Как устроена драфт-лотерея НХЛ
Простые правила азартной игры + история про розыгрыш Кросби.
28 апреля в Торонто пройдет драфт-лотерея, по итогам которой определится расстановка выборов команд в первом и последующих раундах. Сейчас самое время рассказать о том, как устроен ее механизм.
После расширения лиги в процессе принимают участие 15 команд, то есть, все те, кто не вышел в плей-офф. Но это номинальная цифра, которая не учитывает разнообразные обмены. Вот и на этот раз на старт лотереи выйдут 14 команд – шансы «Калгари» достанутся «Айлендерс» в качестве компенсации за переход защитника Трэвиса Хэмоника.
Всего разыгрывается три первых пика. Вероятности команд на занятие той или иной позиции по итогам лотерей представлены в таблице.
В последние годы эти вероятности пересматривались таким образом, чтобы у команд, боровшихся за плей-офф до последнего, появлялись хотя бы минимальные шансы на выигрыш. А вот выгоды для занявшей последнее место команды, напротив, последовательно сокращались. Еще несколько лет назад вероятность выигрыша первого пика главным неудачником сезона составляла 25%, а теперь ему не гарантированы даже 20%.
Сейчас «Баффало» суммарно имеет меньше половины шансов на выбор в топ-3 (49,4%). То есть, классический «танкинг», имеющий целью погоню за главным игроком драфта, утратил всякий смысл. Это наглядно показал и прошлый год, когда первый пик выиграл «Нью-Джерси», располагая всего 8,5% шансов на успех. А второй выбор достался «Филадельфии», вероятность чего составляла вообще жалкие 2,2%.
Проценты процентами, но как же устроен сам процесс лотереи? Все довольно просто. Берется 14 шариков, с номерами 1 до 14, после чего запускается лототрон, случайным образом выбирающий комбинацию из 4 шариков.
Число 14 не имеет отношения к тому, что до прошлого года в плей-офф не выходило именно такое количество команд. Это простое совпадение, обусловленное математикой. Весь смысл выбора этого числа, как и того обстоятельства, что лототрон «выплевывает» именно 4 шарика, заключается в наиболее удобном количестве комбинаций.
Оно подсчитывается по формуле:
С – количество комбинаций, k – количество выплюнутых шариков, n – общее число шариков.
Таким образом, в нашем случае С = 14! (факториал, считается умножением 14 на все предшествующие ему числа, начиная с 1) / ( (14-4)! * 4!) = 1001.
Одна комбинация отбрасывается, и их остается 1000. Удобство этого числа состоит в том, что его круглость позволяет добиться целого числа выигрышных комбинаций для каждой из команд. То есть, 18,5% шансов «Баффало» на выигрыш первого пика дают 185 таких комбинаций и так далее вплоть до «Флориды» (1%), у которой их всего 10.
В итоге чья комбинация выпала, тот и выиграл. А если выпадает никому не доставшаяся (обычно это 11, 12, 13, 14), то следует повтор лотереи. Точно так же разыгрываются второй и третий пики, но уже с измененными вероятностями. Одна команда, естественно, может выиграть только один пик из трех.
Прошлогодняя процедура показала, что в новых условиях выигрывать могут даже команды с очень маленькими изначальными шансами. Но самой захватывающей в истории НХЛ пока что все равно остается лотерея 2005 года.
Сезон-2004/05, как известно, был пропущен из-за локаута, поэтому на откуп случаю было отдано распределение всех пиков. Впрочем, равных шансов всем командам все же не дали, поделив их на три группы. Изначально каждой команде было дано по 3 шарика, по одному вычиталось за каждый выход в плей-офф на протяжении трех предыдущих сезонов или выигранную драфт-лотерею в течение четырех последних розыгрышей.
При этом потерять можно было максимум 2 шарика, что позволяло сохранить какой-то шанс на победу каждой из 30 команд. Учитывая, что выигрыш означал возможность выбрать Сидни Кросби, та лотерея получилась по-настоящему уникальной.
После всех вычетов по 3 шарика осталось у «Баффало», «Рейнджерс», «Коламбуса» и «Питтсбурга», а всего их получилось 48. «Мундиры» и «пингвины» выбирали первыми в 2002 и 2003 годах, но лотереи не выигрывали, получив свои пики «повышающими» обменами. Именно эти 4 команды и получили наибольшие шансы на выбор Кросби – по целых 6,25%.
При этом еще была предусмотрена своеобразная компенсация для неудачника. Если при обычной лотерее победитель получает право выбирать первым и во всех последующих раундах (без учета обменов, естественно), то здесь второй и остальные четные раунды «зеркалили» первый. То есть, победитель лотереи во втором раунде выбирал последним и так далее.
Лототрон на этот раз был настроен на выдачу одного шарика. Первый выпавший и должен был определить победителя, остальные – очередность прочих пиков. Генеральный менеджер «Питтсбурга» Крэйг Патрик на удачу нарисовал на руке четырехлистный цветок клевера, и повезло именно «пингвинам».
Из-за соблюдения режима секретности он какое-то время не мог никому рассказать об этой удаче – все принимавшие участие в розыгрыше генменеджеры вынуждены были ждать официальной церемонии, на которой руководители лиги открывали конверты и оглашали в обратном порядке уже известные результаты. Сейчас парадная сторона лотереи тоже устроена именно так, но лига все-таки стала показывать и сам процесс махинаций с шариками.
Тот успех «Питтсбурга» не вызвал ни удивления (выиграла одна из команд с наибольшими шансами), ни подозрения в каких-либо преференциях со стороны лиги, как позже было с «Эдмонтоном», с 2010 по 2015 годы выигравшим 4 из 6 лотерей.
Тогдашние теории заговора связывали Кросби совсем не с находившимся на грани переезда «Питтсбургом». В основном они сводились к тому, что лига постарается «высадить» его на какой-нибудь крупный рынок, чтобы обеспечить максимум доходов от появления новой суперзвезды. После пропуска сезона подобное желание можно было признать вполне естественным.
Например, Сид мог бы отправиться в Нью-Йорк спасать «Рейнджерс», которые к тому моменту 7 сезонов подряд не могли выйти в плей-офф. Небезызвестный Джереми Реник тогда еще был далек от завершения карьеры игрока и перехода на телевидение, но уже отметился неординарным предложением – отменить лотерею и отдать Кросби «синерубашечникам» волевым решением.
Подходящим местом в этом смысле выглядел и «Лос-Анджелес» (3 подряд невыхода в плей-офф), тем более, что Кросби уже даже однажды приезжал в лагерь новичков «Кингс».
Но в итоге все теории пошли прахом. «Рейнджерам» на лотерее откровенно не повезло – с тремя шарами они остались всего лишь шестнадцатыми, и сумели подняться до 12-го выбора (Марк Стаал) только благодаря обмену. А имевшие два шара «короли» получили 11-й пик, но как раз он и стал для них выигрышным. Они задрафтовали Анже Копитара, который впоследствии помог команде выиграть два Кубка Стэнли.
Нынешняя драфт-лотерея тоже может оказать влияние на ход хоккейной истории. Например, если первый выбор выиграет «Оттава» и заберет Расмуса Далина, то может со спокойной совестью расстаться с Эриком Карлссоном. Конечно, такой выигрыш тоже может быть расценен как постановочный, хотя при желании в таком ключе можно трактовать абсолютно любые результаты лотереи.
Но все «предварительные» (а не изобретенные постфактум) теории заговора никогда не подтверждаются. Тот же уроженец Аризоны Остон Мэттьюс в 2016 году по всем параметрам казался готовым кандидатом на «подкрутку» результата в пользу «Койотис», за которых болел с детства. От такого расклада и лиге было бы приятно (выиграла бы команда с 6,5% шансов, хорошая реклама свежих на тот момент правил лотереи, к тому же история возвращения к истокам очень хороша для раскрутки), и бедовая пустынная франшиза получила бы существенную многофакторную поддержку.
Но выиграл тогда «Торонто», располагавший максимально возможными шансами, что, однако, все равно не уберегло лотерею от подозрений. Ведь в потворстве большим рынкам НХЛ обвиняют ничуть не реже, чем в искусственной поддержке малых. Тут-то и проявляется примечательное свойство теорий заговора – они начинают противоречить друг другу, но их авторов это никогда не смущает.
Кто окажется счастливчиком на этот раз, мы узнаем уже очень скоро, а пока можно поиграть в симулятор лотереии попытаться предсказать, куда попадет Андрей Свечников. Все расклады там соответствуют действительности, недостает только одного – шариков.
Все самые свежие заметки о хоккее в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
По большому счету в сезоне реально может каждый обыграть каждого.
1. Edmonton Oilers
2. Buffalo Sabres
3. Ottawa Senators
2. Чикаго
3. айлендерс
Для свечникова такой расклад был бы едва ли идеальным) Никаких Бафаллов и Аризон.
1)New York Islanders
2)Philadelphia Flyers(пик Сент-Луиса)
3)Arizona Coyotes
Хоть в двух словах.