инструмент для повышения заработка matchday у клубов, КХЛ срочно необходимо создать комиссию, которая рассмотрит этой кейс и составит дорожную карту.