Они стоят за звездами НХЛ: самые влиятельные агенты и их компании
Рассказ о лучших из них.
От редакции Sports.ru: это блог «Хоккейный уголок» - место с лучшими переведенными постами о хоккее. Поддержите блог плюсами, подписками и комментариями, чтобы крутых текстов из зарубежных медиа на Трибуне стало еще больше.
Newport, CAA и Wasserman-Orr – три главных агентских фирмы Национальной хоккейной лиги. И возглавляют эти компании три кита агентского бизнеса: Дон Мин, Пэт Бриссон и Бобби Орр.
Для начала, пожалуй, приведем список 10 ведущих агентских компаний – если брать сумму контрактов их клиентов (по данным сайта Puckpedia.com).
И сразу ответим на вопрос «Почему Wasserman-Orr попал в топ-3, если Octagon опережает его по деньгам?» Дело в том, что Бобби Орр предпочитает качество количеству. Да, и в этой сумме еще не учитывается новый контракт нападающего «Торонто» Остона Мэттьюса.
1. Newport Sports – $ 2 080 471 075
Агенты: Дон Мин, Крэйг Остер, Уэйд Арнотт, Марк Гай, Рэнд Саймон, Пэт Моррис, Грегори Лэндри, Эдвард Уорд, Джейсон Тэйлор.
Известные клиенты: Эрик Карлссон, Дрю Даути, Эвандер Кэйн, Фил Кессел, Хенрик Лундквист, Шон Монахан, Марк Стоун, Пи Кей Суббан, Райан О’Райлли, Расмус Далин.
2. CAA Sports – $ 1 926 634 520
Агенты: Пэт Бриссон, Джей Пи Бэрри.
Известные клиенты: Сидни Кросби, Евгений Малкин, Мэтт Дюшен, Филип Форсберг, Клод Жиру, Патрик Кэйн, Джонатан Тэйвс, Джон Таварес, Анже Копитар, Нэтан Маккиннон.
3. Octagon Athlete Representation – $ 980 505 810
Агенты: Аллан Уолш, Майк Лиут, Бен Хэнкинсон, Роберт Хупер, Рик Валетти, Эндрю Скотт, Крис Макальпайн, Джон Воллан.
Известные клиенты: Владимир Тарасенко, Марк Шайфли, Райан Макдона, Джонатан Юбердо, Райан Ньюджент-Хопкинс, Микко Рантанен, Леон Драйзайтль, Джонатан Друэн, Майк Хоффман.
4. Wasserman-Orr Hockey – $ 627,172,498
Агенты: Рик Кьюрран, Джефф Джексон, Джадд Молдавер, Майк Кьюрран, Дэйв Ганье.
Известные клиенты: Коннор Макдэвид, Остон Мэттьюс, Аарон Экблад, Эрик Стаал, Джефф Картер, Джон Карлсон.
5. The Sports Corporation – $ 472 961 625
Агенты: Джерри Йоханнсон, Дэвид Кайе, Майкл Кайе.
Известные клиенты: Себастьян Ахо, Брендан Галлахер, Райан Гецлаф, Брэйден Холтби, Мико Койву, Милан Лучич, Кэри Прайс, Брент Сибрук.
6. KO Sports – $ 435 961 625
Агенты: Курт Оверхардт, Джо Оливер, Кевин Магнусон.
Известные клиенты: Дилан Ларкин, Джон Гибсон, Джейкоб Труба, Райан Джохансен, Райан Кеслер, Кайл Туррис, Маттиас Экхольм.
7. Titan Sports Managment – $ 369 869 998
Агенты: Кевин Эпп, Джарретт Бускет.
Известные клиенты: Ши Уэбер, Оливер Экман-Ларссон, Якуб Сильфверберг, Нолан Патрик, Мартин Джонс, Антти Раанта.
8. Quartexx Management – $ 365 477 821
Агенты: Кент Хьюз, Антон Тун, Поль Капиццано.
Известные клиенты: Патрис Бержерон, Крис Летанг, Дарнелл Нерс, Антон Худобин.
9. Alterno Global Management – $ 260 377 566
Агент: Петер Валлин.
Известные клиенты: Виктор Хедман, Элиас Линдхольм, Габриэль Ландескуг, Джон Клинберг.
10. RSG Hockey – $ 244 174 574
Агенты: Аллен Руа, Гаэтан Восар.
Известные клиенты: Бен Бишоп, Нико Хишир, Картер Харт, Кит Кинкейд, Радко Гудас, Филипп Грубауэр, Джейк Аллен.
Дон Мин и Newport Sports
Уже прошло 37 лет с тех пор, как 30-летний Дон Мин оставил успешную и стабильную практику в юридической фирме в Торонто и решил посвятить себя работе с хоккеистами. Он мог бы официально выйти на пенсию еще два года назад, но Мин остается в бизнесе, заправляя компанией Newport Sports Managment – самом крупном игроке на рынке агентского бизнеса в хоккее.
Сказать, что за эти годы хоккейный мир переменился – значит ничего не сказать. И Мин стал причиной некоторых из этих перемен, ведь именно он внедрил практику общения не только с игроком, но и с его семьей, что повышает уровень доверия к агенту, а также позволяет склонить перспективного клиента к заключению агентского договора. И именно его фирма первой стала заниматься не только контрактами игроков, но и другим спектром услуг: инвестиции, налоги, рекламные соглашения.
Хоккей не считался таким уж крупным бизнесом, когда Мин заключил соглашение с будущим членом Зала славы Пэтом Лафонтеном. Это произошло в 1983 году – Лафонтен стал одним из первых клиентов Мина и уж точно первым в статусе звезды. Сейчас на компанию Дона работают более 30 сотрудников по всему миру, они представляют интересы более сотни игроков в НХЛ – Newport считается самым крупным игроком на рынке.
Мин застал два важных изменения в истории НХЛ. Первое – отношение к поиску талантливых игроков. Когда Мин начинал, то число агентов в лучшем случае доходило до 20. В нынешнем сезоне Ассоциация игроков НХЛ официально зарегистрировала 191 агента. Так что борьба за хоккеистов стала ожесточеннее, а поиск – сложнее. Также, как считает Мин, для некоторых игроков и их родственников это создает мнимое ощущение избранности прежде, чем сам молодой хоккеист добился чего-то в карьере и заработал серьезные деньги.
«Это гадание на кофейной гуще. Смотрите, сколько детей играют в условном Онтарио. А сколько из них попадают в юниорскую лигу? Сколько попадают на драфт новичков НХЛ? И даже если тебя выбрали в первом раунде, это еще не гарантирует, что ты получишь контракт в лиге. Очень сложно предсказать, как сложится карьера игрока. Тем более, когда мы говорим о 15-летнем юноше.
Допустим, ты взял под опеку молодого игрока такого возраста. Нужно вкладывать в него деньги. А первый контракт он подпишет, к примеру, в 19 лет. И не забывайте, что это будет контракт новичка. За это ты справедливо получишь свои 3 процента. Это 27 тысяч в год. И ведь далеко не факт, что этот юноша добьется даже этого».
Newport Sports занимается разными направлениями деятельности, но Мин подчеркивает, что основной доход – все еще агентская комиссия. Стандартно агент получает три процента с первого контракта. Когда игрок становится старше, а контракт – крупнее, процент снижается. Да, бывает по-разному, но Мин давно обладает таким авторитетом, что зачастую не он ищет клиентов, а они – его. Далеко не все коллеги могут похвастаться таким уважением: «Нужно вкладываться в своего клиента. И уважать его пожелания».
Так как конкуренция в бизнесе возросла, то возрос и риск потерять клиента. И Мин сталкивался с подобными неприятностями. Так что он и его команда мотаются по всей Северной Америке в поисках новых игроков и в общении с действующими.
Бывали и неудачи. Когда Александр Овечкин только приехал в НХЛ, именно Мин представлял интересы русской суперзвезды и помогал тому освоиться в Северной Америке. В благодарность Овечкин отказался от услуг Мина за год до того, как заключил с «Вашингтоном» 13-летний контракт на 124 млн долларов, попросив представлять свои интересы… свою маму.
«Нужно научиться принимать тот факт, что это неизбежно в нашем деле. Бывает даже такое, что клиент говорит: «Мне нужно кого-то винить в неудачах. Ничего не выходит. Так что я свалю вину на агента». Помню свою давнюю встречу со Стивом Томасом. Я сказал, сколько он может получить на рынке. Он сообщил эту информацию своей жене. Ее это совершенно не устроило. Так что они расторгли наш договор и наняли другого агента… И получили именно ту сумму, о которой я говорил. Ситуации бывают разные».
Мин уже почти 40 лет в бизнесе, но все еще сохраняет энергию и желание работать. И, кажется, он не собирается останавливаться в обозримом будущем. Клиентов предостаточно, отношения с генеральными менеджерами хорошо налажены. Конечно, когда-нибудь придется уйти на покой, но пока это вопрос отдаленного будущего.
«Я очень много сил вложил в свое дело. Пожертвовал многим. Сейчас ситуация стабильная, даже успешная. Так что я не вижу смысла уходить в данный момент. Слишком многое отдал ради этого. Пока я строил свою компанию, то вкладывал в нее каждый заработанный цент, нанимал новых людей, улучшал и развивал инфраструктуру. В итоге успех пришел ко мне уже в зрелом возрасте.
Как любой предприниматель, ты должен уметь чем-то жертвовать на старте. Но если судьба тебе улыбнется и ты все сделаешь правильно, то твои жертвы окупятся сполна».
Пэт Бриссон и CAA Sports
«Я из числа людей, которые не любят сидеть на месте. Мне хочется двигаться только вперед», – говорит Пэт Бриссон.
Это честная характеристика, которую один из самых влиятельных хоккейных агентов полностью заслуживает. Бриссон говорит, что всегда ищет что-то новое и пытается раздвинуть границы возможного, чтобы получить преимущество в своем деле.
Яркий пример этого случился прошлым летом. В июне тренеры, генеральные менеджеры и президенты шести клубов НХЛ прилетели в Лос-Анджелес на встречу c Бриссоном, который возглавляет компанию Creative Artists Agency. Его офис располагается в современном здании из стекла и бетона, которое в Голливуде прозвали «Темная звезда» за агрессивную и давящую архитектуру. Неплохое место обитания для такого человека, как Бриссон.
На протяжении трех дней представители этих шести клубов вели борьбу за право подписать центрфорварда Джона Тавареса. Бриссон, Таварес и невеста Джона выслушали все презентации, после чего послов отправили по домам. Через несколько дней нападающий подписал 7-летний контракт на 77 млн долларов с «Торонто». Ни один агент не решался прежде провести подобные переговоры.
Человек, который дирижировал всем процессом, – 53-летний франкоканадец с представительной внешностью, темными волосами, волевым подбородком и проницательными голубыми глазами. Согласно рейтингу Forbes за 2017 год, Бриссон занимает девятое место в списке самых влиятельных спортивных агентов в мире. Он представляет интересы почти 60 хоккеистов – в том числе Сидни Кросби, Джонатана Тэйвса, Патрика Кэйна, Клода Жиру, Анже Копитара и Нэтана Маккиннона. Общая сумма контрактов его клиентов превышает 1,1 млрд долларов. Forbes оценивает сумму агентских комиссионных в 45,4 млн.
Бриссон ведет свою деятельность совместно с Джей Пи Бэрри – адвокатом и бывшим советником Ассоциации игроков НХЛ. CAA занимается не только хоккеем – более того, и футбольные (4,1 млрд), и баскетбольные (2,3 млрд) контракты превышают хоккейные активы. Зато хоккей опережает бейсбол (1 млрд).
Первые 30 лет своего существования CAA работало только с актерами, режиссерами, сценаристами, писателями и музыкантами. Спортом агентство начало заниматься только в 2006-м. Сейчас CAA представляет интересы 750 элитных спортсменов. Согласно очередному исследованию Forbes, за последние 6 лет фирма получила комиссионных с контрактов на 9,3 млрд долларов – недосягаемая вершина для конкурентов (заработки ближайшего они опережают практически вдвое). И спорт приносит теперь даже больший доход, чем работа с представителями шоу-бизнеса.
Учитывая специфику работы Бриссона и те успехи, которых он добился, кто-то может представлять его как красноречивого, но наглого и несколько эгоистичного человека. Только в разговоре Пэт проявляет себя как очень спокойный, вежливый и воспитанный собеседник. А небольшой акцент выдает его франкоканадские корни.
Он рос в Квебеке в семье, где все обожали хоккей. Пэт поиграл в юниорской лиге, даже на год уезжал в Европу. Именно этот опыт очень помог ему, когда он начал свою агентскую деятельность в 90-х: тогда большинство агентов были юристами, а Бриссон, будучи бывшим игроков, гораздо лучше понимал своих клиентов и их потребности. Он до сих пор делает ставку на эти качества.
Конечно, бизнес серьезно изменился и расширился с тех пор. Акцент работы сместился с переговоров о контрактах, которые теперь занимают только 15% времени, на плотную, всеобъемлющую работу с клиентами. Иногда Бриссон называет эти функции «услуги консьержа». Главная задача его агентства – помочь игрокам в развитии. Он работает с лучшими тренерами по развитию индивидуальных навыков, диетологами и нутрициологами, а также психологами. CAA консультирует не только игроков, но и их семьи, чтобы все были подготовлены к входу в мир профессионального спорта.
Главное его начинание – летние тренировочные лагеря, где молодые и перспективные игроки могут оттачивать свои навыки.
Несмотря на то, что Бриссон – лицо компании и ее самый активный работник, он не забывает отдать должное своей команде единомышленников. На него трудятся 22 человека, в число которых входят агенты и скауты по всему миру, юристы и маркетологи: «У нас несколько отделов, которые работают в тесной связке. Мы стараемся учитывать общие интересы».
Еще одна вещь, которая сильно изменилась за годы работы Пэта в этом бизнесе, – конкуренция между агентами. «Это очень непростой бизнес. И агенты конкурирует между собой не менее ожесточенно, чем игроки на льду», – говорит журналист Sportsnet Эллиотт Фридман.
Теперь агенты стараются найти талантливого игрока как можно раньше. И пока он юридически не может заключить с ним лицензированный агентский договор, агент становится для молодого человека «советником». «Иногда доходит до смешного, – говорит Бриссон. – Мне звонит человек и говорит: «Ты должен это видеть. Парень 2005 года». Но агент не может сделать ничего полезного для 13-летнего мальчика, только помешать».
Несмотря на постоянное нервное и физическое напряжение, Бриссон пока не собирается оставлять свой бизнес и тех клиентов, которых он взял под свое крыло: «Я буду заниматься этим, пока у меня есть силы и желание. Я уважаю игроков. Люблю игру. Она подарила мне все, что у меня сейчас есть».
Бобби Орр и Wasserman-Orr Hockey
История от агента-конкурента, показывающая, каким авторитетом в мире хоккея обладает Бобби Орр. Две фирмы боролись за молодого игрока, родом из Массачусетса (в этом штате играет «Бостон», за который 10 сезонов провел Орр – прим. Sports.ru). Выбор был непростым. «Но потом появился Бобби и подарил отцу мальчика свой свитер с автографом. После этого переговоры были закончены», – вспоминает агент.
Это и есть особая аура Бобби Орра. Никто из агентов больше не способен на такое. Несмотря на то, что в его фирме трудится много агентов, сам Орр привносит в компанию нечто уникальное. И теперь у него появился мощный союзник. Компания Wasserman Media Group давно сделала себе имя в агентской среде. Ее клиенты – такие звезды, как Эндрю Лак (НФЛ), Расселл Уэстбрук (НБА) и Джанкарло Стэнтон (МЛБ). Но компания давно хотела откусить кусок и от хоккейного пирога, а для этого ей нужен был надежный партнер. Поиск был возложен на плечи Джейсона Рэнни, исполнительного вице-президента компании, который начинал свою деятельность как агент, потом работал в структуре баскетбольной «Оклахомы», после чего вновь вернулся в компанию. «Мы были представлены во всех ведущих видах спорта, кроме хоккея. Но чьей поддержкой заручиться? Мы выбрали компанию Бобби Орра, потому что она близка нам по менталитету», – говорит Рэнни.
Также Orr Group обладает еще одним преимуществом – ее владельцем: «В этом ее уникальность. Когда во главе стоит член хоккейного Зала славы, это большое преимущество и невиданный прецедент. Есть только один такой Бобби Орр».
Как любой успешный руководитель, Орр окружил себя квалифицированной командой единомышленников. Основную работу с клиентами проводят такие статусные агенты, как Рик Кьюрран, Джек Джексон и недавно влившийся в коллектив Джадд Молдавер, который вместе с собой привел в компанию Остона Мэттьюса, чьи интересы прежде представляла фирма CAA. Этот переход наделал много шума в прошлом году. Orr Group также представляет интересы Коннора Макдэвида, а с учетом партнерских отношений с Wasserman Media Group, брэнд Wasserman-Orr может серьезно изменить положение вещей на рынке хоккейных агентов.
«Мир очень быстро движется вперед, бизнес эволюционирует. Мы добились успеха в своем деле, но у нас не хватает ресурсов для содержания штата тренеров, аналитиков, маркетологов, PR-менеджеров и других специалистов», – объясняет Джексон.
В эру потолка зарплат, даже игрок калибра Макдэвида или Мэттьюса может рассчитывать только на ограниченную сумму соглашения. Коннор даже согласился не на максимальный контракт с «Ойлерс», чтобы команда смогла собрать нужный состав для превращения в контендер («нефтяники», кажется, все еще работают над этим). Но никто же не отменял рекламных и спонсорских соглашений? И специалисты в этом направлении могут серьезно улучшить финансовое состояние спортсмена. Wasserman Media Group обладает таким опытом: «Я горд, что мое имя теперь будет ассоциироваться с такой уважаемой компанией. И я нетерпением жду начала совместного сотрудничества», – говорит Орр.
Если говорить о принципах ведения бизнеса, то здесь вряд ли что-то изменится: «Мы стараемся отыскать самых талантливых молодых игроков. И если нас что-то не устраивает, то мы не будем заключать договор ради галочки. Для нас качество превыше количества», – утверждает Джексон.
Возьмем, к примеру, хоккеистов 2002 года рождения – таких в компании шесть человек, в том числе Куинтон Байфилд, Уилл Кулли и Джейми Драйсдэйл. Четыре клиента Орра ушли в числе первых шести пиков драфта юниорской лиги Онтарио прошлой весной. Еще двое также оказались в числе первораундников. «Их успех означает, что и мы добились успеха», – подытоживает Джексон.
Именно для этого агентство должно так тесно работать с игроками. То, чего Джексон и Дэйв Ганье (сам бывший игрок НХЛ) так долго добивались.
Кажется, теперь все схвачено. Но что тебе дает работа с живой легендой? «Это же Бобби Орр, понимаете? Он общается с молодыми игроками, делится своим опытом, следит за их успехами. Это неоценимая помощь для молодого человека и огромное подспорье для нашей компании», – объясняет Джексон.
Да, Орр не опытный юрист или какой-то гениальный маркетолог, но за него говорит жизненный опыт. Также он обладает непререкаемым авторитетом в мире хоккея. И даже в 70 лет Бобби не собирается уходить на покой. Страсть к игре все еще не угасла.
Источник: The Hockey News Magazine
«Практически всегда первый вопрос: «На кого меня поменяли?». Один день из жизни хоккейного агента
Фото: globallookpress.com/Joel Marklund/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Dave Sandford / Stringer, Jeff Vinnick;: twitter.com/orrhockeygroup
А Alterno Global - похоже, чисто шведская шарашка. Этот Wallen - тот самый, который бумаги Берглунда просрочил, да так - что того выпнули из Луиса в Баффало :)
Интересный у них пул клиентов.
Агенты- огромное зло для спорта.
Хотя личное мое мнение агенты не более чем паразиты, которые стараются нажиться на процессе. В этом смысле Овечкин красавец, подписал самый большой контракт и обошелся без агентов.
это у нас, да и в Европе, космческие проценты и все покрыто тайной и мраком)