Александр Великий. Легенда №8. Часть 10
Сегодня хотелось бы перетереть одну небольшую тему. Вот уже много лет подряд местные канфаны и бубзоглоры с завидным постоянством обращают наше внимание на процент реализации бросков Александра Овечкина, который составляет 12.6%. Они постоянно подчёркивают, что в лиге достаточно игроков с более высоким процентом. В том числе Сидней Кросби, Стивен Стэмкос и Илья Ковальчук. Мысль их проста и незамысловата.
Ничего более. Но даже в его броске нет ничего особенного. В лиге достаточно игроков, обладающих куда более качественным броском. Просто Санёк пуляет намного больше всех. Дурное дело нехитрое. Вот и весь секрет.» Этот вопрос мы сегодня постараемся обсудить максимально подробно. Главное, что хотелось бы понять, существует ли причинно-следственная связь: «Чем круче бросок, тем выше процент».
Начнём, пожалуй, со встреч наших хоккеистов с знаменитыми канадскими профессионалами.
Многие любители хоккея со стажем по обе стороны океана считают встречу Монреаля и ЦСКА, которая закончилась вничью 3-3 в новогоднюю ночь, лучшей в истории игры. Соотношение бросков 38-13 в пользу канадцев. Приведу статистику всей серии. Рейнджерс-ЦСКА 3-7 (броски 41-29), Бостон-ЦСКА 2-5 (40-19), Филадельфия-ЦСКА 4-1 (49-13). Итого: ЦСКА 74 броска, 16 шайб, реализация 21.6%. Канадцы: 168 бросков, 12 шайб, реализация 7.1%. Наши в три раза превзошли канадцев в плане реализации бросков! Смею предположить, что подобное соотношение характерно для всех первых встреч советских и канадских хоккеистов.
Скажет ли хоть один канфан местного разлива, что советские игроки продемонстрировали родоначальникам хоккея броски инопланетного качества? Сомневаюсь. Впрочем, здесь они будут правы. Советские хоккеисты старались каждую комбинацию разыграть до верного, а канадцы бросали едва ли не при первой возможности. В данном случае процент реализации, прежде всего, говорит о манере игры, а не о крутизне бросков. Вполне допускаю, что в искусстве броска лучшие канадские профессионалы в целом превосходили наших игроков. В том числе и поэтому советские хоккеисты в первую очередь полагались на пас, а не на бросок.
У Джордана 49.7% за карьеру с игры, у Шакила 58.2% . Скажу больше. Шакил в 9(!!!) сезонах становился лучшим в лиге по проценту. Выходит Шакил обладал едва ли не самым метким броском в истории баскета? Не уверен. У меня немного другое видение вопроса. Шакил был редкостным рукожопом, поэтому он бросал только из-под щита. У игрока, который атакует исключительно с убойных позиций, будет заведомо высокий процент. Но невозможно каждую атаку разыграть до верного. Регулярно приходится бросать из сложных позиций. Кому доверят бросок в такой ситуации? Ну, конечно, самым метким игрокам, таким как Джордан. Как следствие у крутых снайперов процент будет занижен. Вот ведь какой парадокс. Процент не только не отражает меткость игрока, а скорее, наоборот, вводит в заблуждение. А вот броски из стандартных ситуаций более информативны. Джордан из 7 штрафных забивал 6, Шакил 3-4. Это куда лучше характеризует меткость игроков.
Х.Седин 1330 игр, 240 шайб, 1856 бросков, 12.9%
Д.Седин 1306 игр, 393 шайбы, 3474 броска, 11.3%
Более забивной Даниэль бросал почти в 2 раза чаще, хотя реализация у него заметно ниже. Быть может, мы с вами, наконец, отыскали причину, по которой Ванкувер так и не взял КС? Не тот Седин пулял!
Дело, думаю, в другом. Даже Седины не могли каждую атаку завершить броском в упор, систематически приходилось бросать с полупозиций, эта задача в первую очередь была возложена на снайпера Д.Седина, а не на чистого распасовщика Х.Седина. Поэтому у Д.Седина процент занижен. В том-то и дело, что сплошь и рядом работает обратная логика: «Лучше бросок – ниже процент». Ведь крутые снайперы регулярно атакуют с более сложных и более дальних позиций (и это оправдано с точки зрения интересов команды), их плотнее держат соперники.
Как-то раз внимательно рассматривал результативность 80-х годов. И вот что бросилось в глаза. Среди пятидесяти лучших бомбардиров той эпохи (начиная с сезона 1980-81 по 1989-90) 43 форварда и 7 дэфов. Причём если их расположить по проценту реализации, то первые 43 строчки займут нападающие, а последние 7 защитники. Самый «кривой» форвард Томас Стин имеет 12.3%, самый меткий дэф Пол Коффи 11.4%.
Среди 50 самых результативных дэфов прошлых десяти сезонов лучший процент у Ши Уэбера 8.4%, среди 50 самых результативных форвардов только Зетта имеет процент ниже – 7.9%.
Мы с вами можем вспомнить немало защитников с убийственным броском, но ни у кого из них не будет убийственного процента реализации. Факт, который прямо указывает, что в корне неправильно сравнивать по этому показателю игроков, постоянно атакующих с дальней дистанции, с игроками, которые бросают по большей части с близкого расстояния.
Знаете, кто самый меткий игрок в истории НХЛ? На этот вопрос нам безошибочно ответит только один человек.
Остальные пусть даже и не пытаются отгадать ответ, проще выиграть в спортлото 6 из 49. Ведь числа от 1 до 49 все мы более-менее помним, как-то случайно можно и угадать, а такого игрока как Крейг Симпсон (247 шайб с 1044 бросков, 23.7%) большинство из нас ни в жизнь не вспомнит.
На третьем месте среди игроков, забросивших как минимум 100 шайб, Серёга Макаров. Не ожидали? Я тоже. Как бы я объяснил этот факт? Прежде всего, стечением обстоятельств. С другой стороны, я бы сказал, что Макаров это вершина эволюции классического советского хоккеиста, блистательный последователь тех мастеров, которые забивали Монреалю 3 шайбы с 13 бросков. Он обладал удивительным дриблингом, он раздавал гениальные передачи. А такие паузы, как у Сергея Макарова, могли делать разве что только старики МХАТа. У него всегда был огромный выбор вариантов продолжения атаки, он мог себе позволить бросать только с самых верных позиций.
Но насчёт процента реализации бросков есть и реальная тема. На официальном сайте представлены данные по количеству бросков, начиная с сезона 1959-60. В 60-е реализовывалось около 9% бросков, в последние годы даже чуть меньше. Зато в 80-е была аномально высокая реализация примерно 12%. В частности надо отдавать себе отчёт, что Грец и Босси штамповали свои полтосы во времена, когда вратари с одинакового количества бросков пускали на 43% больше, чем сейчас.
Нам говорят, что в 80-е годы Овечкин забивал бы даже меньше, чем сейчас, дескать, бросал бы он неудобной деревянной клюшкой. Но вот ведь какое дело. Обычный игрок средней руки в 80-е годы реализовывал на 40% бросков больше, чем сейчас. Это общая закономерность, которая по какой-то неизвестной причине не коснулась бы Овечкина. Почему??? Канфаны не ответят нам на этот вопрос. Это не клюшки деревянные. Это логика деревянная.
Раз уж речь зашла о 60-х, то как же не вспомнить о Бобби Халле. Великий игрок, символ 60-х, обладавший невероятным броском, о котором до сих пор ходят легенды. Мы с вами уже успели отметить удивительную схожесть основных статистических показателей, личных и командных достижений у Бобби Халла и Александра Овечкина. Правда, про процент реализации бросков мы даже не вспомнили, что неудивительно. Это едва ли не самый мутный статистический показатель, и только такой мутный народец, как местные канфаны и бубзоглоры, раз за разом вытаскивают его на белый свет, пытаясь поймать рыбку в мутной воде. Пришло время восполнить этот пробел.
Для двух первых сезонов Халла в НХЛ статистика бросков отсутствует. Поэтому учитываем 13 сезонов, начиная с 1959-60 по 1971-72, после чего Халл перешёл в ВХА. Халл является лучшим снайпером этого исторического периода, причём с отрывом (1.Халл 573, 2. Маховлич 421). Он нанёс больше всех бросков, причём опять же с отрывом (1.Халл 4539, 2.Хоу 3709). При этом реализация составляет 12.6%. Ну вылитый Овечкин! Даже процент совпадает! Это и есть почерк Великих.
При этом по проценту реализации бросков среди 100 лучших бомбардиров этого периода Халл делит 24-26 место. Выше него, в частности, располагается Джон Фергюсон, едва ли не главный боец той эпохи. Его, собственно, и подняли в Монреаль, чтобы оградить от нападок лидера команды Жана Беливо. Уже в своей первой смене Фергюсон конкретно отметелил кого-то из мишек. Подобное поведение и стало его визитной карточкой. В СС72 он был помощником Гарри Синдена. Именно Фергюсон дал задание Бобби Кларку вывести из игры Валерия Харламова. И вот ведь что получается, даже такой мордоворот имел процент реализации бросков выше, чем Халл. Но разве хоть один канфан скажет про Бобби Халла: «Ничего особенного. Просто пулял больше всех. Вот и всё?» Вот в этом-то и кроется вся их суть. Не ведитесь на их высказывания.
Фото: nhl.com