Маленький Принц. Посвящение Тоби Энстрему
Спустя пару дней после окончания серии против «Вегаса» игроки «Виннипега» раздают интервью возле своих шкафчиков в раздевалке. Дежурные слова о том, что не повезло, что соперник был сильнее и что нужно готовиться к новому сезону. Тут все игроки, даже те, кто почти не выходил на лед в этом плей-офф. «А где Тоби?» - спрашивает кто-то из журналистов. Оставшегося в запасе на пятый матч серии Тобиаса Энстрема нигде нет. Поговаривают, что он уже давно уехал из города. Ушел так же незаметно, как и играл. Без суеты и лишнего шума.
Никакого прощального матча. Никаких оваций и круга почета. Наверное, не так должна заканчиваться карьера одного из самых важных игроков в истории клуба. Да, возможная победа в Кубке Стэнли могла стать отличным завершением карьеры, но это было бы больше похоже на сказку. А сказки - это точно не про Тоби.
В деревне Нордингра, что на севере Швеции, зимы холодные и снежные. Осень темная и дождливая, а летом солнце почти не заходит. О невероятной жаре в +28 градусов, которая случилась несколько лет назад, слагают легенды. Тут живет чуть больше 300 человек. Но по количеству профессиональных хоккеистов на душу населения она даст фору любому канадскому населенному пункту. Немалый вклад в это сделала семья Энстремов. Три брата и одна сестра в разное время представляли «МОДО» в шведской хоккейной лиге. Самый старший из них – Ульф Тобиас, или просто Тоби, перебрался в большой город (если к таковым причислять Эрншельдсвик с 30 000 жителей) в возрасте 15 лет и прошел через все уровни в системе «МОДО».
В далеком 2003-м словосочетание «маленький европейский защитник» звучало почти как приговор. Даже звание лучшего новичка чемпионата Швеции не помогло Энстрему подняться выше восьмого раунда. 239-й общий выбор, «Атланта Трэшерз» - вряд ли его реакция на это событие была больше, чем скромное пожатие плечами.
Спустя четыре года, уже в звании чемпиона Швеции, Тоби отправился в тренировочный лагерь «Трэшерз», подписал двухсторонний контракт на два года. Команда как всегда находилась в стадии перестройки. Отдав своего лучшего молодого защитника Брэйдона Кобурна в надежде усилиться перед плей-офф, «Атланта» переживала сильнейшее «похмелье» после сухого поражения в своей дебютной серии Кубка Стэнли.
Щуплый белобрысый мальчик из Швеции удивил всех. Он не только пробился в основной состав сразу после тренировочного лагеря, но и забронировал себе место в первой паре и первой бригаде большинства. Стал лучшим новичком ноября в НХЛ и по итогам сезона попал в символическую сборную лучших дебютантов. Вместе с Кэри Прайсом, Джонатаном Тэйвзом, Никласом Бэкстремом и Патриком Кэйном. Об уровне защиты «Трэшерз» того сезона лучше всего говорит тот факт, что 38 (5+33) очков Энстрема - это почти столько же, сколько набрали следующие четыре защитника «Атланты» вместе взятые. Для сравнения, Алексей Житник, выменянный в предыдущем сезоне за солидную компенсацию, заработал всего 8 очков в 65 матчах.
Потом были еще три сезона в Джорджии, в двух из которых Энстрем набирал более 50 очков, и ни у кого не возникало сомнений, кто являлся лучшим защитником «Атланты» на протяжении этого времени. Тоби был в расцвете сил и, казалось, еще чуть-чуть и он сможет войти в элиту НХЛ. Кажется, что появление в составе «Трэшерз» Дастина Бафлина, стало началом конца Энстрема как топового защитника, но по-настоящему подкосил его переезд в Виннипег и новый тренер Клод Ноэль.
Тоби все еще был игроком первой пары, все еще проводил более 23 минут в среднем за матч, но его участие в розыгрыше большинства стало минимальным. Со свойственной ему скромностью, он смирился с ролью верного оруженосца для Бафлина. Тот, не стесняясь при первой возможности сломя голову бежал в атаку, оставляя право подчищать в зоне обороны своему более осторожному напарнику.
Болельщики «Джетс» так до конца не смогли понять и принять Энстрема. Те, кто ни разу не видел, как он играет за «Атланту» не могли взять в голову, за что Тоби получает больше 5 миллионов долларов по новому контракту. Где обещанные 50 очков за сезон? На фоне более зрелищного и результативного Бафлина Энстрем совсем затерялся, хотя его вклад в оборонительную игру команды был ничуть не меньшим. Для фанов «Виннипега» Тоби всегда был слишком мягким, слишком маленьким и не слишком результативным. Некоторые горячие головы даже ставили его ниже Марка Стюарта («ну, тот хотя бы хитует»).
Восприятие Энстрема внутри организации всегда в корне отличалось от мнения болельщиков. Да, полсотни очков за сезон уже казались далеким прошлым, но ни у кого не вызывало вопросов, почему Энстрем получает именно столько. На протяжении нескольких лет он был, по сути, единственным левым защитником уровня НХЛ в системе клуба.
Годы в Виннипеге шли и постепенно его роль в команде и игровое время стали уменьшаться. Подрос Джош Моррисси, появился Дмитрий Куликов и Энстрем из игрока первой пары потихоньку переместился во вторую, а потом и в третью. При этом он все еще имел солидный контракт и пункт о невозможности переезда без его согласия.
Этот самый NMC мог стать большой проблемой для «Джетс» летом 2017-го, когда на драфте расширения игроков в свою команду набирал только что образованный «Вегас». «Виннипег» имел у себя в составе трех игроков обороны, которых должен был защищать по умолчанию – Бафлин, Майерс и Энстрем. При этом и терять Джейка Трубу никак не хотелось. Это означало, что единственный вариант защиты – схема 4+4, при которой «рыцари» могли спокойно забрать кого-то из форвардов «Виннипега» - Лаури, Перро или Дане.
Именно тогда, после пары разговоров с генеральным менеджером, Тоби решил отменить пункт о невозможности обмена под честное слово руководства, что оно постарается сделать все, чтобы сохранить шведского защитника в составе. «Для меня не было никаких сомнений в том, что это нужно сделать, - говорил тогда Энстрем. – Но я сразу дал понять, что хочу остаться в Виннипеге. У нас строится особенная команда и я хотел быть ее частью. Я сказал Кевину, что готов помочь чем угодно, но не хочу никуда уходить. Он пообещал, что сделает все возможное, чтобы я остался в команде».
В итоге, в результате обмена драфт-пика и устных договоренностей в «Вегас» отправился Крис Торберн и благодаря такому благородному шагу Энстрема «Джетс» удалось сохранить боевой состав перед таким важным для них сезоном. Тогда вряд ли кто-то мог предположить, что именно эти две команды станут лучшими на Западе и встретятся друг с другом в финале Западной конференции.Серия против «Вегаса» складывалась для «Виннипега» очень непросто. После победы в первом матче, из подопечных Пола Мориса как будто выпустили весь воздух. Каждый гол давался с большим трудом. «Рыцари» при этом легко отметали все попытки «Джетс» хоть какое-то продолжительное время повести в счете.
Пятый матч при счете 1-3 в серии проходил на домашней площадке и это был последний шанс для «Виннипега» продлить сезон. Незадолго до матча главный тренер «Джетс» Пол Морис сообщил Энстрему, что он не нужен команде в решающей игре. «Это был очень непростой разговор, в особенности, если принимать во внимание, то через какие травмы Тоби играл в последние несколько лет. Это тяжело, но приходится вести такие разговоры, если по-настоящему веришь в то, что делаешь. Нам нужны были свежие ноги, чтобы играть быстрее» - говорил о своем решении Морис.
Энстрем это решение никак не прокомментировал. Он просто со стороны наблюдал, как после 11 сезонов и более семи сотен матчей, его команда не нуждается в нем. Тот розыгрыш плей-офф не был для него классической «лебединой песней» - 0 очков и -2 в 11 матчах вряд ли можно назвать показателями ключевого игрока. Но все же, принимая во внимание все заслуги Тоби перед клубом и то, что он готов был выйти на лед, его замена на Дмитрия Куликова, при всем уважении к последнему, выглядит как демонстрация неуважения.
Почти сразу после вылета «Джетс» из плей-офф Тоби тихо собрал вещи и уехал в свою сказочную Швецию. Никакого прощального матча. Никаких оваций и круга почета. Никакого Кубка Стэнли. Он завершил карьеру в НХЛ, так же, как и играл. Тихо и незаметно. Не до конца оценённый болельщиками и журналистами. И только когда в будущем сезоне на льду не будет этого щуплого паренька из Нордингры, мы поймем, как много он значил для команды, для города и для всех нас.
Спасибо, Тоби!