Вратарь сборной России Иван Касутин: «А мяча я почему-то боюсь»
Набоков готовится очень серьезно
— Хотя в первом матче мы первыми пропустили, потом сравняли счет и победили по буллитам, — рассказывает Касутин. — А во втором вроде играли здорово. Постоянно в атаке были. И, видимо, из-за этого заигрывались, совершали ошибки и пропускали.
— Соперник вышел на лед в боевом составе?
— Конечно. У них же практически все завершили чемпионат, поэтому команда была близка к той, что поедет на чемпионат мира. И они катаются уже недели две или больше. Мы же — всего четыре дня после перерыва.
— При отсутствии игровой практики, только на тренировках реально подготовиться можно?
— Да нет, конечно. У нас ведь перерыв был три недели. Так что ни тренировочной, ни игровой практики не было.
— А что вы делали?
— Лично я отдыхал. Ведь есть правило, согласно которому после последней игры — тренировки по желанию. Я в Москве был, даже никуда съездить не успел. Собирался, но узнал, что в сборную вызвали.
— Надеетесь попасть на чемпионат мира? Какое вообще настроение сейчас в команде?
— Конечно, надеюсь. Мечтаю поехать на чемпионат мира. А команда готовится, работаем. Все по плану.
— Евгений Набоков, который сейчас работает в составе сборной, — реальный конкурент за место в составе?
— Да, Евгений давно не играл. Но у него огромный опыт, он столько всего прошел. Очень сильный вратарь. И перерыв в игровой практике вряд ли на нем скажется. Набоков очень серьезно работает на каждой тренировке.
Драка должна быть по канонам
— Какая ситуация сейчас с вашим контрактом?
— У меня закончился контракт с «Нефтехимиком». Жду предложений.
— Следите за плей-офф?
— Конечно. Борьба сейчас интересная. Я вообще воспитанник ярославской школы. Дошел в Ярославле до второго состава, а потом покинул команду. Но болел, если честно, за «Атлант». Мне почему-то хотелось, чтобы они подальше прошли. Ведь «Локомотив» каждый сезон добирался до медалей. А «Атлант» — впервые.
— Кто сильнее из тех вратарей, кто может сыграть в финале, — Колесник, Гелашвили или Барулин?
— Я думаю, что Барулин на данный момент сильнее остальных вратарей. Он показывает стабильную игру, которая помогает команде идти дальше.
— Многие критикуют «Салават Юлаев» за агрессивную игру. Как вы относитесь к стилю Александра Радулова, который в шестом матче получил штраф «10+20»?
— Мне кажется, «Салават» не очень грубо играет. Особенно по сравнению с тем же «Витязем». Это, можно сказать, цветочки. А Радулов придерживается такого стиля. Он как лидер заводит свою команду, пытается из строя вывести соперника.
— В этом сезоне, кстати, легализовали драки. Как вам кажется, это украсило чемпионат? Готовы ли вы подраться с вратарем соперника?
— А почему бы и нет? Ситуации всякие бывают. Эмоции выплеснуть тоже надо. Но драка должна соответствовать хоккейным канонам. Не быть хулиганством, как тогда «Витязь» на «Авангард» налетел… Подрались — пять минут посидели — дальше играют.
— Пройдет «Салават» «Магнитку»?
— Я думаю, что будет очень сложная встреча. Кто первую шайбу забросит, у того и будет больше шансов выиграть серию.
Однажды шайба залетела в «девятку» от ребра
— У вас два брата, и оба играют в хоккей. Расскажите о них.
— Да, у меня оба брата в хоккей играют. Средний в МХЛ, в команде «Белые Тигры» из Оренбурга. Они недавно вылетели из плей-офф. Сначала прошли Омск, а проиграли «Толпару». А младшему восемь лет, и он занимается в школе ЦСКА.
— А вратарем только вы?
— Да. С детства так повелось. Когда мы с ребятами шайбу гоняли, я всегда в ворота вставал. И летом, когда играли в футбол, тоже. У нас во дворе много детей было, все с клюшками. А у меня были вратарские щитки. Причем от хоккея с мячом. Две пары. Поэтому одну я отдавал вратарю команды соперников.
— Помните самый неожиданный гол, который пропускали?
— У меня было несколько. Помню, в прошлом сезоне первую игру мы начинали дома с «Локомотивом». Галимов бросал, шайба попала мне в ребро и залетела в «девятку». Наверное, на такое реагировать просто невозможно.
— Насколько привлекательна карьера спортсмена?
— Если действительно любишь то, чем занимаешься, то очень привлекательна. Ведь она еще и материальные блага приносит. А это идеальный вариант — когда занимаешься любимым делом да еще и зарабатываешь на этом прилично.
— С другой стороны, из Москвы могут в Нижнекамск продать?
— Так если хороший контракт, то и в Нижнекамске можно отлично себя чувствовать. Нижнекамск — город современный. Там нет исторического центра. Зато очень зеленый.
— На улицах узнают?
— Да, бывает, и автографы даю.
С пауком карьера пошла в гору
— Традиционный вопрос вратарю: что на вашем шлеме изображено?
— У меня на подбородке — № 37. А так — паук, сидящий на стене. Я давно с ним выступаю, еще со второй команды. Дело в том, что как только я его нарисовал, у меня карьера пошла в гору. Поэтому я решил с ним больше не расставаться. Впервые я его увидел, когда рассматривал разные картинки на официальном сайте фирмы, производящей шлемы.
— Во время плей-офф отращиваете бороду?
— Ну конечно! А в этом году, когда мы проиграли, договорились с командой на прощальный банкет прийти с усами!
— Вратари считаются самыми странными людьми, суеверными. Можете какие-то из своих суеверий нам открыть?
— У меня очень уж серьезных примет нет. Но я перед игрой, когда в раздевалку прихожу, форму в определенном порядке складываю, готовлюсь так. По телефону в день матча не разговариваю — только на следующий день. А в день матча настраиваюсь.
— Говорят, что вратари странные потому, что им приходится инстинкт подавлять. Обычный человек будет от летящей шайбы уворачиваться, а вратарь, наоборот, подставится под нее.
— Да к этому с детства же привыкаешь. Меня, например, если в футбольные ворота сейчас поставить, то я мяча почему-то боюсь. Сам не знаю почему. Никогда не играю в воротах, когда мы в футбол играем. А шайбы не боюсь.
— Вы следите за футболом? Как вам сборная России?
— Я мало слежу за футболом. Потому что, наверное, нет у нас ярких русских игроков. Много иностранцев, которые делают результат почти во всех клубах.
— После прошлогоднего плей-офф вас очень уважают уфимские болельщики. И часто спрашивают, не хотите ли вы поиграть за «Салават»...
— Я бы с удовольствием, наверное, поиграл в Уфе. Хочу попасть в такую команду, где можно что-то выиграть. Кубок Гагарина, поехать на Кубок Шпенглера. А в такой команде, как «Нефтехимик», это сложно. Разве один раз. Как в прошлом году ХК МВД. Кстати, не путать с «Атлантом». У «Атланта» очень хороший состав. Много хоккеистов, которые прошли НХЛ. У них главное — сбалансированная команда. Защита хорошая, прекрасно играют вратари…
— Вы же проводите сборы для детей-вратарей. Чему учите их?
— Я с детства ездил в Финляндию. Папа меня возил. Я там раз тридцать был. И теперь каждое лето езжу туда на вратарские сборы. Набралось очень много материала, который я могу сейчас детям передать. Ведь в России нет вратарской школы. Поэтому, наверное, у нас так мало вратарей-россиян — что в КХЛ, что в НХЛ. Сравните с финнами: огромное количество голкиперов, и техника у них похожая, считаю, лучшая в мире.
— Что вы думаете, когда гимн поют?
— А я ничего не думаю, потому что сам пою. Ведь мы приезжаем в Астану или в Ригу, там все свой гимн исполняют. А у нас почему-то нет. Может, они больше патриоты? Иногда бывает обидно…
А Касутин очень крутой! Авангард долго к его воротам ключ искал.