6 мин.

Goals.by узнал, как кормят хоккеистов минского «Динамо». Кушать подано

— «Завтрак чемпиона» — уже устойчивое выражение. На самом деле, речь ведь идет не о кукурузных хлопьях с молоком?

— Кукурузные хлопья с молоком — хорошо, но недостаточно для здорового молодого организма, — говорит врач минского «Динамо» Борис Лабкович. — Тем более, для организма хоккеиста. Так как игры проходят во второй половине дня, завтрак, конечно, важен. Но не менее важен обед.

Нельзя сказать, что меню сильно варьируется, — рассказывает Дмитрий Мелешко. – Хотя, бывает, что подают не куриные ножки, а куриное филе. Вообще, меню составлено таким образом, чтобы организм быстрее усваивал все необходимые ему вещества и элементы.

— Меню в игровые дни стандартное, отработанное годами, — продолжает Борис. – В нем простые продукты, легко усваиваемые организмом спортсмена. В первую очередь, это курица и макароны. Кстати, если стандартная норма мяса в ресторане –100 грамм, то наши спортсмены получают минимум 200. Стандартная норма спагетти –200 грамм, у нас она равняется 400-м. Качественные спагетти из твердых сортов пшеницы дают тот углевод, который медленно всасывается и способствует поддержанию уровня гликогена в мышцах.

— Хоккеистам нужны углеводы, нужны калории, — говорит Андрей Михалев. — Кому 4000 килокалорий, кому еще больше…

— Энергетическая норма потребления простого человека 2000-2500 килокалорий в сутки, спортсмен нуждается в 5000-7000, — развивает тему клубный врач. – Понятное дело, что если не будет хватать топлива в баке, то машина никуда не поедет.

Сбалансированность рациона также важна. Набор потребляемых продуктов составляется с учетом необходимых веществ для организма спортсмена. А ему необходимы белки, жиры и углеводы. Соотношение компонентов для простого человека — 1:1:4, для спортсмена — 1:0,8:4,6. Другими словами, жиров поменьше, а углеводов побольше.

Обычно хоккеисты на обед имеют два супа (один — в его классическом понимании, второй — бульон, говяжий или куриный), два горячих блюда (либо макароны и картофель, либо макароны и рис; курица, говядина, рыба) на выбор, холодные закуски, салаты, фрукты, овощи, сок. Так как хоккеисты в основном работают в закрытом помещении, недостаток солнечных лучей компенсируется приемом натуральных овощей и фруктов.

— Стараюсь обедать дома вместе с семьей, — говорит покидающий арену голодный Андрей Мезин.

— 80-90 процентов хоккеистов обедают организовано с командой, — утверждает Борис Лабкович. – Да, домашняя еда очень нравится хоккеистам, ведь приходится часто бывать в разъездах. Но в игровые дни все хоккеисты питаются в команде.

— В команде много легионеров. Чего требуют они?

— Словаки, например, любят подливки, тушеное мясо. Канадцам нужен стейк. Хорошо, что спагетти любят все :). Все, кроме Ярослава Обшута. Ему нужен рис. Ест он его и на обед, и на ужин. Канадцы не любят картошку.

— Из домашней пищи люблю чешские блюда, — совсем не удивил Збынек Иргл. — Например, утка, капуста и кнедлики. Кнедлик — это такой чешский хлеб. Думаю, его невозможно достать в Минске.

— Иногда нам поступают просьбы приготовить картофель фри, — продолжает врач. — Малоценные продукты не заказываем. Открою маленький секрет, это может быть где-то один раз перед Новым годом на ужин. Фри, как правило, делают из замороженного картофеля. Жарят картошку в большом количестве растительного масла, к которому остаются вопросы.

— Еда, что имеем здесь, конечно, надоедает, — откровенничает Андрей Михалев. — А в поездках что, представляете? В прошлом сезоне как раз в поездке отмечали с ребятами мой день рождения. Сходили в МакДональдс, съели по чизбургеру. Там вредная пища? Так все в нашей жизни вредно. И хоккей вреден для здоровья. Почему занимаюсь им? Кушать хочется! :)

— Организация питания на выезде имеет ряд своих сложностей, — говорит Борис. – Эта общероссийская проблема. Если располагаемся в хорошей гостинице, в ней есть хороший ресторан. Но и там просим приготовить нам наиболее простые блюда. Если уровень гостиницы пониже (не будем перечислять города), то качество «хромает». Как бы там ни было, контролируем процесс приема пищи.

— В прошлом году как-то обедал вместе с командой. Тогда клубная «столовая» находилась в «Радзивиловском». Где команда обедает теперь?

— Питаемся в кафе, расположенном возле раздевалки команды. Это позволяет экономить время, контролировать прием пищи хоккеистами. Готовит команде ресторан «Спарт», который размещается на базе «Минск-Арены». Отдельных поваров у нас нет. В ресторане есть две бригады, которые готовят специально для нас. То, что теперь питаемся на месте, хорошо и потому, что имеем возможность следить за тем, как протекает второй этап восстановления хоккеистов — сон.

— Чувствую себя отлично. Настроение тоже хорошее, — говорит Андрей Мезин. — Еще только начало сезона, так что восстановление после игр проходит легко.

— Сразу после игры с «Атлантом» Либор Пивко восполнял энергетические потери потреблением банана. Что лучше всего есть в таких случаях?

— После игры в течение часа рекомендуется принимать порцию легкоусваиваемых углеводов, — рассказывает Борис. — Это фруктовые соки, бананы, печенье, специальные спортивные напитки, которые содержат глюкозу и другие не менее важные вещества: калий, магний, кальций и другие.

Кстати, потребность спортсменов в аминокислотах не всегда удается закрыть за счет питания. Поэтому применение биологически активных добавок оправдано. Дозы витаминов и микроэлементов, которые необходимы спортсменам, превышают в три раза потребность в них обычного человека.

Ужин также организовываем для команды. Обычно это рис, нежирное мясо, рыба…

— Рыбу очень люблю, — признается Владимир Денисов. — С ней есть проблемы, ведь трудно найти в Беларуси хорошую.

— Рыба, конечно, недешевое удовольствие, — продолжает врач. — Мы предлагаем хоккеистам стейки из форели и горбуши. В меню не попадает рыба, которая доставлена в страну сомнительным образом. Плюс на ужин подаем рыбий бульон или уху.

— Что с Анатолием Протасеней? У него были проблемы со спиной, но он уже хромает…

— У него проблемы с поясничным отделом позвоночника. После обследования можно будет сказать что-то конкретное.

— Уже точно известно, что он не может тренироваться в течение трех недель.

— У всех хоккеистов в большей или меньшей степени есть проблемы со спиной. Связано это с особенностями физической подготовки. Заниматься хоккеем начинают с 4-5 лет, поэтому понятно, что наблюдаются изменения оси позвоночника. Плюс нагрузки во время предсезонной подготовки не всегда точно дозированы по возрасту. Из опыта могу сказать, что всегда есть пару человек в сезоне, которые испытывают проблемы со спиной. Хотя в команде достаточное количество массажистов, которые также следят за состоянием хоккеистов.

— И все-таки! Почему хромает Протасеня?

— В спинном мозге расположены корешки, которые сплетаются с нервами и нервируют нижние конечности. Поэтому когда есть проблемы со спиной, боль отдает и в ногу. В данном случае мы имеем такую ситуацию.

— С помощью питания можно сократить сроки восстановления хоккеиста?

— Если есть болезненная ситуация, необходимо назначить лечение. Но для профилактики обязательно используем препараты в качестве фармакологической защиты. Вещества, которые входят в состав хряща, также есть во многих наших блюдах. Очень хорош холодец, например.

— Какими судьбами попали в «Динамо»?

— В прошлом году работал в «Минских зубрах». До этого почти пять лет проработал в «Керамине».

— Как пришли в хоккей?

— Проработав 9 лет в институте травматологии в отделении спортивных травм, получил предложение от «Керамина». Решил, почему бы не попробовать? Задержался в хоккее. Люблю этот вид спорта гораздо больше, чем футбол. Хоккей — быстрая, динамичная игра. Но продолжаю работать на полставки в институте травматологии.

— В своей практике наверняка сталкивались с тяжелыми травмами. Не возникает в таких случаях мысль о том, зачем хоккей, если он калечит?

— Нет. Да, это очень травмоопасный спорт, пусть и есть различные средства предупреждения травм. Врачу нельзя бояться крови и травм. Нужно до последнего оказывать помощь пациенту в любой ситуации. Хоккеисты для нас члены семьи, но когда им нужна помощь, приходится забывать об эмоциях и профессионально исполнять свой долг. Самая тяжелая травма, с которой сталкивался — это разрыв почки у игрока во время тренировки. К сожалению, ее не удалось сохранить хоккеисту. Удалили… Слава Богу, такие случаи — редкость...

Хоккей Беларуси