В 14 лет он жил в одном номере с Кучеровым, а сейчас комментирует хоккей
Артем Батрак закончил играть в 22 года, но остался красавчиком.
В 5 лет Артема привели в школу «Спартака» – вместе с ним было еще человек тридцать; в моде у московских детей и их родителей были ЦСКА и «Динамо», поэтому красно-белые не сталкивались с большой текучкой. В 14 лет Батрака вызвали в сборную Москвы на первенство федеральных округов – и он поселился в одном номере с Никитой Кучеровым, потому что «с ним как-то было о чем поговорить». Будущая суперзвезда НХЛ удивила будущую звезду КХЛ ТВ книгой на тумбочке – для тинейджеров это редкость. На другом турнире центр нападения «Спартака-1993» столкнулся с Прохоркиным: тот играл в сером «Витязе» и реально тащил его за собой.
Тогда же Артем получил свои первые деньги – в школе «Спартака» запереживали, что лучших игроков перетянут в другие клубы, поэтому ввели стипендию: сначала 10 тысяч в месяц, потом 20. Из самой первой десятки Артем девять тысяч отдал родителям – следующие заработки, разумеется, делились чуть-чуть в другой пропорции.
По детям все получалось отлично, и в какой-то момент он получил вызов на сбор с командой МХЛ: пришло время бороться за контракт с красно-белой молодежкой. Это контракт Нюландера превратился в блокбастер, а у Батрака все было проще: вызвали в кабинет к начальнику команды, положили на стол бумагу и ручку. Или подписываешь, или уходишь. Был вариант позвонить агенту, но Артем решил, что не должен качать права – и без запарок подписал контракт. Так его месячный заработок усох с 20 тысяч до 13700.
Первый матч в МХЛ – против «Амурских Тигров». Батрака выпускают в первой тройке с ветеранами молодежки Гоголевым и Толузаковым, в первой же смене еще шайбу не успел потрогать – передача на пустые ворота. Естественно, закружилась голова: первая игра! Первый бросок! Первый гол в сезоне! Но – промах. В следующей смене не растерялся Пешехонов и первый спартаковский гол года ушел ему.
До 18 лет хоккей давался Батраку очень легко. Жесть началась осенью 2011-го: его взяли в КХЛ. Три матча – с «Динамо», «Авангардом» и «Югрой», 18 минут игрового времени, 27 смен, которые он запомнит навсегда: «Если с «Югрой» еще хоть что-то получалось, то с «Динамо» и «Авангардом» вышел и понял, что вообще ничего не могу, хотя у меня и партнеры были нормальные, и играл я с краю, где попроще».
Артема поставили с братьями Юньковыми: на раскатке перед одним из матчей они сделали странную штуку – подозвали молодого и погнали забеганиями/стеночками по зоне. Видимо, чтобы раскрепостить.
Получилось, но не надолго – в КХЛ Батрак не закрепился и уже сезон-2013/14 доигрывал в четвертом звене МХК: когда Шестеркин сотворил свой исторический гол, он обошел Батрака в списке бомбардиров команды – Артем тогда крепко сидел на нулях. «Спартак» с Браташом тогда взял Кубок Харламова, Батрак был одним из ветеранов команды, но в плей-офф набрал только одно очко и «-4».
Стало понятно, что надо пахать для того, чтобы закрепиться хотя бы в клубе ВХЛ (максимум – 200 тысяч в месяц). С хоккеем расстался легко, но что делать дальше? Написал в твиттере Роману Скворцову, тот связал с парнями из КХЛ ТВ и так закрутилось.
Первая работа со стадиона – совместная с Юрием Розановым, но – об этом лучше послушать в новом выпуске подкаста «Шайба!», в котором Артем рассказал, почему идеальное время закончить с хоккеем – 12 лет.
Коротко:
0:00 – шутка (плохая).
2:00 – шок: игроки «Спартака» потеряли кучу денег.
2:20 – почему Артем закончил с хоккеем?
5:10 – короткий миг в КХЛ (Артем пьет чай).
7:15 – слова перед стартом в КХЛ.
13:45 – когда начал заниматься, истории про быт в МХЛ.
16:45 – коротко о детской карьере.
18:00 – почему надо было ехать в CHL.
21:10 – первые деньги за хоккей, контракт с молодежкой «Спартака».
25:20 – совет: если не идет, то заканчивайте с хоккеем в 12 лет.
26:15 – неслучившийся первый гол в МХЛ.
27:40 – как жил с Кучеровым в одном номере.
30:40 – как чуть не убили в раздевалке вратаря после поражения.
34:20 – правила поведения в раздевалке.
40:15 – случай с одним известным комментатором.
43:20 – самое сложное в работе на ТВ.
44:50 – роль Олега Браташа в истории.
50:02 – следующий день после окончания карьеры.
54:40 – сколько Батрак зарабатывает в месяц?
Если у вас нет времени слушать, вот самое интересное:
«Почему я закончил? Потому что бухал. Несерьезно относился к тренировкам. Но понимание приходит не сразу — просто в один момент ты, будучи игроком ВХЛ, просыпаешься в Кондопоге. Тогда я и понял, что пора заканчивать».
«Что меняется в КХЛ? Сразу понимаешь, почему кого-то из молодых подключают к основе, а кого-то — нет. Против «Югры» у меня еще что-то получалось, но когда я вышел играть против Омска, играл смену против Пережогина (вроде это был он) и сразу понял, что я ничего не могу сделать, максимум — вбросить шайбу в чужую зону и пойти на смену, лишь бы из-за меня команда не пропустила».
«Ну и, конечно, зарплата. Вместо 500 рублей в день получается тысячи три — за то время, что я играл и тренировался в главной команде. Вместо 15 тысяч я тогда получил 40, было приятно».
«Я мог поехать в Северную Америку — и сейчас я бы, кстати, поехал. И в первую очередь за профессионализмом, которого я здесь не нашел. Это чисто моя проблема, но его не было. Я играл в Москве, жил у родителей — проснулся во сколько хочешь, уснул во сколько хочешь, игра в 17:00, где-то в 14:00 надо быть на арене».
«Я ездил в сборную Москвы и жил в одном номере с Кучеровым. Тогда нам по 14 лет было и с ним было интересно. Хорошая деталь — уже тогда у него на полке была книжка. Я помню не очень много людей в таком возрасте, которые в свободное время читали».
«Крысой в раздевалке быть нельзя, таких сразу замечают. Приведу пример: вы едете с командой в автобусе, ты можешь купить себе еды в фастфуде, а больше никто не может — нет денег. Нормальный человек ничего покупать не станет, пока он один будет есть — все остальные будут слышать этот запах и смотреть на тебя. Стучать тренеру и воровать вещи — это уже совсем жесть, я с таким не сталкивался».
«Что меня напрягает в работе на ТВ? Я нихрена не умею. Если меня сегодня уволят — что я буду делать? Я сейчас комментирую хоккей, особо ничего не умею. Раньше играл в хоккей — там тоже, по сути, ничего не умею. Вот есть профессия — врач и, вместе с ней, четкое понимание того, как будет развиваться твоя карьера».
Фото: кадр трансляции «Матч ТВ»; instagram.com/batrakartem93