Инопланетянин из Швеции. Обладатель «Колдер Трофи»-2019
Когда Ги Лефлеру было пять лет, его отец соорудил маленькую хоккейную коробку на заднем дворе их дома в Турсо (провинция Квебек). После окончания уроков в школе и на выходных эта коробка была забита друзьями Лефлера. Но в будни, когда детей отпускали домой на обед, на лед выходил только Ги. Хотя бы на полчасика.
Пару лет спустя, желая проводить на льду еще больше времени, в субботу и воскресенье Лефлер пробирался на местную арену по утрам. Через заднюю дверь, сквозь технические помещения, под трибунами, а затем – на лед. Там, где-то с 7:30 до 11:00, когда приходил менеджер арены, он забвенно гонял шайбу. Правда, вскоре его секрет раскрылся. В конце концов, этот менеджер был тренером его команды. Тогда Лефлеру разрешили свободно посещать арену и тренироваться индивидуально. Через пару лет к нему присоединились несколько друзей.
Вы можете подумать, что такие времена остались в прошлом. Теперь хоккейная карьера просчитывается с юных лет. Это распланированный процесс, в котором учувствует вся семья возможной будущей звезды. Постоянные переезды, стремление ребенка играть с соперниками постарше, регулярные внушительные финансовые вливания и консультации со специалистами, которые зарабатывают тем, что пытаются реализовать чужую мечту.
Если все это несколько разочаровывает вас, то вам стоит услышать историю нападающего «Ванкувера» Элиаса Петтерссона. Он никогда не работал индивидуально с тренером ради развития каких-то навыков. Как и Лефлер, Петтерссон рос в небольшом городке. Географически Онге располагается в самом центре Швеции. На 2010 год население это населенного пункта составляло 2,872 человека. Видимо, никому не приходило в голову обновлять эти данные с тех пор. До появления Петтерссона самым известным выходцем из Онге был Самуэль Польссон, который провел 11 лет в НХЛ и завоевал в составе «Анахайма» Кубок Стэнли. В этом городе брали начало аж шесть хэви-металл групп, в том числе и Corroded, которая записала песню под названием «Age of Rage», вошедшую в список саунд-треков к компьютерной игре Battlefield 4, так что они движутся в верном направлении. Лидер и вокалист группы Йенс Вестин дружит с родителями Элиаса и был учителем музыки его старшего брата в школе.
Как и Лефлер, Петтерссон сам оттачивал свое хоккейное мастерство. Иногда отец наблюдал за его тренировками и давал советы, правда, он сам «занимался хоккеем в период с 10 до 12 лет».
В Онге есть своя хоккейная арена, Kastbershallen. Отец Элиаса, Торбьорн, который по основной деятельности занимается недвижимостью, был менеджером местного хоккейного клуба. В его обязанности, в том числе, входило управление машиной по заливке льда. А это означало, что у него всегда были ключи от арены. Элиас и его старший брать Эмиль, который был задрафтован «Нэшвиллом» в 2013 году, могли всегда одолжить эти ключи и пойти на арену. И там они просто играли в хоккей. «Просто пара ребят, которые любили повозиться с шайбой», - говорит Томми Острем, который вместе с Юханом Альтбергом взял шефство над братьями в качестве агента.
Перед тем, как заявить о себе во всеуслышание в чемпионате Швеции, Петтерссон был недоволен своим броском. Тогда он разделил этот навык на 12 аспектов и работал над улучшением каждого из них. Вот как это вспоминает он сам: «Я хотел улучшить бросок в одной касание и резкость кистевого. Так что после каждой тренировки задерживался на 15 минут. Один день работал над балансом, на следующий – над правильной постановкой клюшки, затем – над правильным переносом веса и так далее».
Как вспоминает Эмиль, Элиас показывал хороший результат в любом виде спорта, за который брался. Главные его качества - это любовь к спорту и целеустремленность. К примеру, как-то братья обнаружили в гараже старый отцовский уницикл. «Я попытался прокатиться на нем, промучился минут 10-15, а потом так разозлился, что отшвырнул его в сторону, - вспоминает Эмиль. – Элиас повторил мою попытку где-то через год. Но он не успокоился, пока не покорил его».
И теперь мы видим примеры этого неукротимого упорства. Наверное, только серьезная травма могла остановить его на пути к «Колдеру». Хотя, учитывая стиль его игры, такая угроза всегда нависает над молодым нападающим.
Правда, самого Элиаса это никогда не пугало. В последнем сезоне в чемпионате Швеции в составе «Векше» он забил 24 гола и набрал 56 очков, побив рекорд результативности для юниоров, который Кент Нильссон установил более 40 лет назад. Одновременно он стал лучшим бомбардиром лиги, был признан лучшим молодым игроком Швеции, а также завоевал золотом не только внутреннего, домашнего чемпионата, но и молодежного ЧМ.
За такие результаты партнеры дали ему звучное прозвище: «Инопланетянин». За, кажется, какой-то внеземной талант. «Забавное прозвище. Правда, мне оно не очень нравится. Слишком громкие слова. Слишком высокие ожидания», - качает головой Элиас.
Теперь, попав в НХЛ, он заслужил еще несколько прозвищ. «Я называю его «Мини Павел Дацюк», - улыбается партнер по «Кэнакс» Брок Босер, который сам кое-что знает о ярких дебютных сезонах. «Я поражаюсь его талантам. Он всегда опережает соперника на шаг. Предвидит и предугадывает развитие игры».
У шведа достаточно трюков в рукаве. Один из таких мы видели в декабре, когда он выставил не в самом лицеприятном свете опытнейшего голкипера «Нэшвилла» Пекку Ринне. Правда, этот финт не удивил все того же Босера. Впервые он увидел его в тренировочном лагере «Кэнакс» в 2017 году. «Тогда я подумал: «Да этот парень реально крут», - смеется Брок.
Даже немного удивительно, что Петтерссон добился уже так много в таком юном возрасте. Потому что раньше считалось, что он несколько отстает от сверстников. В первую очередь, из-за скромных физических данных. Вот какой факт: федерация хоккея Швеции проводит турнир TV-Pucken с 50-х. На него приезжают лучшие команды (U-16) из 24 регионов страны. В общей сложности, в сезоне-2013/14 в нем принимали участием 561 человек. Только двое из них были легче Петтерссона (один из них вратарь) и только 37 – ниже ростом. Тогда рост Петтерсона составлял 166 см, а вес – 47 кг. С тех пор он вырос на 22 см и стал тяжелее на 33 кг, что все равно не впечатляет по меркам профессионального хоккея. «Но он невероятно силен. И может очень удивить соперника, - настаивает центра «Косаток» Бо Хорват. – С другой стороны, будучи таким худым, он легко просачивается между соперниками».
Да, по меркам НХЛ он все еще слишком легок. Но в современной игре недостаток физики можно с лихвой компенсировать превосходством в скорости, катании, технике и интеллекте. «Это даже идет мне на пользу. К примеру, я умею группироваться, если против меня применяют силовой прием, что позволяет мне не терять или снова быстро набирать скорость. Если бы я был мощным, то, возможно, так никогда бы и не научился с умом вести силовую борьбу».
Защитник «Миннесоты» Райан Сутер поднимает еще один важный вопрос: «Сейчас стало несколько легче пробиться в НХЛ. Тебе не нужно беспокоиться, что в любой момент тебе могут оторвать голову». Продолжает партнер Сутера по «Уайлд» Зак Паризе: «Он невероятно уверено чувствует себя с шайбой. Даже будучи новичком, он не боится брать ответственность на себя, вести игру звена, контролировать все происходящее на площадке. Это реально здорово. Прямо взгляд радуется».
Именно это и хотел увидеть главный тренер «Ванкувера» Трэвис Грин, прежде чем Элиас приехал в тренировочный лагерь. Грин сразу решил, что нет смысла ставить такого легковесного хоккеиста на край и заставлять его биться за шайбу у бортов. На маленькой площадке он будет намного полезнее в центре. В конце концов, «Косатки» драфтовали Петтерссона именно как центра. С другой стороны, в Швеции он бил рекорды, играя на краю. Так что некоторое время на адаптацию нужно было заложить. Действительно, в тренировочном лагере для новичков Элиас выглядел вызывающе посредственно. Но с каждым днем он становился все увереннее и лучше. Так что теперь «Ванкувер» уже давно не скрывает, кто является лучшим игроком команды.
Для хоккеистов типа Петтерссона, с выдающимся игровым интеллектом, кажется, что на льду все происходит иначе. Для них время будто движется медленнее, что позволяет им продумывать действия на два-три шага вперед. «Я помню свои игровые дни, - рассказывает Грин. – Когда против меня выходил особенно талантливый хоккеист, то казалось, что для него это просто обычная забава. Наверное, я себя так уверенно чувствовал только тогда, когда гонял шайбу еще в детстве. Тогда казалось, что я могу делать с ней все, что мне заблагорассудиться. Конечно, это было очень приятное ощущение. Но в профессиональном спорте такое подвластно только избранным».
За четыре года в составе «Торонто» в середине 70-х Инге Хаммарстрем трижды забивал 20 или более голов. Будучи одним из первых игроков из Европы, попробовавших свои силы в НХЛ, он зарекомендовал себя с хорошей стороны. Однако это не помешало владельцу «Лифс» Гарольду Бэлларду сказать про Инге на прощание, что тот «мог приехать в угол площадки с десятком яиц в карманах и не разбить ни одного». Это была довольно неуместная ремарка, которая на долгие годы утвердила в Северной Америке несправедливое отношение к европейским игрокам. Пару десятков лет спустя, кто-то может сказать, что Хаммарстрем может зайти на арену и отыскать настоящий бриллиант. Именно он убедил «Ванкувер» сделать ставку на худенького юнца из чемпионата Швеции и потратить на него общий 5-й номер драфта-2017.
Учитывая послужной список Хаммарстрема, «Кэнакс» действительно стоило прислушаться. Будучи скаутом «Филадельфии» в 1991 году, именно он убеждал боссов «Флайерс» дать шанс еще одному шведу и потратить на него 6-й пик – Петера Форсберга. «Годом ранее я продвигал кандидатуру Яромира Ягра, но мы предпочли Майка Риччи. Также на том драфте мы заполучили Криса Саймона и Микаэля Ренберга».
По ходу нынешнего сезона многие задавались вопросом, почему Петтерссон оказался на том драфте ниже Нико Хишира, Нолана Патрика, Миро Хейсканена или Кэйла Макара? Один из генеральных менеджеров клуба НХЛ, который не имел шанса заполучить Элиаса, отмечал, что их европейская скаутская служба была уверена в том, что Петтерссон – главный талант того драфта, пусть он и не очень впечатлил североамериканских специалистов на международных турнирах. Но никто не предполагал, что Элиас продемонстрирует такой резкий прогресс. Тот же самый генменеджер сейчас поражен, насколько лучше стал бросок нападающего: «В год драфта он вообще старался не бросать по воротам».
В случаях таких успешных выборов на драфте не малую долю играет удача. В 16 лет Петтерссон переехал в Тимро, что располагается в с 70 милях к востоку от его родного города, чтобы выступать за местную команду. Хаммарстрем живет как раз в Тимро и постоянно захаживает на местную арену. Он часто посещал тренировки команды и регулярно общался не только с Петтерссоном, но и с его партнером по команде – Джонатаном Даленом. С сыном бывшего игрока НХЛ Ульфа Далена, с которым Инге поддерживает дружеские отношения. (Неудивительно, что Дален стал частью сделки, когда «Ванкувер» отдал в «Оттаву» нападающего Алекса Берроуза пару лет назад).
В ходе этих частых бесед Хаммарстрем хорошо узнал Петтерссона и даже подружился с ним. Инге говорит, что это юноша, чье доверие нужно суметь заслужить. Но если ты нашел к нему подход, то он очень открыт и добр в общении. Также это по-хорошему упорный человек, чья любовь к игре заставляет его не останавливаться на достигнутом и продолжать прогрессировать. «Я видел, что это исключительный талант со спортивным характером. Он знал, что нужно упорно работать, чтобы добиться успеха. Это было ясно с первых слов. Я общался с другими талантливыми юношами. Но с каждой новой встрече убеждался, что Петтерссон – лучший. Исключительный талант».
Оставалось только убедить в этом директора скаутского отдела «Ванкувера» Джадда Брэкетта и остальной тренерский штаб. Что им стоит пару раз потратиться на поездку в Европу и увидеть все своими глазами. В итоге, долго убеждать не пришлось и «Ванкувер» был твердо намерен выбрать на драфте именно Петтерссона. В рейтинге журнала The Hockey News Элиас шел до 9-м номером, а один скаут отмечал, что нападающий старается избегать сутолоки у бортов. «Вы должны задаться вопросом: это умные действия или страх борьбы? И только один человек знает точный ответ. Для себя же вы должны решить: это или умное выжидание и предугадывание развития событий или отсутствие уверенности и смелости». Теперь мы точно знаем ответ хотя бы на этот вопрос.
«Кэнакс» повезло, что перед ними выбирали только четыре команды. И у них тоже были свои сомнения. «В год драфта о Петтерссоне говорили не так много, потому что он был очень худым и выглядел слабым, - объясняет Хаммарстрем. – Но мне в глаза сразу бросалась его скорость. И не столько катания, сколько мысли. Он так быстро решал любую ситуацию на льду, что ни один молодой игрок не мог сравниться с ним. Этим он напоминал мне Петера Форсберга. Нечто особенное в его действиях. В конце концов, я играл против самого Уйэна Гретцки. И на своем опыте знаю, что такое особенный талант».
Говоря о решении проблем, Петтерссон попал в как раз в тот клуб, у которого их навалом. Перед началом сезона многие полагали, что «Косатки» имеют отличные шансы объединить в своих рядах братьев Хьюзов. Куинн был выбран под 7-м номером на драфте-2018, а его младший брат – Джек – является фаворитом драфта-2019. Но до Нового года «Кэнакс» даже боролись за зону плей-офф. И пусть команда все же сдала под конец, но клуб показал, что у него есть молодые таланты, на которых можно рассчитывать в будущем: Петтерссон, Босер, Хорват, Хьюз, Демко. Во всяком случае, за игрой «Ванкувера» было интересно наблюдать. Теперь у клуба есть надежда. И главная связана с лучшим игроком команды со времен Павла Буре.
Удивлен ли тренер таким ярким дебютным сезоном шведского нападающего? «Да, удивлен, - признается Грин. – Честное слово. Мы не были до конца уверены в том, кого заполучили. Но теперь мы все видим, что к нам в команду попал исключительный игрок. И пока мы увидели только верхушка айсберга».
Источник: The Hockey News Magazine.
Элиас действительно игрок очень редкого дарования.