Он отомстил чехам за Нагано
Один гениальный матч Николая Хабибулина.
Внимание к Олимпиадам настолько велико, что в историю можно войти одним матчем или даже эпизодом. И уже не имеет значения, чем все в итоге завершилось для главного героя. Хоккей на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити был отмечен рядом таких моментов.
Белорус Владимир Копать и швед Томми Сало разделили авторство самого сенсационного гола в истории зимних Игр. Марио Лемье в финале сделал голевую передачу практически силой мысли. Прозвище «гол-фантом» стало ассоциироваться с Сергеем Самсоновым и полуфиналом Россия – США.
Самый же легендарный матч той Олимпиады – четвертьфинал между Россией и Чехией. В Нагано-1998 эти команды разыграли золото, и их разделил один-единственный гол. Матч-реванш носил суперпринципиальный характер и завершился с тем же счетом 1:0, но уже в пользу сборной России.
Единственную шайбу в ворота Доминика Гашека забросил Максим Афиногенов, но главным героем у победителей стал вратарь Николай Хабибулин. В свои 29 лет он играл за сборную всего лишь на втором турнире. Вероятно, в том числе поэтому комментатор Виктор Гусев путал его с футбольным вратарем Русланом Нигматуллиным.
Главный вратарь поколения – отказник
История Хабибулина – одна из лучших иллюстраций кризиса российского хоккея 1990-х. В другое время не могла возникнуть ситуация, чтобы лучший вратарь поколения почти не играл за сборную. Хабибулин в 19 лет съездил на Олимпиаду в Альбервиль третьим вратарем, но за следующие 10 лет провел за национальную команду всего два (!) матча. Это было на Кубке мира-1996, который стал апофеозом конфликта между ФХР и энхаэловцами. Чиновники стыдили игроков за рвачество, а в ответ получали обвинения в коррупции. На ликвидацию этого раскола в итоге ушло целое десятилетие.
Хабибулин на Кубке мира сыграл неважно. За пять периодов пропустил 10 шайб от Канады и США, после чего сел в запас. Это повлияло на дальнейшее отношение вратаря к сборной – он посчитал, что его загнобили. Неудивительно, что Хабибулин примкнул к группе отказников и не поехал на Олимпиаду в Нагано. Характерный эпизод того времени – уговаривать его приехали лично президент ФХР Александр Стеблин (на тот момент новый и к прошлым разборкам непричастный) и главный тренер сборной Владимир Юрзинов, но Николай с ними встречаться не пожелал. Принимать приглашение он все равно не собирался, а в общении ради общения не видел смысла.
Потом об этом категоричном решении Хабибулин вроде бы жалел. И перед следующими Играми в позу вставать не стал. Тем более, что и ситуация для «оппозиционеров» поменялась – к власти в сборной пришел свой в доску Вячеслав Фетисов.
Кроме того, Хабибулину явно льстил статус железного первого номера сборной. Он проводил отличный сезон за «Тампу» (с которой через два года выиграл Кубок Стэнли), причем играл почти бессменно – наверстывал упущенное за прошлые два года, потерянные из-за контрактных споров с «Финиксом» и забастовки.
Но самое главное – реальных конкурентов у Николая просто не было. Старые напарники по Альбервилю и Кубку мира – Михаил Шталенков и Андрей Трефилов – уже покинули НХЛ, а Евгений Набоков еще не получил разрешения играть за Россию. Попавшие в заявку 22-летний Илья Брызгалов и 25-летний Егор Подомацкий могли на что-то рассчитывать только в случае форс-мажора. Но его не случилось.
Золото задним числом
В Солт-Лейк-Сити Хабибулин стал единственным игроком сборной, кто получил не одну медаль, а две. Спустя десять лет с ним рассчитались за Альбервиль. Награду, предназначавшуюся третьему вратарю, тогда вручили Виктору Тихонову (тренерам своих медалей еще не полагалось). Сделать это предложил вроде бы глава МОК Самаранч, но никакой запасной медали у его ведомства не нашлось.
Сам Николай из этого трагедии поначалу не делал (все равно же не играл), но впоследствии «отнятое» золото могло стать для него еще одним символом несправедливого отношения. Вратари ведь вообще мыслят по-особому и склонны к мнительности, а тут можно найти и определенную защитную реакцию – если есть чувство обиды на «систему», то и отказываться от игр за сборную ментально проще.
Ставил ли он вопрос о возврате медали в качестве условия приезда на Олимпиады (эта история обсуждалась и перед Нагано), точно неизвестно. Но уж слишком энергично взялся за эту проблему Фетисов и добился-таки ее решения. Для Хабибулина изготовили специальную медаль и вручили прямо перед самым началом турнира.
Не после его завершения, а до старта! Сам Хабибулин как будто говорил, что это не очень хорошая примета – получать медаль до начала Олимпиады. Но уж очень все это походило на своего рода гарантию. Мало ли что там будет, в конце турнира. Вдруг опять козлом отпущения сделают и медаль зажмут?
Суперматч против чемпионов
Память далеко не всегда бывает объективной. В массовом сознании болельщиков до сих пор можно встретить мнение, что сборная Чехии обыграла Россию в финале Олимпиады в Нагано исключительно за счет блистательной игры Гашека. О том, что чехи не отсиживались в обороне и у нашего вратаря Шталенкова работы было уж точно не меньше, чем у Доминатора, как-то подзабылось.
Но вот четвертьфинал Солт-Лейк-Сити от подобной ошибки оказался застрахован. Потому что ту игру действительно вытащил Хабибулин. 41 отраженный бросок – для матчей такого уровня это невероятно много. В финале 1998-го столько пришлось на Гашека и Шталенкова вместе взятых.
Здесь же Хабибулин тащил с самого начала – чехи предприняли мощный стартовый натиск: 7:0 по броскам в первые семь минут. Они не скрывали, что приехали за вторым золотом подряд, и эти претензии казались обоснованными. Лидеры атаки – Яромир Ягр, Патрик Элиаш, Роберт Райхел, Петр Сикора – подходили к той Олимпиаде в расцвете сил и таланта. Защита была традиционно крепкой и цепкой, а также всегда могла положиться на все еще могучего Гашека. Как результат – большое игровое преимущество. Вот только победить чехам это все равно не помогло. После игры расстроенный Ягр даже рубанул сгоряча, что не стоило изменять привычной контратакующей манере и играть первым номером в давление.
Полевые игроки сборной России, конечно, старались помогать Хабибулину и заблокировали кучу бросков. Но ему и самому приходилось постоянно гасить пожары у своих ворот. И он делал это в самые ключевые моменты. Гол Афиногенова состоялся почти сразу после того, как команда выстояла пять минут подряд в меньшинстве, в том числе двойном.
А какая была концовка! Длинной паузой на последних секундах она напоминала о баскетболе, а отчаянным чешским навалом – о футболе. У ворот Хабибулина началась такая сутолока, что на пятачке уместились практически все находившиеся на льду игроки, а Алексей Жамнов на всякий случай заехал внутрь ворот. Но пробить русского вратаря чехам в тот день так и не удалось.
Эта победа стала единственным звездным часом Хабибулина в сборной. Подобного не было ни раньше (там просто ничего не было), ни на этой Олимпиаде (где он пропускал четыре шайбы от белорусов; в полуфинале с американцами сотворить еще одно чудо тоже не удалось), ни потом. Ведь после турнира в Солт-Лейк-Сити за сборную Хабибулин больше ни разу не сыграл. Он мог еще выступить на Кубке мира-2004, но отказался из-за нового хаоса в сборной России. А участию в туринской и ванкуверской Олимпиадах помешали травмы.
Но свое слово в олимпийской истории российского хоккея Хабибулин все равно сказал. Если бы не тот суперматч против Чехии, наша безмедальная серия на Олимпиадах началась бы не в Турине, а четырьмя годами раньше.
*ОБ – процент отраженных бросков, КН – коэффициент надежности
Фото: Gettyimages.ru/Harry How; РИА Новости/Владимир Родионов; Gettyimages.ru/Rick Stewart, Brian Bahr, Doug Pensinger; использовано фото: Gettyimages.ru/Brian Bahr
Спасибо Николаю и всей Сборной за тот матч, эх, были времена.
Стоит отметить, что спустя несколько месяцев уже на ЧМ также в 1/4 наши снова обыграли чехов (3-1), и в том матче зажигал "в наших воротах не будет голов, пока в них стоит Максим Соколов". Макс тоже гениальный матч выдал, около 40 бросков отразив. Тогда казалось, что чехи наши клиенты.
Вот чудила !!!