Как за один сезон подняться со дна до «золота» ВХЛ? «Рубиновый» камбэк состоялся!
Точечный состав – залог успеха
Придя на пост главного тренера, Михаил Звягин первым делом стал подбирать состав для покорения вершин ВХЛ. Перед ним стояла задача не из легких, ведь по окончании прошлого сезона половина ростера команды ушла в другие клубы, а другая часть игроков, принадлежавшая ХК «Югра», отправилась в расположение ханты-мансийцев (а далее – в КХЛ). Но у Звягина был свой козырь: авторитет, который он заработал, возглавляя ХК «Зауралье» из Кургана. Понятное дело, что одними из первых были подписаны хоккеисты, которые прошлый сезон отыграли под руководством Михаила Николевича. И, стоит отметить, что каждый из них пришелся «рубиновым» ко двору: Никита Кротиков стал лучшим снайпером-защитником команды в регулярке, Алексей Князев продемонстрировал умения двустороннего центра, а из Антона Рехтина вышел оплот, так называемой чекинг-лайн.
Далее в клуб пришел тюменский воспитанник Егор Бабенко, предыдущий сезон проведший в тольяттинской «Ладе», но не сумевший там закрепиться. К своему первому взрослому сезону на уровне КХЛ, Бабенко оказался не готов, поэтому вернуться в родные пенаты было очень даже здравым решением. О таланте Егора знают не понаслышке уже за океаном, где в Западной хоккейной лиге он набирал кучу очков. Но в «Ладе» он получал не так много игрового времени, что для молодого игрока не идет в «плюс». А потенциал Бабенко довольно велик, и он явно превосходит уровень ВХЛ. «Рубин» же для него послужил площадкой для адаптации к взрослому хоккею. Здесь ему давали играть, и играть много. За свои 25 матчей он выбил 18 очков, был одним из лидеров команды, решал моменты в свою пользу, когда казалось, что ничего не получится. Продемонстрировав великолепное катание, видение площадки и неплохой бросок, Бабенко отправился покорять КХЛ уже более зрелым игроком. Теперь он игрок ХК «Трактор».
Однако главным моментом формирования состава, надо полагать, стало подписание Станислава Тунхузина. Если подумать, это ведь самый универсальный игрок ВХЛ. Жесткий, силовой защитник, умеющий «залезть под кожу» сопернику, а также обладающий навыками тафгая. При этом он очень мобилен на площадке, полезен в большинстве (квотербек из Тунхузина – что надо), и имеет точнейший бросок. 20 очков в регулярке – хороший результат для игрока линии обороны. До сезона 2018/2019 тюменские болельщики не любили Стаса – он настолько суров, что заводит даже трибуны. Но с момента появления его в «Рубине», ненависть сменилась любовью. Тунхузин получил гордое звание капитана команды, и очень даже справился с этой ролью. Даже по телевизору было видно, как кэп руководит психологическим настроем «драгоценных». Если кто-то выйдет на площадку расхлябанным – «напихает» своему, а если соперник сыграет чересчур грубо, то «напихает» (уже в прямом смысле) и ему. Обстановка в команде (привет Станиславу Ярушину) была отличной. И Тунхузин для этого приложил максимум усилий.
Вообще, чуть ли не каждый игрок, перешедший в «Рубин» в этом сезоне, оказался полезен. Что стоит только подписание уже по ходу турнира Ильи Карлина, трансфер которого смело можно называть лучшим в истории команды (если брать новейшую историю). Никита Лисов – стал лучшим защитником-стэйхоумом в команде, легенда тюменского хоккея Денис Ячменев, после годичной разлуки с «Рубином», тоже оказался в числе лучших. В общем, подписания были что надо. Михаил Звягин вместе с руководством клуба провели гениальную селекционную работу. Все вышеперечисленные хоккеисты, вкупе с оставшимися с прошлого сезона – Вадимом Кравченко, Денисом Давыдовым и вратарем Егором Назаровым – были основой «Рубина», и творили историю тюменской команды.
Игровая схема, построенная на физической оснащенности хоккеистов – важный элемент нынешнего «Рубина»
Вообще, отличный состав – далеко не всегда тождественен хорошему результату. Но Михаил Звягин сумел построить довольно понятную схему игры, основанную, прежде всего, на физической подготовленности хоккеистов. Мощнейший форчекинг – это главный элемент прогрессивного хоккея. Как показывает практика, побеждает тот – кто больше раз отобрал шайбу в зоне соперника. «Рубиновые» носились по чужой зоне, как угорелые, забирая все подборы. Оттого и такое количество побед на старте сезона: просто-напросто никто не ожидал такой прыти от команды, которая в прошлом году не попала в плей-офф! Но скорости, показываемые «звягинцами», подвергали в шок даже тюменских болельщиков, которых, к слову, от матча к матча на трибунах пребывало все больше.
После мощнейшего форчека, тюменцы переходили в другую стадию атаки – сайклинг (перемещение шайбы через пас по периметру чужой зоны). Гармоничное движение шайбы и головокружительные скрещивания игроков истязали соперников, и зачастую приводили к голам.
Вариативный вход в чужую зону – также «козырь» тюменцев. Начало сезона и плей-офф – самые, что ни на есть показательные в этом смысле матчи. «Рубин» входил в зону через вброс в зону, через диагонали («блю ту блю стретч»), через индивидуальные проходы. И почти постоянно использовалась вся ширина площадки. Благодаря схемам Звягина и скоростям нападающих, войти в зону не было каким-то сложным испытанием.
Ложкой дёгтя в бочке с медом послужила, пожалуй, середина сезона, когда соперники приспособились к схемам «рубиновых», и стали плотнее встречать их на своей синей линии, отчего тюменцы очень часто бросали шайбу от границы слота. А, как известно, хороший вратарь никогда оттуда не пропустит. Но тут, скорее всего, еще одна причина – физический спад игроков. Ведь не один в мире хоккеист не проведет сезон без спадов в форме. Далее, тюменцы вновь набрали ход, и стали крушить всех в плей-офф.
Договор с клубом КХЛ – это невыгодно для «Рубина»
Многие тюменские болельщики привыкли, что по ходу сезона состав команды меняется по тысяче раз. Это происходило ранее, когда у «Рубина» была договоренность с тогда еще клубом КХЛ – «Югрой». То есть, хоккеисты ханты-мансийской команды, не проходящие в основной состав, и которые находились на двустороннем контракте, приезжали играть за «Рубин». Вроде бы все хорошо – игроки КХЛ в Тюмени! На самом деле, все далеко не так безоблачно. Во-первых, качество этих КХЛовцев не всегда соответствовало уровню даже ВХЛ (ведь большинство из них – молодые ребята, которые вот-вот закончили играть в МХЛ). И, приезжая в Тюмень, они ничем не выделялись. Во-вторых, постоянные перемены в составе точно не помогали команде. Например, спустила «Югра» трех игроков – они обязаны были быть в составе «Рубина». Это значит, что условные три хоккеиста тюменской команды из состава выпадали. Затем, ханты-мансийцы обратно забирали этих игроков. Таким образом, связи в команде не нарабатывались, игроки теряли практику, переставали понимать партнера. И команда проигрывала…
В этом, конечно, также есть свои плюсы. Вспомнить, Павла Варфоломеева, Артема Михеева, Архипа Неколенко, Мартина Штайноха… они по-настоящему тащили «Рубин» к вершинам. Но, как показала практика, в тот сезон вершиной оказалась лишь итоговая 17-я позиция.… В этом же сезоне, несмотря на все травмы, несмотря на недобор ростера в плей-офф, «Рубин» закончил сезон с «золотыми медалями» чемпионата России. И сыгранность игроков сыграла здесь большую роль. Поэтому, в отказе от такой договоренности все-таки больше плюсов.
Сохранить команду!
Это главная задача руководства клуба. В полной мере этого сделать уже не получилось – довольно большое число хоккеистов ушло из «Рубина». Виной тому – лимит ВХЛ, согласно которому в заявке на сезон от клуба может быть всего пять человек от 29-ти лет и старше. Руководство российского хоккея живет мифом, что ВХЛ – лига для развития молодых парней. Возможно, это даже так. Но ведь известно, что именно конкуренция – это двигатель прогресса. Получается, что для многих талантливых хоккеистов путь в ВХЛ подготовлен на блюдечке с голубой каемочкой. Их просто-напросто лишают возможности поконкурировать с более взрослыми. И высока вероятность, что в таких условиях перспективный спортсмен перестанет прогрессировать. Зато теперь многим качественным хоккеистам, которым всего лишь 29 лет, приходится искать новое место работы, и ничего с этим поделать нельзя…
Без потерь никак, это понятно, но ведь уже известны и новые подписания. Денис Сандер прошел в Тюмени всю хоккейную школу, в свое время попадал даже в расширенный список молодежной сборной России. Прошлый сезон Денис провел в «Зауралье» ( 20 очков в 44-х матчах регулярки), а теперь примкнул в стан «Рубина». Габаритный форвард с неплохим катанием, умеющий прикрывать шайбу корпусом, имеющий хорошую выносливость – именно такой подходит под систему Михаила Звягина.
Другой новобранец «Рубина» – Андрей Мнихович – тюменским болельщикам знаком не так хорошо. Прошедший сезон он провел в не самом сильном «ЦСК ВВС» из Самары, но набрал 35 очков (кстати, никто из «Рубина» не набрал больше), и стал лучшим бомбардиром команды. Довольно неуступчивый форвард, который точно усилит тюменскую команду. Причем, может сыграть как в топ-6, так и в нижних звеньях. Такая многофункциональность только в помощь Михаилу Звягину. Уж он-то точно найдет место в составе для Мниховича.
30 августа началась эта история, когда наконец-то мы увидели цельную команду с отличной игровой схемой, о которой я не раз писал. Тогда, всех сметя, «Рубин» без особых проблем забрал Кубок, посвященный образованию Тюменской Области. Причем, радость была не столько от самой победы, а от того, как легко она досталась. Уже тогда был виден рисунок игры, отличная физическая подготовленность, в химия игроков.…
За день до этого я запилил эту сторис.
После года, когда тюменские зрители вообще не видели матчи плей-офф, «Рубин» вновь заставил говорить о себе не только хоккейную общественность, но и весь город. Перспективы, возложенные на клуб, оправдались. Можно теперь с уверенностью сказать, что "рубиновый" камбэк состоялся. Гранд ВХЛ возвратился!