У «Спартака» был отличный план, СКА провалил большинство. В Кубке Гагарина – первая сенсация
Во-первых, с праздником. Ни капли ненависти к СКА — просто сегодня лидеры конференций играли с 7-8 местами, и три из этих матчей закончились 3:0, 4:1 и 4:0 в пользу фаворитов; это то, что убивает малейший интерес к Кубку Гагарина с первых же его дней. Матч в Санкт-Петербурге мог закончиться как угодно, в нем кипела жизнь — это то, за что мы и любим игру.
Во-вторых, очень похоже, что это была игра команды, которая нацелена дать 27 матчей в плей-офф, против команды, который мечтает хотя бы о пяти (и у «Спартака» уже будут как минимум пять), с вытекающими последствиями: больше энергии, больше концентрации, больше желания в каждом эпизоде у гостей, потому что для них это пик сезона. У СКА пик сезона просматривается немного попозже — поэтому в каждое действие хозяева вкладывались не так мощно. Часть ответа на вопрос «Что произошло?» — в этой разнице. С остальным давайте разбираться.
Два гола «Спартака» — это мелочи
Нет никакой проблемы/сенсации в том, что СКА пропустил два гола. И вглядываться в стоп-кадры этих голов незачем: они получились в результате двух ошибок за три минуты (фолы Кузьменко и Херсли), не были запрограммированы штабом Алексея Жамнова (очень четкий план касался в основном игры без шайбы) и легко перекрывались стандартной результативностью хозяев. Для СКА «-2» вообще не беда, потому что в регулярке он забивал в среднем больше трех за матч — этого спокойно хватило бы и сегодня.
Сказалась разница в энергии
Почти вся базовая статистика отдает победу в игре хозяевам — они больше бросали, чаще выигрывали вбрасывания, больше владели шайбой и больше времени провели в зоне атаки. В минусе у СКА только одна графа, по которой как раз и просматриваются энергозатраты: блокированные броски. В этом нет большой новости, потому что «быть активнее» — это стандартная установка андердога на матч с фаворитом. Но дело в том, что СКА на обычных настройках — активная и быстрая команда. Сегодня она была инертнее седьмой команды Запада — вот это уже новость.
«Начало было несколько скомканным. Ну, понятно – мы ребят подгрузили сейчас», — эти слова Илья Воробьев произнес не сегодня, после «Спартака», а еще 11 февраля, после матча с «Северсталью», где СКА подбуксовал в начале. Тренер вряд ли расскажет о тренировочных циклах команды, но похоже, что в паузе перед плей-офф был еще один, последний раунд нагрузок.
План «Спартака», который сработал
Две важные части плана работы без шайбы. Первая – вполне инновационная, «Спартак» поставил на капкан в средней зоне: 1-3-1, где «3» — это очень широкая линия, почти забор в районе красной. В начале игры спартаковцы двигались активнее и шли на отбор ближе к чужой синей, в конце сместились ближе к своей — но это все равно не превратилось в суперпассивную оборону. «Спартак» уплотнил среднюю зону, в ней физически не проходили передачи — поэтому СКА выстреливал (особенно обреченно это смотрелось в концовке) индивидуальными проходами без явных шансов на продолжение (чаще всего — банальный бросок со средней дистанции или неудачная попытка контроля). Защитникам хозяев просто некуда было отдавать — в какой-то момент я увидел, как Патрик Херсли заходит в среднюю зону на дриблинге. А ведь он тяжелый, медленный и легко прогнозируемый — это чистая тренерская победа Жамнова.
Вторая часть — активная работа назад, на подборе при вбросах и в бэкчеке при попытках войти в чужую от скоростных дриблеров СКА (например, Барабанова). Если нападающий хозяев проходил среднюю зону, у него на плечах сидели двое, перед ним был третий, а еще два соперника работали по возможным адресам. «Спартак» сохранял такую плотность до последних секунд — и ни разу не развалился.
Плохой матч СКА: ошибки в составе
Ноль заброшенных у СКА, по крайней мере, пока команда играет в рамках КХЛ, никогда нельзя считать исключительно заслугой соперника. Большую часть проблем хозяева придумали себе сами. Про энергию уже было — и это поправимая история, с каждой игрой СКА будет быстрее. Но есть вопрос с составом. Посмотрите на тройки — кроме того, что это практически готовый ростер сборной России на любой этап Евротура, есть еще детали. В нем зачем-то растворены два отличных и разных звена. Эстетское Гусев – Дацюк – Якупов (Плотников) и динамичное Кузьменко – Прохоркин – Барабанов. Я понимаю, что у Ильи Воробьева свои соображения и что он даже такими звеньями выиграл много матчей, но сегодня они не работали с самого начала. Дацюк потерялся между Кузьменко и Плотниковым, Прохоркин так и не зажег с Гусевым, Якупов утонул в третьей тройке.
Реально пострадало большинство: Прохоркин не способен давать креативные решения, которые пачками выкидывает Дацюк — и таких ходов сегодня не хватило. Дацюк и Гусев обычно прячут передачу на Херсли под двумя-тремя другими вариантами, а Прохоркин просто скидывал шайбу прямо шведу, на которого спокойно выдвигался, например, Илья Зубов. Спартаковцам было больно, но эту боль они обменяли на отличный результат — ноль пропущенных.
Что действительно удивило — план по звеньям у СКА не менялся весь матч (может, до последних минут, которые я смотрел не так внимательно, набрасывая этот текст), хотя в составе полно самых разных вариантов. Возможно, это значит, что дело правда в нагрузках и уже завтра этот же состав СКА полетит на нереальной скорости.
А если не полетит, это закончится новым главным тренером на скамейке СКА.
Когда прочитал о себе в канале «овечкин и седины»
Фото: spartak.ru; РИА Новости/Алексей Даничев