Кемпе как предчувствие
Вот и докатились до преддверья сезона 2020/2021, с которого начнётся потолок, приколоченный к 900 миллионам. К тотальному ӧбнулению Лиги ЦСКА подошёл лидером по размаху платёжной ведомости:
Жёлтым цветом – контракты, завершающиеся в этом сезоне.
Внимательный читатель спросит – а где же Александр Романов и Марио Кемпе? Отвечаю. На момент публикации списка швед ещё не был подписан, а у Романова действует контракт новичка, истекающий в этом апреле. Кемпе же, получавший в АХЛ грязными совсем не жирные 225 тысяч долларов (примерно 14 млн руб), должен находиться где-то в вилке между суммами Мамина и Попова. По североамериканским меркам это тоже не густо. Так что есть ощущение, что, благодаря новому финансовому лимиту, более-менее рукастые иностранцы повременят с поездками в Россию в ближайшие год-другой. При этом универсал Кемпе ещё не самый скверный выбор. Не супер-Марио, как обожает его называть, гнусавя в бороду, Гучек, конечно, но набирать около 40 баллов швед способен.
Так вот, возвращаясь к жёсткому потолку. Проблема, на мой взгляд, не столько в сумме его, сколько в том, что ни один из клубов-олигархов точно не знает, как жить дальше в новых условиях. То есть теорию понимают все – даже любой пользователь спортса во всякое время дня и ночи способен оттарабанить общие фразы про работу менеджера. Но как это конкретно работает, не знает никто. Аминь.
У меня нет желания перебирать весь кахаэловский олигархат, но исключительно по моим ощущениям чуть проще войти в новую реальность будет СКА и Магнитогорску.
Первым потому, что у них в рукаве припасен краплёный туз вызов в сборную. А эта карта в нашем дивном новом мире бьёт любую переплату, ибо меркнут все бриллианты мира, если есть стабильный контакт со сборной.
Вторым потому, что благодаря пьяно-купеческой глупости Величкина летом необходимо будет собирать новую команду.
Остальным же придётся что-то делать с зарплатами и игроками, а не только следить, хищно потирая руки, за тем, сколько игроков покинет ЦСКА в неизвестном (отчасти) направлении. Сколько бы ни покинуло. А ведь широкая масса людей именно так себе работу потолка и представляет: чтобы раскулачить ЦСКА и СКА.
Если просуммировать контракты остающихся, получим «Ого!»: на 11 человек выходит 725 миллионов. Самый оглушительный оклад у Секача: 110 миллионов. Правда, скорее всего гигантское число означает одно – в новом сезоне зарплата чеха съёжится, точно шагреневая кожа. Не удивлюсь, если сумма составит примерно 60 миллионов. Но даже с таким контрактом общий вес зарплат не располагает к оптимизму – 675 миллионов. А истекают контракты у 13 человек.
Капризов, Сорокин
Пожалуй, два человека, решивших всё для себя давно уже. И тот, и другой переросли и действующие контракты, и КХЛ. Прошлогодний чемпионат мира в лице гг. Воробьёва и Ротенберга ясно дал понять, что самая короткая дорога в сборную даже не СКА, а Северная Америка. Если ты лучший снайпер КХЛ или, не приведи господь, лучший игрок плей-офф, будь готов к тому, что с тобой поступят так, как Гаргантюа время от времени поступал с гусями. Поэтому Есмантович просто застолбит права на всякий случай (а если завтра локаут?), но понятно, что ни Капризов, ни Сорокин в ближайшие лет десять по своей воле не появятся в КХЛ.
Григоренко
А тут бабка надвое сказала. Допустим, прошлый сезон Григоренко провёл так, что казалось, завершение контракта с ЦСКА открывает новую страницу для нападающего в НХЛ. Сейчас это ощущение не столь очевидно. Скорее всего Григоренко тоже уедет, но ему закрепиться в Северной Америке будет сложнее, чем Капризову и Сорокину. По моим ощущениям. Так что проблема с его контрактом плавно уплывает на пару-тройку лет вперёд. Но бог весть, до чего к тому времени дойдёт правление КХЛ – быть может, всё вернётся к беспотолочным временам.
Шалунов, Окулов, Слепышев
Лысенков у себя в тг-канале в конце прошлого года молодецки размахнулся на список покидающих ЦСКА этим летом. Там Капризов, Сорокин и Григоренко. Шалунов, Окулов и Слепышев. Нестеров, Марченко и Романовым. И даже Толчинский. Если говорить о моих ощущениях, то Окулову ещё бы год провести в КХЛ, чтобы окончательно закрепиться в роли лидера. В принципе, он второй сезон является мотором своей тройки, но для полноты картины необходимо заменить Капризова так же, как Кирилл в этом году закрыл светлый образ Радулова. Что хорошо – текущий контракт Окулова даёт Есмантовичу известную свободу действий в узких рамках. И как по мне, Окулов – та фигура, которую необходимо оставлять в команде любой разумной ценой. Ибо неразумные уже не работают.
Когда ЦСКА обменивал в Омск Кирилла Петрова за права на непонятного шведа, Есмантович официально объяснял причину скверным соотношением цена/качество. Я ещё тогда говорил, что у гг. Шумакова и Шалунова соотношение это ещё хуже, и что они под таким соусом – самые горячие кандидаты на выход. Шумакова уж нет, а вот проблемный контракт Шалунова остался. Впрочем, тут всё ясно – едет ли Шалунов в НХЛ, остаётся ли – никто ему 120 миллионов здесь не предложит. Нападающему необходимо будет тесниться в финансовых запросах, и серьёзно, ибо пока Шалунов в ЦСКА исполняет роль дорогого (очень!) чернорабочего. Я всегда считал, что проблемы обоих Ш в плей-офф 2018 психологического плана. Парни привыкли в «Сибири» брать только то, что дают, а не выгрызать с кровью из соперника. Потому Шумаков и вернулся в КХЛ из Америки не солоно хлебавши. Потому и есть сомнение в готовности Шалунова к игре за океаном. С другой стороны, Шалунову, если он действительно желает попробовать свои силы в НХЛ, пора ехать.
Если же Шалунов решит остаться в КХЛ, удержать его будет сложнее, на мой взгляд, чем Окулова. Главный конкурент тут – ротенберговский СКА. Петербург давно уже даёт всем стандартные 70 миллионов, и вроде бы не проблема перебить предложение, прибавив к 70 5. Но, как я говорил выше, у Петербурга есть опция «вызов в сборную», и Шалунов, толком за первую команду не игравший, может и клюнуть на приманку.
Меньше всего проблем, пожалуй, будет со Слепышевым, ибо у него больше шансов вернуться в НХЛ. Во-первых, он там уже играл, во-вторых, он даёт понять текущим сезоном, что свою карьеру перезапустил.
Вей
Хороший игрок. Прекрасный игрок. Но есть ощущение, что канадец после сезона захочет прибавку к зарплате. А у нас же как в анекдоте про Раскольникова и Достоевского: одна старушка – рупь, а десять – червончик. Двенадцать хоккеистов с окладом в 70 миллионов – и от бюджета осталось ничего.
Нестеров
Уф, темна вода во облацех! С одной стороны есть недосказанность и незаконченность в романе Нестерова с НХЛ. Трудно отделаться от мысли, что Никита сам для себя ещё не закрыл туда дверь, тем более что сейчас - буквально последний удобный момент для отъезда. Но с другой стороны сам Нестеров говорил, что не прочь остаться в ЦСКА на длинный контракт. Еронко определённо утверждал, что речь идёт именно о долгосрочном соглашении на мощную сумму. Но Нестеров и без того получал девяносто миллионов в год, что в новейших условиях считается фантастикой. На мой взгляд, оптимальный вариант таков: Нестеров отправляется за океан, дабы воспользоваться последним шансом, а на его место стремительно выдвигается Александр Романов. Тут и Нестеров доказывается сам себе, что может играть на уровне НХЛ, и Романов в ближайшие пару лет дорастает до лидера обороны ЦСКА и спокойно уезжает в «Монреаль».
Марченко, Науменков
Примерно те же соображения для Марченко и Науменкова, что и выше для Нестерова. Алексей предпринимает последнюю (с учётом возраста) попытку заиграть/поиграть в НХЛ, Михаил же просто пробует свои силы в другой лиге. С финансовой точки зрения их отъезд на руку ЦСКА, поскольку позволяет разгрузить бюджет, со спортивной же… Проблема в том, что для более-менее адекватным резервом (не заменой) являются Артём Чмыхов и Марсель Ибрагимов.
Толчинский
Сергея однозначно надо оставлять. То, как он по ходу сезона вырос в одного из важных игроков команды – впечатлило. С броском и скоростью у него всё в полном порядке. По крайней мере, он не хуже распиаренного броска Шалунова.
Попов
Тут всё просто и тривиально как блин: Попову внезапно нахлынувшая пандемия коронавируса помешала закончить карьеру на хорошей ноте. Речь не столько о втором кубке Гагарина, сколько о матчах плей-офф. Одно дело завершить сезон в борьбе пусть даже и проиграв, и другое совсем – так, как сейчас. Моё мнение – Попова в новом сезоне не будет в ЦСКА. Впрочем, я уже второй раз предрекаю ему уход из команды.
Ну а теперь беглый состав.
вратари:
Ларс Юханссон (1987)
Александр Самойлов (1997)
Самойлов давно уже заслужил право дебютировать в КХЛ. Пару лет назад я даже прогнозировал его переход в Новосибирск. Но, видимо, Самойлов станет первым голкипером, прошедшим все ступени клубной системы без командировок в другие команды. «Видимо» – потом, что никогда не: у Самойлова был конфликт с Борисом Мироновым, завершившийся демонстративным выводом из состава. Да и в этом сезоне он на пару месяцев исчез из «Звезды», объявившись только в плей-офф.
защитники:
Богдан Киселевич (1990)
Мэтт Робинсон (1986)
Александр Романов (2000)
Артём Блажиевский (1994)
Артём Чмыхов (1997)
Марсель Ибрагимов (1997)
Игорь Мясищев (1997)
Конечно, оборона выглядит бедно, мягко говоря. Можно дополнить ещё людьми из системы – Кириллом Голощаповым (2000) и Юрием Калиниченко (2000). Но у них крайне скудный опыт даже на уровне ВХЛ. Зато в «Звезде» прекрасно провели время, к примеру, Фёдор Беляков и Иван Биткин.
нападающие:
Иржи Секач (1992)
Линден Вей (1991)
Марио Кемпе (1988)
Сергей Калинин (1991)
Сергей Андронов (1989)
Иван Телегин (1992)
Максим Мамин (1995)
Константин Окулов (1995)
Сергей Толчинский (1995)
Андрей Светлаков (1996)
Павел Карнаухов (1997)
Максим Соркин (2000)
Атака выглядит тяжеловесно. Во-первых, перекос в сторону силовых форвардов, во-вторых (это касается и обороны) она стремительно повзрослела.
лимитчики:
Всеволод Скотников (2001) – вратарь
Егор Брютов (2001) – защитник
Тахир Мингачёв (2001) - нападающий
Я уже писал раньше, что система ЦСКА не столько лифт для подъёма игроков из СДЮШОР в первую команду через МХЛ и ВХЛ, сколько полигон для удовлетворения тщеславных амбиций Есмантовича. Типа, выстраивается вертикаль победителей. По-хорошему, Скотников в этом году уже должен был регулярно привлекаться к играм за «Звезду», но он в основном делил время между «Красной Армией» и скамейкой запасных в ВХЛ. Брютов в сезоне 2018/2019 стабильно играл в «Рубине», после перехода в систему ЦСКА получил травму и пропустил сезон: 4 матча в ВХЛ и 8 – в МХЛ (включая 4 игры в плей-офф) – явно не то, что все ожидали.
Кое-какой прогресс показал разве что Мингачёв, но и его поступательное движение не вселяет безудержный оптимизм.
И на сладкое – кем усилиться? Выбор не велик, денег не много. Но на мой дилетантский взгляд, менеджменту стоит сосредоточиться на возвращении Николая Голдобина и Валентина Зыкова. У обоих карьера в НХЛ буксует, оба нуждаются в переменах. Так что контракт на два года с ЦСКА – оптимальный вариант для всех. Парни получат стабильное игровое время, ЦСКА – двух толковых нападающих. Ну и дверь в НХЛ останется открытой. Кроме того, в ЦСКА категорически мало праворуких нападающих – Слепышев да Вей. Так что переход Зыкова нужен ещё и с этой точки зрения.
Ещё два кандидата – Никита Коростелёв и Иван Силаев. Тут всё ясно – «Адмирал» погрузился в годичный анабиоз, аренда завершилась. Силаеву будет чуть сложнее, ибо разрушителей в ЦСКА избыток.
Возможно возращение домой Никиты Макеева. Лидером обороны в Череповце он не стал, но место в составе заработал.
Есть соблазн включить в список кандидатов Максима Кицына и Александра Тимирёва. Первый стал лучшим снайпером и бомбардиром ВХЛ в нынешнем сезоне, второй – в прошлом. Однако нет уверенности, что они с ходу потащат на себе даже команды второго эшелона КХЛ. По-хорошему, обоим стоило бы отправиться в «Северсталь», ибо там с атакой совсем уж грустно. Но это тема для другого автора.
В общем, грядущее беспримерного оптимизма не вызывает. Есмантович, в погоне за результатом #прямосейчас, работу на перспективу перепутал с докладом на отчётном собрании. Поэтому из ситуативных соображений в «Красную Армию» и «Звезду» привлекались люди с определённым уровнем, но без вменяемых перспектив. В результате команды вертикали имеют неплохие результаты, но задачу подготовки ближайшего резерва не выполняют. Хотелось бы верить, что в новых условиях что-то изменится, но, кажется, через год просто потолок станет выше.