6 мин.

«Трактор», который верил в себя

Простыми словами о хорошем и будущем.

Команда

Эта бронза не стала неожиданностью. Звучит удивительно, учитывая, что в середине осени «Трактор» разваливался на ходу, и крепло мнение, что плей-офф в Челябинске в лучшем случае увидят через год. Но уже в январе перед паузой на Олимпиаду кружили полярные ветра: этот розыгрыш – шанс. Возможно, единственный в ближайшие годы зайти в топ-4. Команда это сделала при серьезнейших проблемах с составом (Никитин, Рясенский, Полыгалов, полуживой Щехура), отсутствии глубины и превосходства в общем уровне мастерства даже перед «Нефтехимиком». Огромная общая работа тренерского штаба и игроков заставила вспомнить казанские слезы-2013 и родить множество параллелей, хотя истории тогда и сейчас абсолютно разные по содержанию, поэтому и концовка у них иная.

Могла ли быть она схожей? Нет. Могла ли пройти дальше Уфа? Да. Просто «Трактор» это действительно паровозик, который смог. Слегка метафорично, но сказка про американскую мечту работает в Челябинске на свой манер: здесь люди ждут хоккейных побед, а команда без ресурса словно Катерина Тихомирова из кинофильма «Москва слезам не верит» переводит будильник на 5:00 осознавая, что только за счет упорства и работы можно бить андроидов Назарова и вырывать седьмые матчи у напыщенной Уфы. Если бы физически можно было сдвинуть стрелки еще на два часа, «Трактор» цеплял бы Казань, но сегодня это нереально.

Город истосковался по таким эмоциями, теряя символы прошлого и веру даже в минимальное светлое будущее. События вокруг команды и внутри добавляли перца. Хватало ошибок, грязи и всего того, что формирует стандартную среду российского хоккея в последние годы. Просмотр игр «Трактора» еще полгода назад был пыткой, и клуб моментами недобирал по 2000 человек на трибунах. После Нового года команда сумела пройти перезагрузку, впервые за пять лет внятно показать, что это самое будущее есть. Отсюда и риторика прошедшей недели – все через призму следующих двух-трех сезонов. Восток уже в сентябре будет мощнее. Ушли проходные «Югра» и «Лада». Пришел одноклассник «Трактора» с берегов Волги и Оки. Крепнут соседи из Екатеринбурга, и чтобы этот бронзовый сезон стал правилом, а не исключением, «Трактор» должен начинать работать уже вчера.

Анвар

Победа вопреки всему это как раз про Гатиятулина. Главному тренеру понадобилось примерно столько же времени, как и в бытность работы с «Белыми Медведями», чтобы дать результат – 2.5 года. Много по меркам КХЛ и закономерно, что несколько раз Анвар Рафаилович находился в шаткой позиции, но быстро купировал вольнолюбивые настроения боссов. За все время наставник больше вырос не как тренер, а как дипломат. Сейчас в хоккейном Челябинске это даже важнее уверенной работы на мостике. Он сохранялся, и на следующий день проходил уровень за уровнем с минимальными потерями, хотя зачастую ловушки расставляли даже не соперники, а многочисленные соратники. Бронзовые медали заслуга Гатиятулина в первую очередь. И никак иначе. Потому что медалей с Соколовым или Канарейкиным сегодня бы не было. Ровно, как и той надежды на будущее.

Важно понять, что Челябинск город особый, хоть это выражение и стало мэйнстримом. Абсолютно дружелюбная хоккейная среда, где сложно встретить плакаты с оскорблениями, нелестные слова в интервью или интернет-бойцов, взращенных на общеизвестных ресурсах и формирующих мнения значительной части болельщицкого сообщества. У Гатиятулина был Учитель, не позволявший себе и команде тратить время на обсуждение зубов Лукоянова. Вчера клюшка Булиса была под мышкой у Никулина. Сегодня клюшка Пеньковского зажата Азеведо. Обсудили между собой, и разошлись. Давайте будем прозорливее: в Лиге, где Анисимов всегда найдет объяснение любой судейской ошибке, а Ротенберг тренируется на одном льду со сборной, нельзя тратить силы и эмоции на внешние факторы. Тот «Трактор» концентрировался на себе и, как и его людская армия, был образцом порядочности. Прошло пять лет, и мы с вами получили такую же команду, где общехоккейный фон регулирует только один человек своим воспитанием показывающий нам как правильно. 

30 апреля контракт у Анвара Рафаиловича закончится.

Игроки

Удивительно, что при такой конъюнктуре внутри коллектива сумел в течение сезона (нет, не сначала) наладиться микроклимат, который не мешал команде, а был только впрок. Центр всего – два предельно адекватных и (!) по-человечески достойных голкипера, не мешавших друг другу. После слов Францоуза о конкуренции многие могли психануть, а Демченко стоически проигнорировал, проведя достойный плей-офф и особенно два матча с Уфой. Паша был великолепен в Кубке Гагарина. 

Признаю, был неправ.

Тот самый гарант хорошего сезона в концовке и сказался, за что обоим вратарям нужно поклониться.Ключевой матч для «Трактора» - третий в Нижнекамске, сделавший ментально еще сыроватую команду контендером под «Ак Барс». Решение тренера развязать руки Кравцову, его связка с близким по манере и настроению Кручининым принесла «черно-белым» профит в виде трех победных шайб и 24 очков этих молодых людей в розыгрыше. У обоих есть очевидные проблемы в игре, которые нужно чистить. Чистить было кому, отсюда Шарову и Полыгалову всегда находилось дело окромя нападения. Отсюда и отсутствие длинных отрезков + игровое время обоих (Кручинин – восьмое вреди форвардов, Кравцов – 11-е). В условиях клатча найти для главных креативных нападающих баланс стало одной из целеполагающих задач наставника, которую он выполнил, а ребята не подвели.

Вот иллюстрация всего этого плей-офф. Илья Аркалов сыпет нецензурщиной в адрес нашей скамейки, а Виталий Кравцов улыбается. На память тебе, Илья. И Вам, Андрей Викторович.

Улыбался, завязывая в узел товарища Фазылзянова и Алексей Петров, в этом Кубке Гагарина ставший оплотом в обороне и при малейшем пожаре несшийся выручать молодежь либо топтать соперников на «пятаке».

7 марта в Нижнекамске ценой травм, лютого давления и наслоившегося на это далее поражения в Международный женский день, «Трактор» обрел уверенность в себе, которая позволила взять седьмую игру у «Салавата Юлаева». Никто не сдал назад. В двухкилометрового Огурцова спокойно докатывался Исаев, а Пигановича не стеснялся вязать за воротами бесстрашный Бэйлен.

Спокойно влился в состав списанный в ВХЛ Константин Климонтов, закрывший самую проблемную позицию сзади. Все сыграли на своем максимуме: от эффективного пойнтфорварда Гюнге – второго снайпера всего плей-офф, до ролевика Марселя Шолохова, под которым лед не таял, а просто плавился.

Руководство

Развитие – ключевой тезис, который хочется применить к ситуации до сентября-2018, когда и начнется будущий чемпионат. Невеликая арифметика дает понять, что свободных денег на трансферы после ухода Францоуза и Якуцени (многовероятно) у клуба будет в достатке. Во всяком случае, больше ста. Президент доволен, болельщики счастливы, результат достигнут. Общий фон с финалом конференции позволяет не крутить соглашения на 30% в угоду завышенным ожиданиям, а как раз и сэкономить на разнице. Без фамилий сейчас, но на рынке нужные фамилии будут, и их достаточное количество, чтобы закрыть те позиции, которые считаются проблемными и которые необходимо усилить.

Вот только кто будет определять суть проблем и рамки усиления тема до сих пор открытая. В подписании контракта с Анваром Гатиятулиным нет ясности, хотя в юном месяце апреле в старом парке снег уже растаял. Значит, нет ясности и с тем самым будущим. В свежем интервью «Спорт-Экспрессу» между строк прослеживается много коммуникативных и человеческих противоречий между тренером и руководством. Они были всегда просто потому, что понимание системных процессов у этих людей разное и одинаковым оно быть не может. Для кого-то это игра, для кого-то жизнь, но «Трактор» здесь абсолютно не при чем. Клуб должен становиться сильнее и для этого одна сторона должна немного уступить, понимая, что двигатель прогресса как раз таки жизнь, а не игра.

Оригинал текста на chelyabinskhockey.ru

Фотокарточки - Трактор

Иван Ломовцев