10 мин.

Партия прогресса. О становлении Кайла Коннора

Из поколения в поколение живет хоккейный миф о том, что молодые игроки могут развиваться, играя на открытом льду, когда ветер в лицо, нет никаких тренеров и тактических заданий, а только чистое, ничем незамутнённое мастерство. Долгое время символом этого пути был сам Уэйн Гретцки. Даже сейчас, в эпоху глобального потепления и невероятного развития детского хоккея, появляются такие игроки как Кайл Коннор.

Коннор вырос в Мичигане и когда ему пришла пора идти в школу, его семья переехала и городского поселения Шелби в Нью Балтимор, в дом побольше, в многом для того, чтобы отец семейства Джо Коннор мог заливать каток на заднем дворе. По словам Кайла, лед был в его распоряжении с декабря по март и всю зиму они проводили на нем с друзьями. Иногда они оставались у него ночевать, чтобы утром можно было начать пораньше. Импровизация на открытом льду – не единственная причина, почему Коннор забил 31 гол в своем дебютном сезоне в НХЛ, но она, безусловно, сыграла свою роль.

Истории, подобные этой, обычно случаются в небольших городах Саскатчевана или Онтарио, но эта произошла в пригороде Детройта. Коннор начал кататься на роликах в подвале своего дома вскоре после того, как научился ходить. К 15 годам он получил предложение о спортивной стипендии в Университете Мичигана. Он три года был звездой команды школьной лиги «Янгстаун», стал лучшим бомбардиром чемпионата и каким-то невероятным образом был доступен к выбору под 17-м номером на драфте 2015 года. В своем единственном сезоне в студенческом хоккее он лидировал по всей NCAA по набранным очками (71) и заброшенным шайбам (31) перед тем, как окончательно перейти в профессионалы.

В составе «Виннипега» полно талантливых и результативных игроков, поэтому легко не заметить Коннора. В прошлом сезоне в НХЛ было семь новичков, которые преодолели отметку в 50 набранных очков и гонка за «Колдер» свелась к противостоянию Маттью Барзэла, Брока Бесера и Чарли Макэвоя, пока двое последних не получили травмы и приз достался Барзэлу. Но с 31 шайбой в 76 матчах Коннор стал лучшим снайпером среди новичков.

«Он довольно тихий парень, - говорит главный тренер «Джетс» Пол Морис. – Но при этом он очень не любит проигрывать. Когда мы отправили его в фарм в начале прошлого сезоне, это не было нашей ошибкой. Конечно, он считал это ужасным решением, но уровень его игры даже близко не был к тому, что он показывал в конце чемпионата.

Поэтому я могу с уверенностью сказать, что еще не видел ни одного игрока, который добился такого прогресса всего за один год. В этом сезоне он часто является лучшим игроком в своей тройке. Он не отдает все в руки своих партнеров. Это звено пока еще не играет в полную силу, но он не является пассажиром в сочетании с Шайфли и Уилером. Он вполне самодостаточный игрок.

И в этом нет никакой моей заслуги. Мне кажется он наблюдал за Блэйком Уилером и сказал себе: «Я хочу играть также, как этот парень». Разные физические данные, разная манера игры, но ему пошел на пользу пример игрока, который отдает себя в каждом матче, в каждой смене. У Кайла отличное катание. Но почти все молодые игроки, которые приходят в лигу привыкли играть на чистых шайбах, не хотят работать у бортов.

Но у нас есть пример Блэйка, а Блэйк не боится черновой работы, и Кайл старается играть также – у него быстрые ноги, но руки и голова поспевают за ними. У него есть манера выкатываться от борта, и на шаге отправлять шайбу в верхний ближний угол, и у него это получается отлично. И мне кажется, что у нас на долгое время появился просто великолепный игрок».

Коннор говорит, что всегда любил хоккей, даже когда еще не ходил в школу и катался на роликах с клюшкой в подвале дома своих родителей.

«До того, как мы переехали, у нас в подвале был каток, где мы играли со старшим и младшим братьями, - вспоминает Кайл. – Просто дурачились и получали удовольствие. Хоккей всегда был моей первой любовью, и это был первый вид спорта, в котором у меня начало что-то получаться. Но в детстве я занимался всем понемногу – хоккей, футбол, баскетбол, бейсбол и легкая атлетика.

Все это мне очень помогло. Баскетбол учит координации. Также, как и гольф. В детстве я хотел играть во все, чтобы развиваться как атлет, перед тем, как полностью сосредоточиться на хоккее. Интересно, как сложилась бы моя жизнь, если я выбрал другой вид спорта? Но от хоккея я всегда получал больше всего удовольствия, поэтому выбор был очевиден».

В этом сезоне Пол Морис все еще ищет оптимальные сочетания звеньев, в зависимости от того, что получается у команды или нет в отдельно взятом матче. В прошлом году, к примеру, «Джетс» пришлось провести почти четверть сезона без Марка Шайфли, который получил травму в матче против «Эдмонтона». У Мориса было несколько вариантов, в том числе и поднять в первое звено Брайана Литтла, который уже имел успешный опыт игры с Уилером. Но вместо этого, он перевел Блэйка в центр и оставили Коннора в первой тройке.

«В прошлом году я постоянно менял Кайла и Ника Элерса местами, но в начале декабря Блэйк сказал мне «пусть это парень некоторое время поиграет в нашем звене», - говорит Морис. – Когда Шайфли получил травму, Блэйк сказал «я буду играть в центре, но дайте мне двух молодых». И мы отправили к нему Кайла и Патрика Лайне».

По словам Мориса момент озарения для Коннора настал в марте во время матча против «Каролины».

«Он уже несколько игр не набирал очков, и не смог и в этом матче, но он старался как мог всю игру, от начала до конца, - говорит Пол. – Мы хотели показать Кайлу, что это все, что от него требуется, а очки и голы придут. Он этот осознал, а потом снова начал забивать и раздавать передачи. Он снова стал самим собой.

Молодые игроки, которые привыкли набирать много очков в юниорском хоккее, когда только начинают свой путь в профессионалах и что-то идет не так – а это бывает с каждым – то они начинают стараться делать слишком много. Неправильно выбирают позицию, опаздывают за темпом матча, слишком много возятся с шайбой. Все это не работает и делает ситуацию только хуже.

Мы хотели, что Коннор не уступал в борьбе за шайбу, умел ее держать и контролировать с помощью своих навыков. Именно поэтому мы отправили его в фарм в прошлом сезоне. Он понял, что над этим нужно работать, и сейчас он выполняет все требования. Очень важно понимать и принимать эту часть игры. Он настолько продвинулся в игре в обороне, что я даже перестал что-то подсказывать ему в этом аспекте. Мне почти не приходится с ним обсуждать его оборонительную игру».

И также не стоит недооценивать влияние на Коннора Блэйка Уилера.

«Мне кажется. Что Блэйк стал для него тренером, - говорит Морис. – Тренерский штаб может научить основам тактики, но лучше всего игроки учатся у своих партнеров. Кайл сидит с ним рядом в раздевалке и капитан имеет на него большое влияния. К примеру, если я скажу, что нужно вбрасывать шайбу в зону (хотя я никогда так не говорю), а Блэйк скажет ему, что не нужно, то Кайл послушает Уилероа. Мы все договариваемся о том, в какую игру будем играть».

Коннор осознает, что ему очень повезло выходить на лед вместе с Марком Шайфли и Блэйком Уилером.

«Уилер всегда играет до конца, - говорит Кайл. – Он задает темп. Всегда хочет быть первым на шайбе, отнимать ее в углах площадки, контролировать игру. Он играет на очень высокой скорости. У Шайфли похожая манера. У него отличное чутье и видение площадки, невероятные руки».

Многих бывших новичков часто настигает «синдром второгодника», но к Коннору это похоже не относится.

«Что меня больше всего впечатляет к Кайле, так это его способность становиться лучше каждый день, - говорит защитник «Джетс» Джош Моррисси. – Он становится быстрее, не боится вести игру. И это происходит на протяжении последних двух лет. Каждые пару месяцев его прогресс становится заметнее. Невероятно, как ему постоянно удается повышать свой уровень, но он прикладывает очень много усилий, чтобы добиться этого».

Коннор высоко ценит возможность играть с Шайфли и Уилером и это чувство взаимно.

«Он очень работящий парень, - говорит Марк Шайфли. – Выкладывается в каждом матче и в каждой смене. Цепляется за шайбу, не боится борьбы. И это приносит ему успех – он способен делать все, играть по всей площадке. Он не думает только об атаке. Он делает все, чтобы помочь команде и именно поэтому с ним так приятно играть».

Коннор стал всего лишь третьим игроком (после Джека Джонсона и Майка Каммаллери), кому Университет Мичигана предложил стипендию уже в возрасте 15 лет. Стараться заполучить в свою систему игроков как можно раньше становится все популярнее из-за увеличивающейся конкуренции с канадским юниорским хоккеем, а в 2011-м это было редким явлением.

«Я всегда хотел учиться в Университете Мичигана и их предложение было одним из первых, - говорит Кайл. – Я все для себя решил, когда приехал в кампус. Я был под впечатлением, встретился с Рэдом Беренсоном, познакомился с историей команды и понял, что лучше возможности у меня не будет. Мне повезло, что я принял такое решение».

Сезон 2016-17 стал для Коннора первым в профессиональным хоккее, и он провел его в АХЛ в составе «Манитобы», где его партнером по команде был Джек Рословик, выбранный на том же драфте, но под 25-м общим номером.

«Он не слишком разговорчив, - говорит Джек о своем товарище. – Может быть поэтому он так успешен – у него образ спокойного и уверенного в себе парня. Он просто делает свою работу и не любит никакой шумихи. Настоящий профессионал. Мы уже давно знакомы, много выходили вместе на лед и сколько себя помню, он всегда был таким».

Рословик описал тип игрока, который так ценят тренеры и генеральные менеджеры – спокойный парень, не требует к себе постоянного внимания и на которого можно всегда положиться. Коннор, в свою очередь, говорит о том, что к этому сезону подходил с таким же настроем, что и 12 месяцев назад, несмотря на то, что уже закрепился в НХЛ.

«Мне казалось, что я провел неплохой тренировочный лагерь – играл хорошо и чувствовал себя отлично. Я знал, что получу свой шанс рано или поздно. Даже, когда меня отправили в «Манитобу», моя уверенность в себе не пошатнулась. Я знал, что когда у меня появится возможность, я буду готов. Старался жить сегодняшним днем и становиться лучше».

Каков же Коннор вне льда?

«Обычный двадцатилетний парень, - говорит Шайфли. – Немного играет в видеоигры. Смотрит футбол. Отличный игрок в гольф. Любит повеселиться. Мы все знали, что он очень талантлив. Он провел невероятный сезон в Мичигане, поэтому мы знали, что к нам едет особенный игрок. Ему нужно было только немного приспособиться к уровню игры в НХЛ. Он много работает над собой, не ждет, что все свалится на него с неба. Он провел отличный сезон, классно играл в плей-офф и много работал летом. Когда он появился в тренировочном лагере все сказали «ничего себе!», и это естественно, учитывая сколько усилий он прикладывает».

Прошлой весной «Джетс» дошли до финала конференции, улучшив свой результат на 27 очков в регулярном чемпионате. В этом сезоне они пока играют не в полную силу, но планка ожиданий задана очень высоко и находится на уровне притязаний на Кубок Стэнли.

«У нас много классных игроков, каждый старается стать чуточку лучше, и от этого хочется бежать на тренировки и игры, - говорит Коннор. – Это важнее всего. Если каждый станет чуть-чуть лучше, то это даст заметный прогресс всей команде. Мы можем играть лучше, чем в прошлом году. И это меня очень радует.

От «Виннипега» многого ждут, для нас ничего не изменилось. Мы сосредоточены на деле. Бывают взлеты и падения, нельзя весь год пройти ровно. Даже если мы проиграем пару матчей подряд, мы знаем свою силу и уверены, что в итоге все будет в порядке».

Оригинал