«Мы смотрели на ЦСКА и говорили друг другу: «Вау». Хартли объяснил, почему «Авангард» проиграл финал
До вылета в сборную Латвии главный тренер «Авангарда» ответил на все вопросы: что делали против форчекинга ЦСКА, почему не сработали наложения и почему не забили «пять-на-пять».
Главное: «Авангард» сделал все, что мог
Итог финала для «Авангарда»: хоккей с ЦСКА был очень плотным, но никто не выпал. Казалось, например, что Бобков слабее Сорокина и что это будет фактором – но после слабого первого матча Игорь дал очень высокое качество в трех следующих, отбивая от 92% до 96% бросков, и держал команду в игре.
То же самое по полевым: при всем желании не найти хоккеистов, которые стали бы слабым звеном и массово завозили угрозу на свой пятак. «Авангард» был готов к финалу настолько, насколько это позволяло здоровье игроков.
– Что вы сказали на последнем собрании?
– У нас много кто играл с травмами и теперь ждет операции. Я могу поставить игрокам за сезон только A+ (высшая оценка в канадских школах – Sports.ru). Они полностью соответствовали высокой планке ожиданий, которую мы установили. В пятницу в раздевалке я им сказал: «Да, мы не чемпионы, но вы – победители».
Самое большое разочарование для любого тренера – когда по итогам серии он понимает, что команда могла сделать больше. Это совсем не тот случай. Нельзя было требовать большего от Бобкова, от наших защитников, от нападающих, даже от нашего персонала. Все выложились. Я бы отдал все, чтобы увидеть, как мои парни поднимают над головой Кубок Гагарина. Они выдали суперсезон.
Уровень ЦСКА – космос
Вторая по важности мысль тренера: у «Авангарда» был очень, очень сильный соперник. Мы писали примерно об этом сразу после финала (аж два раза), поэтому тут повторю вскользь: полтора десятка игроков сборной России – в недавнем прошлом, настоящем и ближайшем будущем – это недостижимая мечта почти любого клуба страны. Свой чемпионский состав ЦСКА набирал несколько лет, вворачивая каждое лето приличный бюджет (да, Игорь Есмантович, мы помним, что в хоккее игроков не покупают, а меняют на денежные компенсации) – и система игры прогрессировала каждый год, а со сменой Квартальнова на Никитина получила новый импульс. ЦСКА-2019 – это один из самых качественно отобранных составов в истории КХЛ и одна из самых крепких систем.
– Мы смотрели на игроков ЦСКА, – продолжает Хартли, – и говорили друг другу: «Вау». Что защитники, что нападающие – все габаритные парни. Вспомнить церемонию рукопожатия – армейцы смотрели на моих ребят сверху вниз. Все-таки они не за две недели команду свою построили, а за несколько лет.
Нам нужно было забивать – а у них 75 пропущенных шайб за 62 матча регулярки. Я такого никогда не видел. А что было в плей-офф? Не помню точных цифр, но они пропускали не больше 1,25 гола за игру. Это невероятно. Обыграть их можно только на тоненького.
По ходу сезона я говорил, что Илья Сорокин очень напоминает мне Евгения Набокова, игравшего за «Сан-Хосе», когда я тренировал «Колорадо». В финале Сорокин будто вернул меня в мои 12 лет, когда я восхищенно наблюдал за Третьяком. Даже если нам удавалось справиться с защитой ЦСКА, тут как тут появлялся Сорокин и делал классные, очень важные сэйвы.
– В вашей карьере была ли команда, забить которой 5-на-5 было бы так же сложно, как этому ЦСКА?
– «Нью-Джерси» в 2001-м. Тактика «Девилс» под Кубок Стэнли всегда строилась от обороны: знаменитый трэп (система игры с ловушкой в средней зоне – Sports.ru), Мартен Бродер. Я всегда говорил, что, когда состарюсь, буду сидеть в кресле-качалке и рассказывать, что у меня было лучшее место на всей арене, с которого я мог наблюдать за противостоянием Бродера и Руа – пожалуй, двух лучших вратарей за всю историю НХЛ.
Хартли постоянно что-то менял, но это не помогло
– За свою карьеру я никогда не вносил в игру команды столько корректив. Я отчаянно пытался найти пути к победе, от матча к матчу. Искал, что можно поменять, чтобы мы заиграли сильнее. Искал, как остановить их нападение – и нам это удалось, если не считать первой встречи. Но этого было мало.
Мы реально испробовали все. В последнем матче мы убрали Фисенко, который играл очень хорошо. Не выпустили Манукяна, который два с половиной раунда отыграл с переломом руки и толком не мог бросать. Попытались по максимуму сместить акцент на атаку. Заявили только шесть защитников. Посадили в запас Бондарева, который показывал отличный хоккей.
Нам нужны были голы, поэтому мы выпустили Кошелева и Петрова в четвертом звене, чтобы рассчитывать на все четыре тройки в атаке. И все равно было сложно. Зернов вообще не выходил на точку после того, как вернулся в строй. Ему нужна операция на плече. По сути он играл с одним плечом. Михеев играл на одной ноге. Это не оправдания, потому что я уверен, что и у ЦСКА были проблемы со здоровьем. Просто привожу факты.
– Самое большое изменение?
– То, как мы подстроились под форчек – им ЦСКА давил всех. В первом матче они хорошо поддушили нас, но затем мы внесли коррективы. Нам удавалось выходить из-под давления в девяти случаях из десяти. Против ЦСКА – это блестящий результат. Это позволило нам проводить больше времени в зоне атаки.
– Для этого вы замедлили выход из обороны и часто меняли фланги именно в начале атаки.
– Да. Мы не обсуждали с Никитиным его принципы, но армейцы, как и мы, играли в хоккей без позиций. Есть пятерка, которая не делится на нападающих и защитников. Нам надо было найти способ проходить эту пятерку. На мой взгляд, это у нас получилось, с форчеком мы справлялись.
Случай в четвертом матче: «Авангард» уходит от форчека ЦСКА через смену борта и короткий пас.
– Если отмотать назад, что бы вы поменяли?
– Если я чувствую, что мне нужно что-то сделать – я делаю. Сработало или нет – это уже другой вопрос. Главное – попробовать. И против ЦСКА я испробовал все. Они нас обыграли. Они были сильнее.
Отдельно – никакого смысла в наложении звеньев
Большой шанс «Авангарда» в финале был в том, чтобы Хартли и его штаб оказались хитрее тренеров ЦСКА. Например, находили бы сиюминутную выгоду в эффективном наложении звеньев. От этого плана отказались, потому что состав армейцев плотнее, чем у любого другого соперника по плей-офф, и «Авангард» ничего от наложений не выигрывал:
– Когда у соперника в четвертой тройке выходят Телегин и Капризов, ты думаешь: «Так, что вообще происходит?». Какие тут вообще можно выбрать наложения? При всем уважении к «Салавату», у них была тройка Кемппаинена, Ткачев с Кугрышевым, и, к сожалению для них, Бурдасов был травмирован, а за ними – две энерджи-лайн. У ЦСКА – четыре ровные тройки, которые не выключаются.
Одна из ключевых точек серии – отмененный гол в первом матче
– Со стороны показалось, что первый матч ушел на то, чтобы привыкнуть к скоростям.
– Нет, они забили нам два гола, а мы ответили тем знаменитым голом, который не засчитали. Он до сих пор у меня перед глазами. И я до сих пор не получил объяснений, почему отменили гол. 2:1 – это совсем другая игра. Мы уже никогда не узнаем, как это сказалось бы. Они прижали нас, повели, мы вроде отквитали одну шайбу, но счет все равно 2:0. Такие ситуации неприятны. Парни молодцы – они быстро все забыли.
– Правильно ли я понял, что, несмотря на отмену, вы хотели зацепиться за этот момент и поменять игру?
– Конечно, мы использовали это. Мы сказали игрокам – это хороший гол. Ты сражаешься в плей-офф всеми средствами: на льду это физическое противостояние, на скамейке – ментальное. И ты всегда должен настраивать игроков самым лучшим образом. Мы использовали этот гол как фактор – продолжайте, вы все делаете правильно и все будет хорошо. Это была ментальная сторона игры.– Знаете, как победить этот ЦСКА в будущем? – Мы и в этом году знали, как их обыграть! Наши противники в предыдущих раундах знали, как обыграть нас, а противники ЦСКА знали, как обыграть армейцев. Хоккей – это не точная наука. В нашем деле есть и нечто неосязаемое, многие факторы можно контролировать, а многие – нет. Все зависит от игроков на площадке. Да, счет в серии приятный для ЦСКА, но если кто-то из болельщиков подойдет и скажет, что это не были отличные матчи, я не соглашусь. Я получил удовольствие от каждой игры. Я чувствовал себя ребенком, который смотрит хоккей.
Мы разобрали игру «Авангарда», а Боб Хартли все объяснил
Фото: cska-hockey.ru/Elena Rusko; РИА Новости; hawk.ru
почитал бы для начала. Очень хороший разбор
Омерзительны высказывания о том, что НХЛ - это хоккей, а КХЛ - это так, фигня.
НХЛ - это высший уровень, тут не поспоришь. Но финалы конференций КХЛ и финал КГ - это хоккей, пусть не всегда зрелищный, но в классе ему отказать нельзя. Уж Боб Хартли знает в этом толк и шнягой заниматься ему нет смысла: денег он и так заработал. И "Ава" под его руководством в прошедшем сезоне был "реальным пацаном", за которого не стыдно даже после 0:4 в финале.