Почему Александр Овечкин уже сейчас лучший снайпер в истории хоккея
Только неуместное вторжение в нашу жизнь COVID-19 смогло на некоторое время приостановить мощный штурм Александром Овечкиным вершины снайперского топа НХЛ, свидетелями которого мы все являемся. Легендарные игроки прошлого один за другим пишут поздравления и сдают свои позиции под натиском выдающегося русского форварда. А цифра в 894 заброшенные шайбы, на которой остановился Уэйн Гретцки, уже многим не кажется недостижимой.
Однако является ли преодоление этого, казалось бы вечного, рубежа непременным условием того, чтобы носить звание лучшего снайпера всех времен и народов. Давайте смотреть.
Каждое новое поколение спортсменов априори сильнее предыдущего. Касается это и хоккея. Улучшается учебно-тренировочный процесс, появляются новые методики и технологии подготовки детей посвятивших себя хоккею и всё это, в условиях необходимости преодолевать возросшую конкуренцию, дает на выходе более подготовленных и мастеровитых игроков. Вместе с этим меняется и сама игра. При этом все те, кто наряду с Александром мог бы претендовать на звание лучшего в истории, начинали играть задолго до появления в НХЛ последнего, т.к. из игроков его поколения никто не рассматривается даже близко. Лучшие годы «Mr. Hockey» Горди Хоу пришлись на 50-60-е, на двоих 13-кратные обладатели звания лучшего снайпера сезона Бобби Халл и Фил Эспозито зажигали в 60-70-х. Однако общепризнанным #1 долгое время оставался Гретцки и именно на его времени сделаем основной акцент. 18-летний Гретцки дебютировал в лиге в 1979 году и пик его снайперских достижений пришёлся на безбашенный хоккей 80-х. Что же из себя представляла лига и сама игра в то время. Рассмотрим основные позиции, которые непосредственно влияли на результативность отдельных игроков.
ВРАТАРИ
Современные вратари лишь отдаленно напоминают своих предшественников. Касается это как экипировки, так и стиля игры. Эволюция вратарской амуниции проделала большой путь и ко времени Овечкина стала одной из главных проблем в хоккее. В 90-е годы XX века благодаря приходу более лёгких, прочных и влагостойких материалов: полиуретану, кевлару, карбону, углепластику, пене... высокотехнологичная экипировка стала превосходить все допустимые размеры. Для её увеличения и достижения своего превосходства игроки выискивали любые возможности. Безразмерные щитки, огромный нагрудник с подушками на плечах, большой свитер, двойные по ширине шорты, ненормированная защита рук... Такая вакханалия вызывала негодование и вынудила руководство лиги начать бороться с этим. Первые ограничения были сделаны в 2005 году, как раз к появлению в НХЛ Александра Овечкина, но они не привели к желаемым результатам. В 2015 году на заседании комитета по провидению соревнований покойный владелец «Филадельфии Флайерз» Эд Снайдер выступил с речью, главное в которой сводилось к тому, что голкиперы должны парировать броски благодаря своему мастерству, а не экипировке. Она должна их защищать, но не помогать останавливать шайбу своими размерами. Только к 2018 году НХЛ выпустила новые правила, которые сделали шорты немного уже, уменьшили нагрудники, ввели точные размеры щитков на локтях, плечах, предплечьях... и ряд других параметров. Сравните фотографии вратарей 80-х годов с современными. Разница огромна.
Билли Смит - Везина Трофи (приз лучшему вратарю) 1982 года. Именно в том сезоне Гретцки установил свой рекорд в 92 заброшенные шайбы. И Пелле Линдберг - Везина Трофи 1986 года
В тоже время и сами игроки стали больше. Двухметровые бронированные гиганты которым забивает Овечкин, резко контрастируют с основными вратарями клубов 80-х, когда свои рекорды ставил Гретцки. Билли Смит (Везина-82) - 178 см, Пелле Линдберг (Везина-86) - 175 см, Дон Эдвардс (Везина 80) -175 см, Грег Миллен - 175 см, Джон Ванбисбрук (Везина-86) - 173 см, Ричард Севиньи (Везина-81) - 173 см, Гиллес Мелош - 173 см, Боб Сове (Везина-80) - 173 см, Дон Бопре - 173 см, Ричард Бродер - 170 см, Роберто Романо - 168 см...
Роберто Романо (168 см) стартовый кипер «Питтсбург Пингвинз» 80-х и Марк-Андре Флери (189 см)
Но не только экипировка оказала влияние на возросший уровень игры голкиперов. Изменился и стиль и уровень подготовки. Безраздельно правивший в хоккее до середины 90-х анахроничный «стенд-ап» ушёл в прошлое. Во времена пикового Гретцки все играли в стойке, практически никто кроме Патрика Руа не садился. Средний показатель отраженных бросков по лиге в 80-х был на уровне 87%, тогда как за 15 лет карьеры Александра Овечкина он только 4 раза опускался чуть ниже отметки в 91%. В сезоне 1981-82 обладатель «Везины Трофи» 1980 года Боб Сове показал чудные 84.6% в 41 матче за «Детройт». Тогда это не было чем-то необычным и такие цифры не помешали ему провести ещё 7 сезонов в НХЛ. При этом стоит помнить, что североамериканский хоккей того времени был до неприличия прямолинейным и предсказуемым. Вкатился в зону - бросил. Игроков с нестандартным мышлением были единицы.
Обладатель Кубка Стэнли и Олимпийский чемпион Николай Хабибулин, отыгравший более 800 матчей в НХЛ, дал такую оценку, ярко характеризующую уровень игры голкиперов прошлого и настоящего:
- Если взять машину времени и нынешнего лучшего 16-летнего вратаря отправить на 30 лет в прошлое, то рядом с ним никого бы не было. И техника, и форма другие. Это важные факторы.
ИГРОВОЕ ВРЕМЯ (ICE-TIME)
Важнейший фактор оказывающий влияние на результативность игрока. К сожалению лига стала официально фиксировать этот показатель, отражающий время проведенное непосредственно на льду конкретным хоккеистом, только с сезона 1997-98. Но в тоже время очевидно, что с увеличением интенсивности игры он постоянно снижался. Средний айс-тайм Александра Овечкина за карьеру - 20:57. А самый большой его сезонный показатель был в сезоне 2007-08, когда имея 23:06 в среднем за игру, он поставил свои личные рекорды по голам и очкам (65 и 112 соответственно). Установить этот параметр в отношении игроков прошлого невозможно, хотя по некоторым высказываниям мы можем определить примерный порядок цифр. Фил Эспозито - легендарный канадский нападающий, шесть раз становившийся лучшим снайпером регулярного чемпионата НХЛ:
- С годами игра изменилась. Парни играют по 20 минут, а я в свое время проводил на льду по 47. Сейчас никто столько не играет.
47 минут за матч! Совершенно немыслимые для современного форварда, когда 22+ минуты в среднем Макдэвида и Драйзайтля последних сезонов кажутся запредельными. Хорошо, лучшие годы Эспозито пришлись на 60-70 года прошедшего столетия, сколько же в свое время играл Гретцки. Книга Джима Тэйлора и Уолтера Гретцки «Уэйн Гретцки»:
Перед финалом Кубка Стэнли-87, в котором встретились «Эдмонтон Ойлерз» и «Филадельфия Флайерз», помощник тренера филадельфийцев и бывший игрок этого клуба Билл Барбер заявил: «Я дважды выигрывал Кубок Стэнли, и моя психология - психология победителя. Мы подавим Гретцки. Подавим, хотя ни один игрок не в состоянии жестко опекать Уэйна в течении 38-40 минут, которые он проводит на льду. Но мы найдем нескольких способных на это».
38-40 минут за матч! Как видим время сократилось в сравнении с эпохой Эспозито, но всё равно было огромным и невозможным в условиях современного хоккея. А ведь это правило действует безотказно: больше играешь - больше забиваешь! Такую закономерность можно отследить по карьерам ведущих нападающих мира дебютировавшим в НХЛ после 97 года, с момента введения официального подсчета игрового времени. Александр Овечкин, Павел Дацюк, Хенрик Зеттерберг, Мартен Сен-Луи, Евгений Малкин, Никита Кучеров, Патрик Кэйн, Коннор Макдэвид... все они установили свои личные рекорды по набранным очкам в сезоны с рекордным айс-таймом. 51 шайба Сидни Кросби сезона 2009-10 заброшена в условиях наивысшего для него среднегодового игрового времени.
Исключений не бывает, свои лучшие результаты игроки показывают во времена максимального айс-тайма или близкого к нему показателя. При том что речь идет о разнице максимум в 2-3 минуты, которые и то оказывают огромное влияние на статистику игрока. На этом фоне карьерные 20:57 Овечкина выглядят в высшей степени скромно в сравнении с 30+ минутами Уэйна Гретцки 80-х и ещё более снижают значимость голевых достижений последнего. Ведь по факту, в течении сезона он находился на льду в 1.5 раза больше времени, чем любой современный форвард. Т.е. если подойти уж совсем упрощенно, его лучшие 92 шайбы им заброшены не за 80, а за 120+ игр по лекалам эпохи Овечкина... И да, это не Гретцки был таким уникальным атлетом, способным играть по 30-40 минут, а такой был хоккей в НХЛ. Который позволял лидерам полматча кататься на прямых ногах, набивая стату и что совершенно невозможно в условиях нынешней интенсивности игры (даже с учетом продвинутого медицинского сопровождения).
ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИГРОКОВ И КОНКУРЕНЦИИ В ЛИГЕ
НХЛ 80-х ещё не была безусловно сильнейшей лигой мира, каковой она станет в начале 90-х при Гари Бэттмане. По сути, это был североамериканский междусобойчик с небольшими вкраплениями европейцев. Хоккеисты из СССР, успешно противостоявшие профессионалам и на уровне сборных и на уровне клубов, не были представлены вовсе. А ведь «Эдмонтон» с Гретцки проиграл оба матча нашим командам в ходе суперсерий, влетев 1:4 московскому «Динамо» и 3:6 армейцам (позже Уэйн повторит этот успех с «Лос-Анджелесом», получив 3:5 уже от рижского «Динамо» и 3:6 от «Химика»). Из Чехословакии (второй по силе сборной Европы) официально в НХЛ могли оказаться только перевалившие 30-летний рубеж игроки с «особыми заслугами» перед чехословацким хоккеем, хотя встречались и «невозвращенцы» вроде братьев Штястны. В целом, европейцев было мало и звездами среди них были единицы. Полупрофессиональный хоккей Финляндии и Швеции ещё не представлял из себя той грозной силы, в которую он превратился в XXI веке. Ещё не работали мощнейшие программы подготовки детей в США, да и сами канадцы очень значительно прибавили с тех пор... Всё это приводило к тому, что разрыв в уровне мастерства в лиге был огромный. Были уникальные игроки, звёзды, но и значительную массу составляли откровенные «деревья». Качественных исполнителей не хватало на все клубы. Соответственно и уровень противодействия ведущим форвардам был невысок со стороны не только голкиперов, но и большой части защитников, мастерство которых несравнимо с нынешними временами.
Забивать снайперам было проще, глупо с этим спорить. Средняя результативность в 1982 году составляла более 8 шайб за игру, тогда как за всю карьеру Ови она только в последние два сезона едва-едва превысила 6. В том сезоне сразу 10 человек выбили 50+, в их числе такие личности как Dennis Maruk - 60, Rick Vaive - 54, Blaine Stoughton - 52.
А годом ранее в клубе пятидесятников отметились не менее легендарные Charlie Simmer - 56, Rick Kehoe - 55, Wayne Babych - 54, Jacques Richard - 52.
О таких показателях остаётся только мечтать Сидни Кросби, Коннору Макдэвиду, Никите Кучерову, Джону Таваресу, Эрику Стаалу, Патрику Кэйну или члену «The 100 Greatest NHL Players» Джонни Тэйвзу, который три раза за 13 лет осилил лишь 30. Но едва ли кто-то поставит Charlie Simmer & Co даже рядом с этими современниками Овечкина по уровню профессиональных навыков. За всю его 15-летнюю эпоху рубеж в 50 шайб преодолевался всего 12 игроками и практически столько же его перешагнули только в одном сезоне 1982 года.
К этому стоит добавить и слабую конкуренцию в лиге. Были «дрим-тим», команды-династии и откровенные аутсайдеры. Что в корне отличается от времени Овечкина с его потолком зарплат и выросшим средним уровнем игроков, когда класс значительно выровнялся и игра с командой со дна турнирной таблицы не становится легкой прогулкой. «Эдмонтон Ойлерз» и вовсе был базовым клубом сборной Канады. Гретцки, Коффи, Мессье, Андерсон, Фюр, Лоу, Хадди, Грегг - все они представляли свою страну на Кубке Канады-84 во главе с главным тренером Гленом Сатером. А еще были игроки сборной Финляндии Яри Курри, Эса Тикканен, Раймо Сумманен и не последние в хоккее того времени Майк Крушельницки с Крэйгом Мактавишем... Именно Глен Сатер первым в НХЛ стал делать ставку на креатив, перенимая лучшее из европейского хоккея и отдавая предпочтение думающим, прекрасно катающимся и видящим площадку игрокам. Результатом чего стали четыре Кубка Стэнли в течении 5 лет.
Вот в такой лиге, в такой команде и с такими партнерами провел свои лучшие годы и установил свои рекорды Уэйн Гретцки. Как говорится - выводы делайте сами!
Для наглядности всегда можно посмотреть хоккейные матчи 80-х годов и лично оценить интенсивность игры, общий уровень игроков, действия вратарей и защитников...
«Лос-Анджелес Кингз» vs «Эдмонтон Ойлерз» - 10:8. 8 апреля 1982 года. Ворота «Лос-Анджелеса» защищает Марио Лессард. Его статистика в сезоне 1981-82: 4.39 шайбы в среднем за матч и 85.1% отбитых бросков за 52 игры в регулярном чемпионате и 4.24/86.8% в 10 играх плей-офф.
*****
Главными и единственными доводами фанов #99, в защиту незыблемости его снайперских достижений, являются: а) тогда били б) не теми клюшками играл, не в тех коньках катался.
Но Гретцки не били и главная заслуга в этом даже не личных телохранителей экстра-класса Дэйва Семенко и Марти Максорли, а самой лиги. Он был её лицом и неприкосновенным по определению. Любой понимал, что умышленная или чрезмерная грубость в отношении Великого могла автоматически привести к завершению карьеры в НХЛ. При всём уважении к этому гениальному игроку, он был дрыщ и при желании его бы сломали.
Доводы с экипом также не выдерживают никакой критики. Защитники выходили против него тоже не в «Bauer Vapor» по индивидуальному заказу и играл он не палкой. Клюшки были качественными. Да и выбор присутствовал. Так уже в 80-х появились комбинированные из алюминиевого черенка и деревянного крюка, одним из первых которые стал использовать именно Гретцки. Утверждение что деревянные намного хуже - заблуждение. Эл Айэфрейти в 1993 году установил деревянной клюшкой рекорд на силу броска с результатом 169 км/ч, который смог побить Здено Хара только спустя 16 лет. В тоже время эти 169 км/ч оказались недосягаемыми для Карлсона, Хедмана, Джиордано, Джонса и Петтерссона на последнем Матче звезд с их ультрасовременными композитами. Пол Штястны и Джейсон Спецца играли деревянными до 2010 года и вполне себе забивали.
Но всё же большинство игроков прошлого и настоящего, специалистов и болельщиков во всём мире понимают абсурдность сравнения таких достижений знаменитого внука Терентия Лаврентьевича Грецкого с уникальными свершениями сына двукратной Олимпийской чемпионки Татьяны Николаевны Овечкиной. Поэтому регулярно предпринимаются попытки найти объективный способ определения лучшего снайпера за всю историю, вне зависимости от эпохи. Одной из наиболее удачных стала работа пользователя RadMarchand97 на сайте reddit.com, сделавшего привязку результата к средней результативности сыгранных сезонов. Была статья на спортсе, где подробно разобран механизм подсчета (здесь). В пересчете на сегодняшний день: 1. Хоу - 866 2. Ягр - 792 3. Овечкин - 743 4. Гретцки - 737 5. Селянне - 709... Уэйн уже позади Александра, впереди только Хоу с Ягром у которых гораздо больше сыгранных матчей (на 615 и 581 соответственно). Хотя и эта методика нивелирует только ряд факторов, влиявших на статистику конкретного игрока. Однако далеко не все, что еще более говорит в пользу АО. Никак не учитывается айс-тайм разных эпох. Одному Богу известно сколько играл Горди Хоу в 50-70, но что-то подсказывает, что никак не меньше Эспозито... Яромир Ягр - монстр, без вопросов. Но и в 90-е играли больше + колоссальная разница в сыгранных матчах.
В целом, все всё прекрасно понимают. Даже сам Гретцки, который нет-нет да и проговаривается: «Я играл в правильную эпоху, сейчас забить намного сложнее». А канадцы морально уже готовы преклонить колени перед Великим русским и смириться с его безусловным статусом #1 в истории. «The Globe and Mail» - наиболее авторитетная и влиятельная газета в Канаде:
«Россиянин уже доказал, что он - лучший снайпер в истории хоккея! Когда Гретцки забивал по 70, 80 или даже 90 шайб за сезон, в среднем за игру в НХЛ забивалось около 8 шайб. Этот показатель упал ниже 6, когда Овечкин начал свою карьеру. Оглядываясь назад, кажется что около половины голов Гретцки были забиты в ворота какого-нибудь тощего, размахивающего руками идиота, который падал, пытаясь выйти на 3 метра вперед, чтобы сократить угол обстрела... К тому же Уэйну очень повезло на партнеров, если вы помните. А Овечкин провел всю карьеру, продираясь сквозь ряды злых и жестких защитников. На его пути вставали крупные и мастеровитые вратари, облаченные в такую экипировку, будто на них будут тренировать сторожевых собак. Ещё показательнее, что никто из сверстников Александра и близко не демонстрирует такой результативности. Ближе всех подобрался Сидни Кросби - и у него на 250 голов меньше! Если бы он играл в эпоху Гретцки и в такой команде как Ойлерз, то легко бы забил 1000 голов, а может и намного больше!... Нам нельзя это игнорировать только потому, что он какой-то русский ворвавшийся в нашу канадскую святыню»
"Уэйн Гретцки. 99. Автобиография": - Джим Истон, мой хороший друг, пришел ко мне и сказал: «Уэйн, у нас есть для тебя клюшка. Она придется тебе по душе. Мы смогли добиться жесткости, которая тебе нравится, но она весит в три раза меньше». Это была клюшка из двух частей с алюминиевым черенком. Мне она полюбилась. Она была очень жесткой – при щелчках шайба летела с огромной скоростью. Но она была такой легкой, что весь вес приходился на крюк, что позволяло лучше чувствовать шайбу... Лишь немногие игроки пользовались тогда составными алюминиевыми клюшками, поэтому, когда я начал играть Easton’ом, это в некотором смысле на время изменило хоккей, потому что все стали брать с меня пример.