Российская спортивная журналистика – что это? С чем её жевать и как не подавиться?
В этом тексте я затрону тему, которая явно не популярна. Скорее всего, далеко не все будут согласны с мнением, которое я постараюсь вам изложить.
Российская спортивная журналистика имеет общую черту во всех своих интерпретациях. Она крайне остро национальная (из-за чего не объективная). Это касается любого вида спорта. Что самое важное в этой теме, в этом национализме погрязли почти все: спортивные журналисты со стажем, телеканалы, различные спортивные издания, частично блогеры (те, кто ведут свои блоги в онлайн газетах).
За основу я возьму хоккейную часть журналистской диаспоры, так как я сам с большей долей хоккейный болельщик и обозреватель. Но тем, кого сильнее интересует футбол, биатлон, UFC или другие виды спорта, рекомендую прочитать до конца. Данная проблема имеется во всех ответвлениях. На основе хоккейного мира я смогу ярче описать данную тему.
Если вы часто посещаете сайты российских спортивных газет, то вы могли бы заметить, какие сногсшибательные заголовки создает редакция. Например, заканчивается любой матч НХЛ с участием Вашингтон Кэпиталз, где был забит очередной рядовой гол Овечкина, но при этом в матче был самым ярким Бэкстрем с его тремя очками. Внимание, вопрос! Какой заголовок появится на Sports.ru, Чемпионат.сom или любом другом издании? Правильно, заголовок будет примерно такой: Гол российского нападающего Александра Овечкина помог победить (например) Оттаву. Так происходит с любым матчем, где принимают участие русские игроки. При этом не уделяя никакого внимания хоккеистам, которые были серьезно лучше, больше сделали для победы, ведь эти хоккеисты не русские, конечно, зачем же о них что-либо писать. Если вы хотите только факты, я прямо сейчас зашел на сайт sports.ru и в разделе НХЛ первая же новость в списке: Выставочные матчи. Гол Каменева помог «Колорадо» обыграть «Вегас». Вау! Как неожиданно.
В этом смысле у меня претензия только одна, подобные заголовки имеют место быть, но если используют реально лучших игроков матча, а не выбирают их по национальной принадлежности.
А теперь представьте, если тот же самый Овечкин забивает очередной свой хет-трик! УУУ… уже ощущается дуновение целой статьи про нашего гения соотечественника. Не подумайте, я не персональный хейтер Александра, он просто используется мною как очевидный пример.
Большая доля всех написанных статей местными читателями улетает в топ, если тексты содержат темы, связанные именно с российскими игроками. Конечно, есть ребята, которые пишут, не опираясь на этот факт, но в общей массе их не так уж и много. Я не утверждаю, что про русских не стоит писать, просто им нужно уделять внимания чуть меньше, и чаще писать по делу.
Что касается профессиональных журналистов, которые пишут множество текстов, и это их основная работа. То тут ситуация более скользкая. Недавно общался с одним из самых активных журналистов, имя я публиковать не стану - разрешения не получал, да и не вижу в этом смысла. Он мне довольно твердо пояснил, что профессиональный спортивный журналист должен уметь писать о чем угодно, о футболе, о биатлоне, о любимой папахе Хабиба, о скандальном допинге в России, о никому не интересных универсиадах, о косичке Кости Цзю, о (вымышленных) государственных программах по развитию того или иного спорта. Продолжать предлагать примеры «О ВСЁМ» я могу долго, но суть, которую мне попытался донести этот журналист, я уловил.
Так-то этот журналист прав, нужно уметь разобраться в любой теме, быстро понять суть и проблематику, написать такой текст, чтобы он был читабельным и интересным. Но только ли это показывает, какой ты профи? И можешь ли ты за один день разобраться в вопросе так, чтобы дать самую верную и нужную информацию читателю?
Вот тут имеется главная загвоздка. В той же самой ненавистной многими русскими Америке журналисты имеют определенную специализацию. Кто-то отвечает за конкретный спорт, кто-то за конкретную лигу, дивизион или команду. Если быть объективным, то, естественно, не стоит отрицать негативные моменты и у них. Но такого национализма в ежедневной журналисткой рутине там я не наблюдаю.
Любовь к родине развивать должно любое серьезное государство. Но зачем это делать так тошнотворно даже в мелочах?
Про телевидение я вообще молчу. Наши российские спортивные каналы по своему развитию и насыщению сопоставимы с американскими СМИ нулевых годов. И то это, возможно, с натяжкой. Про пропаганду всего российского я даже заикаться не стану. Это само собой разумеющееся в нашем ТВ.
Опять же, если постараться оценивать все объективно, то перекос в информационном спортивном поле на русских, находящихся в иностранных лигах, объясним. Чтобы привлечь аудиторию своей страны к той или иной лиге или спорту, проще говорить про соотечественников. Но есть ли какой-то смысл делать такие острые акценты? Полагаю, что нет. Конечно, более грамотная аудитория не обращает внимание на такие вещи. Но при всем при этом она не увеличивается. Собственно, откуда совсем еще юным фанатам черпать объективную информацию, начинать хотеть разобраться в том или ином виде спорта, понять, чем же так силен О`Райли или Пастрняк, когда все СМИ вокруг говорят лишь о Малкине, Василевском или о любом другом звездном русском игроке. Повторюсь, я не принижаю роль российских спортсменов, которых использую в этом тексте. Говорить нужно о всех в равной степени, естественно, если они этого заслуживают.
Спортивные российские СМИ на самом деле сейчас еще более-менее открытые и не зажатые в тисках, как можно подумать. В 90-ые и начале нулевых узнать что-то не про русских было еще сложнее. Сейчас крайне сильно помогают социальные сети.
Хотел бы вернуться к словам спортивного журналиста, с которым мне удалось пообщаться несколькими днями ранее. По большому счету он сделал себе имя благодаря куче написанных текстов на разную тему, он просто публиковал их где только можно и предлагал себя куда только можно. И именно с этим упорством он сделал себе имя в этой среде. Профи ли он? Думаю, не мне это оценивать. Нравится ли мне большая часть его текстов? Скорее нет, чем да. И это проблема не только его, но и многих его коллег. Зная хоккей на достаточно приличном уровне, разбираясь в той же НХЛ, я заметил у них общую черту – скучно и серо.
Повторю, это субъективное мнение! Я считаю, что у этих профессионалов тексты однообразные, в них нет никакой изюминки, посыла и редкой, новой информации. Чаще я вижу тексты, где прошлись по верхам. Я ничего не узнаю нового и интересного. Да, можно сказать, какого черты ты хочешь, ведь ты погружен сильнее их в лигу. Но возникает вопрос, почему тогда их тексты оказываются на официальных сайтах и в топах спортивных издательств, если в них нет ничего крутого. Если собрать всех ребят, которые пишут про свои любимы команды, или тех, кто сильно погружен в лигу и пишет про любую команду годные материалы, то почему не дать возможность писать им на официальных сайтах лиги и всех других онлайн газетах? Чтобы они проходили конкурсы на знания той или иной лиги, команды и истории конкретного спорта.
В итоге мы видим одних и тех же авторов, которые пишут скучные и однообразные тексты про кучу разных команд, не вникая глубже в то, про что они пишут. А глубже у них нет времени, ведь как мне сказал тот журналист, день на подготовку и пишешь. Однообразность их текстов возможно происходит из-за количества написанного, но они же профессионалы. Мне так и было сказано, профессионалом не станешь, если не будешь писать про все, а если не согласен с этим, то так и останешься фанатом, который пишет про любимую лигу и команду на одном лишь энтузиазме. Жалко, что мало аудитории, которая понимает весь скилл тех, кто пишет, основываясь на личном энтузиазме. Не так много людей могут оценить в полной мере знания автора и умения их подачи.
Также мне было сказано тем журналистом, что текст про команду, в которой нет русских, не продать в России. Это только для фанатов, и, естественно, за бесплатно.
А дальше простой и лаконичный совет: взвесить, что мне ближе и идти по этому пути. Честно говоря, мне даже думать над этим не пришлось. Я лучше буду писать что-то интересное и дельное. Чем обо всем и ни о чем одновременно. Я судить и ругать этого человека не стану, не знаю его реальные мысли, которые он держит в себе.
К сожалению, система в этой стране во всем такова. Спорт это отлично характеризует.
У нас много очень пишут и говорят по ТВ о красной машине, о этой эфемерной мощи национальной хоккейной сборной. Но я общался с некоторыми молодыми российскими проспектами, которые пробуют себя в НХЛ. Зная от них эту внутреннюю кухню, и как все погрязло в бабле, подгонах и откатах, не хочется даже пытаться стать частью этого, не постесняюсь такого слова, дерьма. Даже мельчайшей никчемной частицей этого всего не хочется быть.
Жалко, с нами больше нет Сергея Наильевича Гимаева. Только этот человек по-настоящему болел за сборную, за российский хоккей. И всегда говорил правду, в каком дерьме находится хоккейная школа, как хоккеисты переходят различные ступени роста, и как нам врут о прекрасной летящей только вперед красной машине. И вот такие люди покидают нас так рано. Вместо таких, как Гимаев, вы получите на экране Губерниева! Наслаждайтесь!
Развернуть эту тему можно на пару книг. Но это, скорее всего, все не имеет никакого смысла. Спортивное журналистское слово так и останется в России пустым. Журналисты будут стараться написать как можно больше текста, и не важно какого. А спортивные газеты останутся национально заточенными, чтобы каждый из вас знал о любой самой простой и рабочей шайбе Овечкина. Вместо неудобных вопросов в интервью Ковальчука вы продолжите слышать различный задаваемый бред, лишь бы только Илюша не обиделся. Все это останется и продолжит прогрессировать. Но у нас же есть одинокий Панарин, на которого уже ополчились кучка толстосумов. Артемию я лишь могу сказать – не останавливайся, продолжай! Стоит похвалить Яндекс, приобрести права на 3 года показа именно всех матчей НХЛ – это круто! Они покажут все матчи, а не только те, которые имеют русских в командах. Браво!
Думающим же болельщикам я лишь могу посоветовать обращать свое внимание на тексты, которые написаны теми, кто просто хочет поделиться своими мыслями и переживаниями. Эти блоги легко различить по перу и смыслу. Важно, чтобы каждая страница прочитанного открывала что-то новое перед вами или заставляла задуматься. Тогда потраченное время на такой текст будет ценным. Такие авторы не станут вводить вас в заблуждение, навязывать различные идеологии. Они просто круто пишут о любимом спорте, лиге, команде.
В спорте, чтобы быть адекватным, нужно относиться ко всему и всем в равной степени. И когда в него пихают что есть мочи национальный ёршик, то по выходу вы не увидите объективной картины.
А я буду надеяться, что благодаря энтузиастам всегда найдутся люди, с которыми интересно будет обсудить любимый хоккей. Цените этих редких людей.
Автор: Старцев Андрей он же JoeThornton
(Надеюсь не посадят)
2) проблема есть, но она не уникальна, таким же образом НХЛ освещается и в других европейских странах. Да и в принципе это неудивительно. Банально до НХЛ нет никому дела, кроме кучки фанатов, а так НХЛ интересна только в разрезе успехов своих игроков.
3) про заголовки и прочие это в принципе проблема не со стороны самих журналистов, беда в модели монетизации. Заг с Овечкиным имеет лучше показатели, чем заг с каким нибудь Стоуном - тут в чистом виде рынок и капитализм, так любимый многими. Хорошо, что вообще пишут, а то есть реальная угроза, что все скатиться к сиськам. Да и а принципе это все менее страшно, пока есть и другие новости, а они все же есть и кликнув на заг про гол Овечкина, вы и про три передачи Бэкса тоже узнаете. Вот в евролигах нет россиян и они фактически вне информационного поля, тоже самое было бы и с НХЛ.
4) проф журналисты, пишущие обо всем это отдельное прекрасное явление, эти люди наивно пологают, что после прочтения пары статей в Вики они уже не только разбираются в вопросе, но и уже без 5 минут профи.
5) глубина, но тут тоже все в аудиторию, нужен продукт для масс, для кучки гиков он не нужен, а значит и платить за него не будут. Можно было бы заняться воспитанием и развитием аудитории, но в виду большой конкуренции и лени читателя, скорее это путь к экономическому колбасу, так решает рыночек.
Простой пример. Пеле, Марадона и Месси не имели ни единого шанса, а женская сб. США по футболу победила лет 20 назад.
И тут фамилия Овечкин в агрегаторах новостей больше привлечет внимания простого человека, не болельщика и тот полезет смотреть на сайт новость про него. Даже в футболе не так много болел, чтобы они могли "вытащить" на себе к примеру сайт, делающий акцент на главных событиях в футбольном мире, а не на достижениях росигроков. Поэтому и новостную ленту приходится забивать "дзюбой" - его знают даже бабки на лавке, которым интернет на фиг не сдался) А в хоккее и других видах спорта ситуация еще плачевнее - многие бабки знать не знают, кто такой Овечкин)
В вашем материале самое важное вот это - "Текст про команду, в которой нет русских, не продать в России. Это только для фанатов, и, естественно, за бесплатно".
Все остальное на второй план отходит. Более того, у нас спорт сам по себе вообще мало кому интересен. Это мы тут на спортсайтах общаемся и нам кажется, что происходят события и играются матчи мирового значения. А выйдешь на улицу - всем не то, что плевать, они знать не знают ничего об этом. Чтобы привлечь простого человека к спортсобытию, о нем нужно балаболить постоянно и по всем каналам/сайтам. Тогда сопутствующие этому событию новости смогут привлечь аудиторию.
Важный момент и с платежоспособностью наших граждан. У нас практически нереально продать сайт подписчику, люди не будут платить деньги за возможность читать уникальные материалы. В других странах это развито, у нас только у Ведомостей такое видел, не знаю, работает ли эффективно такой подход у них. А уж про спортСМИ и говорить нечего.
Так и получается, что сайты живут за счет рекламы, т.е. просмотров. А просмотры в лучшем случае соберут Овечкин/Дзюба/скандалы и голые сиськи)
Пы.сы.: "французы клюют только на французских покойников" (с)