9 мин.

Гунарс Крастыньш: первый капитан Рижского «Динамо»

Виктор Тихонов редко кого хвалит. И всё же в конце 60-х годов о центральном нападающем Гунарсе Крастыньше тренер сказал следующее: «Если бы только все 20 ребят такими были…»

Гунарс и сейчас остается одной из наиболее значимых фигур Латвийского хоккея. Он вырастил знаменитое поколение латышских «стрелков» 1968 года рождения, его учеником является Робертс Букартс и многие другие.   1968 год. Одна из первых коллективных фотографий Рижского Динамо. В нижнем ряду слева направо: Харальд Васильев, Михаил Денисов, Анатолий Кузнецов, Анатолий Мицитис, Михаил Василёнок, Валерий Книрк и Александр Клиншов.  В верхнем ряду слева направо: главный тренер Виктор Тихонов, Вячеслав Назаров, Вячеслав Малов, Василий Гуревич, Юрий Кривоногов, Валерий Одинцов, Хельмут Балдерис, Андрис Хенделис, Анатолий Кршеминский, капитан команды Гунарс Крастыньш, Юрис Лиепиньш, Юрис Либертс, В. Новиков,Александр Стеблин, Пётр Воробьёв, Валерий Ломакин, тренер Янис Шулбергс.  

- Гунарс, чем заслужили комплимент от скупого на них Тихонова?

- Может быть тем, что за 10 лет не опоздал ни на одну тренировку - этот же принцип соблюдал и в его времена. Сейчас, тренируя молодых, замечаю, что почти каждый, по крайней мере раз в неделю, позволяет себе опоздать на тренировку.  Кстати говоря, у Тихонова 38 градусов не считалось повышенной температурой – нужно было идти на тренировку.

- Как Вам досталась роль капитана? Было ли это решением тренера?

- Нет, всё происходило демократично – меня выбрала команда. До этого я был капитаном и в «Даугаве».

- Вам в то время уже было 30 лет. Доморощенных хоккеистов моложе Вас в Динамо уже не появлялись…

- Тихонов собирал молодых хоккеистов – в основном из России. Местных он особо высоко не ценил – это чувствовалось. Пришел момент, когда и мне нужно было уйти, но это произошло из-за расхождении во мнениях. В одной из игр в России я «протащил» шайбу в нашу зону и отдал её партнёру, который ошибся, и нам забили гол. Проиграли и саму игру. После этого мы с Тихоновым немного «сцепились». Это была основная причина моего ухода из «Динамо». 

- Если бы не произошло этого несчастного случая, Вы бы остались?

- У другого тренера точно бы остался – физическое состояние позволяло. Я был упрям, у меня была своя правда. Игрок, которым управляли эмоции. Поэтому и не отступил. В отношениях появилась напряженность, тренер начал ставить меня в третью смену. Винил в этом меня, это он умел делать. Трудно сказать, сколько лет еще бы так смог играть, но я махнул рукой и ушёл. Стоит всё же признать, что в произошедшем была и моя вина – нужно было первым сделать шаг навстречу.

Когда уже сам начал работать тренером, понял, что Тихонов по большему счёту был прав. Я же в то время думал как игрок, а не как тренер. Когда результат ничейный, нельзя так играть, нужно избегать любого риска. После этого отношения с Тихоновым у нас снова наладились, виделись с ним во время поездок с моими молодыми подопечными по России. 

- Были ли в те времена в команде у Тихонова любимчики?

- Насколько я помню, среди латышей таковых не было. Латыши больше общались между собой, а остальные – отдельно. Это – естественно. Помню, в автобусе с Тихоновым чаще всего сидел Воробьёв, пришедший к нам из Минска – там он не тянул и не попадал даже в состав. Но тренер все же что-то разглядел в этом игроке, и Воробьёв начал играть. Если тренер того хочет сам, то он может и не обращать внимания на ошибки. Но если он на тебя «засядет»…

- Кто в те времена были вашими партнёрами?

- Честно говоря, я не помню, было ли это во времена «RVR» или «Динамо», но была у нас такая тройка – я в центре, а по краям Хельмут Балдерис и Харальд Васильев. Позже ещё Александр Клиншов. В свою очередь в первой тройке тогда играли Кршеминский, Малов и Ломакин.

- Если бы Тихонов в Ригу приехал на пару лет раньше, и в его руки попала бы знаменитая тройка Бушс – Крастыньш – Салцевич, как бы он её использовал?

- Сложно сказать. Вначале было бы всё нормально, а потом.… В России в то время хоккей быстро развивался, а тех, кто появлялся из команд 2-ого эшелона чемпионата СССР, Тихонов не особо ценил.

- Капитан – это тот человек, который способен встряхнуть команду. Не было ли Вам сложно поднять голос на тех игроков, которых Тихонов привёз из России?

- Я сам не помню, но мне недавно рассказывали, как я однажды кричал на Назарова…

 - Что в команде поменялось с приходом Тихонова?

- Появились запредельные нагрузки. Из игроков выжимали всё, а кто выживал – тот выживал. Чтобы получить результат, все средства были хороши – так что ничего, если ты станешь инвалидом. Но стоит признать, что постепенно мы начали ощущать результат  проделанной работы. Ну а когда я выдержал Кандаву (местечко в Латвии – прим. переводчика), вообще почувствовал себя Богом! На таком фундаменте можно было работать дальше.

При Тихонове были введены порядок и дисциплина – все игроки обязаны были быть на своих местах, начали использовать прессинг, перекрытие игроков соперника. Изменилась игра в центре. До этого никто не знал, что такое силовой прессинг.  Сейчас так в КХЛ играют, например в ХК МВД – прессинг идёт по всей площадке, защитникам противника голову поднять некогда. Похожий силовой прессинг  использовался и при Тихонове. А чтобы противника так замучить, нужна хорошая физическая подготовка.

Кстати, как Вам кажется, сколько человек из нынешнего «Динамо» Тихонов взял бы себе в команду?

-  Игрока четыре-пять – Масальскиса, Ниживия, Микелиса Редлихса, Дарзиньша, Озолиньша… А Вы как считаете?

- Я примерно так же думаю. Многие из бывших игроков считают, что уровень нынешнего хоккея не так высок. В то же время есть другие достоинства – хорошая реклама, высокий уровень посещаемости. Каждая игра – как развлекательное мероприятие, на которое приходит 10 000 человек. Смотреть сам хоккей всё тяжелее – вокруг все кричат, бьют в барабаны, размахивают флагами, меньше смотрят саму игру. Мне это уже немного сложно понять. Профессионализм и мастерство уходят на второй план.

- Входит ли в Вашу тренерскую концепцию силовой прессинг?

- Я считаю, что да. Так же как и Тихонов пытаюсь приучить своих воспитанников к нагрузкам. В этом смысле я непоколебим. Результаты молодёжи на сборах получаются отличными. Нередко к нам приходят новички вообще никакие – в физической подготовке на две головы ниже наших ребят.

- Почему до Тихонова Латвийский хоккей находился в застое?

- Отсутствовал порядок, постоянно менялись тренеры.

- Разве никто из местных не мог взять команду в ежовые рукавицы?

- Просто не знали как, не хватало знаний. У нас был свободный режим. Летом все играли в футбол, зимой – в хоккей. Я ведь тоже начинал как футболист, даже был капитаном Латвийской молодежной и юниорской сборных.

- Почему всё же остались в хоккее?

- В 16 лет меня на сборы в Челябинск позвала к себе команда мастеров. Это было в 1955 году. Попал в всесоюзный список штата,  был молод и мне начали платить зарплату…

- Значит зарплата, которую платили в хоккее, отняла у футбола хорошего нападающего?

- Подождал бы лето – играл бы за футбольную «Даугаву». Кстати, в футболе тоже был центральным нападающим.

- Не грустно ли вам, что вашему поколению Динамовцев не удалось поиграть на высшем уровне? Не хватило всего нескольких лет…

- На высшем уровне я поиграл в 50-ых годах когда Динамо играло против таких команд как ЦДКА, ВВС. Мы еще и шестое место заняли, а потом уже вылетели. Довелось играть против Боброва, Тарасова, Старшинова, возможно и против  Тихонова.

В 1956 году, на открытом катке стадиона «Даугава», гостили чемпионы олимпиады в Кортино д’Ампецо , а так же чемпионы мира, во главе с Бобровым. В тот раз мы впервые увидели такой прием как щелчок, удар по шайбе. Видимо они подсмотрели этот прием на олимпиаде. Мы же так не умели – до этого мы просто бросали шайбу. После этой игры мы сразу же начали отрабатывать щелчки.

Сам я в то время играл в защите – вместе с Альфонсом Егером. В команде тогда был и Элмарс Баурис – игрок с хорошим катанием, быстрый, с задатками лидерства, а так же маленький ростом и сварливый…

- Правда ли, что уже в то время Баурис применил пируэт, который позднее постоянно использовал Александр Белявский?

- Пируэт не помню, но помню, как Баурис ногами делал такой шутливый приём, назывался «ножницы». Он и меня научил. В то время не было видеозаписей, учиться приходилось глазами. Сказать честно, после этого, за всю свою 30 летнюю тренерскую карьеру мне так и не удалось кого-либо научить этому приёму.

- Тем не менее, Вам удалось воспитать многих отличных хоккеистов. То же поколение латышских «стрелков» - Витолиньша, Томанса, Хехтса, Катлапса, Сейейса.

- То поколение хорошо «выстрелило». Как мне это удалось? Выходили на лёд, проделывали серьёзную работу, работали с тактикой. Конечно, большую роль сыграл спортивный интернат…

- Как сейчас дела обстоят с отбором детей?

- Ситуация трагичная, потому что детей не хватает. Если во всей Латвии можно отобрать только 25-30 молодых людей определенного возраста, то какую сборную можно из них собрать?

- Тогда вы, наверное, хорошо понимаете чувства Андрея Матыцина на чемпионате мира  U-20 в этом году…

- Ребята не виноваты. Поколение 1990-го года рождения в Латвие было очень хорошим – Букартс у меня тренировался 6 лет, Цинкс – 3 года. Букартс, Индрашис, Вилкойтс уже с малых лет проявляли лидерские качества. Сейчас я работаю с парнями 1994-го года рождения. В своей возрастной группе они стали чемпионами открытого чемпионата Белоруси. Теперь многие из них играют за границей - в США, в Швеции. В ноябре прошлого года на турнире в США в конкуренции 40 команд мы заняли второе место, проиграв в финале лишь в дополнительное время. Это хорошее достижение. В элитной юниорской лиге США все команды сильны – каждая из них могла бы играть против сборной Латвии. Там все играют в силовой прессинг. А проигрывает тот, кто не выдерживает. Ударное звено Латвийского хоккея – Андрис Бушс – Гунарс Крастыньш – Зигвардс Салцевич. В таком составе им так и не удалось сыграть за Рижское «Динамо»

Справка:

  • Гунарс Крастыньш, №11

  • Родился в 1938 году

  • Центральный нападающий

  • В команде мастеров провёл 16 сезонов.

  • Команды: «Даугава» («Динамо») 1956 – 1970, «RVR» (1968)

Оригинал статьи (Автор: Айварс Пасталниекс, 22.04.2010)

Перевёл: Антонс Польскихс (cokpat)