5 мин.

Шайфли как чудо

Я поймал себя на странном чувстве, что больше жду не сегодняшнего вечера, такого важного и такого решающего, а воскресного матча «Виннипега» в НХЛ, первого после многолетнего перерыва. Разумеется, я буду смотреть игру, переживать за сборную и всячески желать, чтобы она продемонстрировала свои способности – но спектр возможных ощущений в футболе все равно простирается от облегчения до угнетенного отчаяния (невозможно не вспоминать Марибор – помнится, тогда у нас уже были заготовлены бутылки южноафриканского вина, чтобы отметить выход, но вроде бы их в итоге так и не открыли). Нет уж, не будет в этом футболе никакого чуда, никакого восторга, никакой мечты. Он не об этом. Наверняка что-то похожее будет уже на самом Евро, но до него, в конце концов, еще нужно дожить.

А тем временем в Виннипеге, куда переехала команда НХЛ из Атланты, настоящий праздник. Билеты на 15-тысячник раскуплены чуть ли не на несколько лет вперед; состоится отдельный праздник открытия, а встреча с «Монреалем» 9-го числа наверняка станет блестящим шоу независимо от результата. Впрочем, это их, центральноканадские радости. Для меня главный интерес представляет ровно один игрок: Марк Шайфли, восемнадцатилетний центр второго звена. 

Шайфли, выбранный в этом году на драфте, возник более-менее ниоткуда. Еще в начале года его перспективы на драфте были весьма туманны; по окончанию сезона лучший игрок безоговорочно худшей команды OHL (сам он закончил с показателем полезности -22, но следующий бомбардир «Колтс» набрал и вовсе -50); претендовал примерно на 10-е место драфта. «Виннипег» не пожалел за него первого выбора в своей новой истории – решение взять Марка под общим седьмым номером оказалось довольно-таки внезапным для болельщиков и несколько их расстроило.

Так или иначе, Шайфли приехал на сбор «Виннипега» – и тут началось нечто странное. Сначала он набрал 2+2 в первом же матче, играя с более чем сомнительными партнерами по звену. Это, конечно, можно еще было списать на не менее сомнительный состав «Коламбуса», но в следующих четырех матчах центр, игравший преимущественно рядом с другими проспектами и игроками четвертых звеньев, набрал еще четыре очка, по одному в каждом матче, став в итоге вторым бомбардиром всех предсезонных матчей НХЛ.

Впрочем, и это еще нормально. Предсезонные бомбардиры-однодневки есть во всех видах спорта; чаще всего в них нет ничего, кроме интересных поводов для обсуждения в межсезонье. Многие прогнозировали, что Шайфли все равно отправят обратно в Бэрри (основным аргументом был один из матчей, где он проиграл 11 вбрасываний из 12) как минимум на год – обрасти мясом, научиться играть в обороне и лидерским качествам. Эти слова – общие, так говорили и говорят про всех 18-летних в НХЛ, кроме Кросби; гораздо интереснее то, как на достижения юноши реагировал его собственный тренер Клод Ноэль:

«Я в абсолютном восторге от парня, как и все в нашем клубе. Я увидел в нем достаточно, чтобы заявить: Марк – великолепный игрок. Он обладает не только физической силой и мастерством, но и очень острым умом». На вопросы журналистов, будет ли подписан с Шайфли профессиональный контракт, Ноэль отвечал так: «Спросите у него. Думаю, он уже понимает, будет ли с ним подписан контракт». 

Через несколько дней, когда стало известно, что Шайфли точно остается хотя бы на несколько матчей, тренер продолжил свои панегирики: «Я буду поражен, если нам придется отправить его обратно в юниорскую лигу. Просто ошеломлен. Я практически уверен, что этого не может случиться. Недавно я спросил у парней, нравится ли им играть с Марком, и Уэллвуд сказал, что в НХЛ игроков с настолько же проворными руками можно пересчитать по пальцам. Он умеет обороняться (Шайфли начинал играть защитником – прим. автора), у него отличные бросок и катание. Некоторые много забивают в юниорах, но потом ничего не могут во взрослом хоккее: это не про Марка. Я думаю, он продолжит набирать очки. Он обладает нужным мастерством, отлично играет в пас и умеет обманывать вратарей. Я счастлив, что он в нашей команде».

Я уже подзабыл вот это поразительное ощущение того, как прямо на твоих глазах появляется звезда, когда семнадцатилетний или восемнадцатилетний начинает играть, как будто эта лига именно для него – а ничем другим этот поразительный даже для американского спорта, где принято хвалить своих игроков, уровень высказываний достаточно опытного уже тренера о совершенном новичке объяснить нельзя. И то – одно дело Стэмкос или Кросби, попавшие в лигу уже с рекламными контрактами и весом огромных ожиданий; другое дело – улыбчивый скромный мальчик, про которого, как кажется, не знают еще пока даже некоторые составители предсезонных рейтингов проспектов (у нас на Sports.ru, конечно, с этим все в порядке). Талант, пробившийся из ниоткуда – вот главная, центральная, архетипическая спортивная история; и почему-то в последние несколько лет с такими историями было как-то туговато.

Не знаю, сколько очков наберет Шайфли в итоге – хочется, конечно, чтобы как можно больше (и не только потому, что я взял его во все фэнтези-команды, которые только можно). Я просто буду за ним следить, смотреть, как он раскрывается, радоваться его удачам. Думаю, хоть что-нибудь у него да получится. Хоккей в любом случае не станет моим любимым видом спорта, хотя сама идея драфта, конечно, вызывает у меня восторг – столько дополнительных поводов для обсуждения, столько реальной информации об уровне: это в футболе все просто «перспективные» и «прогрессируют», а в хоккее номер драфта несет в себе куда больше информации (уже упоминавшийся Кайл Уэллвуд, как выяснил Алексей Белов, стал в драфтовый год лучшим бомбардиром юниорской лиги, но был взят только в пятом раунде – судя по всему, более-менее по делу).

Самое главное, не забывать, что спорт – это не только, как недавно выразился Юра Дудь, возможность обделаться в важный момент. Спорт – это, в первую очередь, возможность продемонстрировать нежданное, невероятное. Спорт – это ожидание чуда; и я хочу, чтобы в моем поле зрения чудеса случались почаще.