Малыш на миллион. Карьера Рэя Уитни
В январе 2016-го, когда Шейн Доун готовился к очередной игре «Аризоны», капитан «койотов» оглядел раздевалку и отметил, что чего-то не хватает.
Он вернулся к своим конькам, но только тогда заметил, что кто-то порезал его шнурки. Удивительное рядом. Да, это классический розыгрыш, который практикуется в хоккейных раздевалках по всему миру, однако чаще всего жертвами становятся молодые игроки или новички команды.
Но в этот раз речь шла о Шейне Доуне. 40-летний ветеран, многолетний капитан «Аризоны», лидер молодой банды. Уважение – вот основное чувство, которое вызывал Шейн у партнеров. Так кто же мог решиться на такой отчаянный шаг?
Доун постарался не задумываться об этом и вернулся к экипировке. Но, когда он взял с полки наколенники, то под ними весьма ловко оказалась спрятана открытая бутылка с водой, которая окатила капитана.
На мгновение он застыл в недоумении.
«Что за х**?!» - разнеслось по комнате.
Другие игроки переглянулись: «Что происходит?»
Но еще больше они удивились, когда Доун объявил имя проказника - всеми любимого бывшего партнера и обладателя Кубка Стэнли. Этого человека не было в команде уже четыре года, да он вообще закончил карьеру два года назад. Но Шейн был полностью уверен в своих словах: «Это Уитс! Знаю, это мог быть только он!»
И он был прав. Рэй Уитни вновь напомнил о себе.
Каждый по-своему оставляет след в истории и в жизни других. Но мало кто может сравниться с Уитни по количеству затронутых команд за годы карьеры. Он появился на свет в городе Форт Саскачеван, провинция Альберта. Именно оттуда вышел один из самых долгоиграющих хоккеистов в истории НХЛ. На протяжении 22 сезонов он провел 1330 матчей и набрал 1064 очка. Хотя он вполне мог остановиться и на цифре в 7 сезонов.
Малоперспективный молодой игрок Рэй Уитни был выкуплен «Сан-Хосе» - командой, которая когда-то задрафтовала его. Казалось, у него уже нет будущего в НХЛ: «Думал, что моей карьере пришел конец».
Но, когда Рэй уже был готов отправиться в Европу и показать свой талант за океаном, он получил новый шанс. И это изменило все. Уитни обрел новые знания в вопросе тренировочного процесса и спортивного режима, которые пропагандировал до конца карьеры. Он превратился в одного из самых стабильных форвардов лиги, установив личный рекорд результативности в сезоне-2006/07 в возрасте 34 лет, набрав 83 очка. В 39 лет (в сезоне-2011/12) он чуть не повторил эти цифры (77 очков).
Когда в 2015-м, наконец, пришло время вешать коньки на гвоздь, оказалось, что карьера Рэя растянулась более чем на два десятилетия и вобрала в себя восемь клубов. Согласно мнению журналистов, для пяти из этих клубов он входит в число лучших 50 игроков всех времен. Таким достижением не может похвастаться никто.
Как и многие будущие профессионалы, Уитни рано ярко заявил о себе. Он выделялся в каждой детской команде родного города, а потом превратился в машину по набиранию очков в Западной хоккейной юниорской лиге, радуя болельщиков «Спокана» и привлекая внимание скаутов клубов НХЛ. Рядом с Пэтом Фаллуном, которого выберут под вторым номером в год драфта Эрика Линдроса, Уитни набрал неприличные 185 очков в 72 играх в заключительном для себя сезоне в составе «Чифс» и помог команде выиграть Мемориальный кубок-1991.
На драфте-91 во втором раунде его выбрало «Сан-Хосе». Акции Рэя упали из-за скромных габаритов, которые смущали многих специалистов. Правда, эти самые специалисты не догадывались, что Уитни дебютировал в НХЛ задолго до драфта. Его отец, Флойд, многие годы был резервным вратарем, который помогал на тренировках «Эдмонтона». Так что молодой Рэй застал легендарную команду 80-х и играл в хоккей с самими Уэйном Гретцки и Марком Мессье.
Все любили мелкого паренька. Он скрещивал клюшки с Крэйгом Мактэвишем и Кевином Лоу, но, конечно, самые яркие воспоминания посвящены Гретцки: «Естественно, Гретц был выдающимся игроком. Но также он оказался выдающимся человеком».
Иногда Рэй так засматривался на магию Уэйна на льду, что забывал передавать тому клюшки, которые специально готовил для «Великого». За это Гретц лишь трепал нерадивого помощника по голове. И Уитни до сих пор хранится дома чек на 100 долларов – подарок от Уэйна, который он так и не решился обналичить.
Когда настало время начинать свою собственную профессиональную карьеру, Уитни, который в будущем задержится в НХЛ на многие годы, долго раскачивался. Казалось, в юниорской лиге доказывать ему уже нечего, но «акулы» не стремились давать шанс молодому форварду. Так что в 19 лет Рэй решил отправиться в Германию. Там он немного поиграл за «Кельн», но позже все же вернулся в том году в Северную Америку и заканчивал сезон в «Сан-Диего» из Международной хоккейной лиги.
Дебют Уитни в НХЛ пришелся на конец сезона-91/92, когда он успел набрать 3 очка в 2 матчах за «Сан-Хосе». Казалось, его карьера идет по нарастающей. Рядом с Фаллуном он набирал по 40 очков за сезон и все увереннее чувствовал себя на площадке. Но у «акул» были другие планы. Клуб так и не поверил окончательно в молодого нападающего и в 1997 году решил выкупить его контракт. Подписав соглашение с «Эдмонтоном», Уитни также оказался задвинут в глубокий запас. Всего через 9 матчей он угодил на драфт отказов – именно тогда возникли мысли о том, что, возможно, карьера в НХЛ подошла к концу.
Ему было только 25 лет, но Рэй вновь начал посматривать за океан. Это казалось оптимальным решением, потому что из других клубов НХЛ никто не звонил. План был такой: доиграть сезон в Америке и подготовиться к переезду в Европу. «Тогда я и представить не мог, что моя судьба сложится совершенно иначе», - признается Рэй.
Карьеру Уитни спас новый тренировочный режим, который он разработал вместе с тренером по физподготовке «нефтяников» и бывшим чемпионом Канады по кикбоксингу Дэррилом Дьюком: «Ты считаешь, что находишься в хорошей форме. Но ты не представляешь истинный потенциал своего тела, пока не потренируешься с боксером или кикбоксером».
Именно эти тренировки подарили ему второй шанс. В конце 1997 года «Флорида» забрала Уитни с драфта отказов. Тогда «пантер» нельзя было отнести к числу ведущих команд лиги, но зато они могли дать молодому нападающему то, о чем он так мечтал, - возможность проявить себя. Ему доверили более атакующую роль, а после упорных тренировок Уитни ощутил, что он стал гораздо быстрее, сильнее и выносливее на льду.
За 68 матчей он выбился в лучшие бомбардиры «Флориды» с 61 очком и с тех пор превратился в того Рэя Уитни, которого мы все запомним. За следующие 13 сезонов Уитни лишь дважды не смог преодолеть отметку в 50 баллов за результативность.
Но Рэй оставлял свой яркий след не только не ледовой арене. «У некоторых игроков, как и у тренеров, учатся партнеры, - объясняет Пол Морис, который тренировал Уитни в «Каролине». – Он был из числа тех, на кого можно положиться, кто является лидером в раздевалке. На своем примере он заставлял партнеров усерднее работать и стараться стать лучше, чем он сам».
Морис быстро положился на Уитни и научился доверять ему. Будучи молодым тренером, Пол любил прикрикнуть на подопечных, «чтобы взбодрить их», как сейчас с улыбкой вспоминает тренер. Однако Уитни помог наставнику осознать, что, пусть и с позиции силы, но он все же общается со взрослыми мужчинами, и нужно учиться находить общий язык, если они вместе намерены достичь поставленной цели. Морис научился никогда не проходить мимо игрока, не поинтересовавшись состоянием его здоровья или семейными делами: «Эти уроки я запомнил навсегда. И не изменяю этой привычке по сей день».
Через несколько месяцев после своего 34-летия, в первый год выступления в составе «Каролины», Уитни поднял над головой заветный Кубок Стэнли. 2006 год – год его триумфа. Первого и, как оказалось, последнего. Возможно, для другого игрока достичь столь желанной цели в таком возрасте – это повод притормозить и сбавить обороты.
Не тут-то было. Вместо этого Уитни выдал самый успешный сезон в карьере – 83 очка, в том числе 32 гола. Совсем не похоже на закат карьеры. В следующие годы Рэй набирал 61, 77, 58, 57 и 77 очков соответственно. На сезон-2012/13 пришелся его 40-летний юбилей, но даже в таком солидном возрасте он провел 32 матча и шел по графику практически очко за игру.
Уитни повесил коньки на гвоздь в 42 года и обосновался вместе с семьей в Скоттсдэйле, штат Аризона. Там он живет по сей день вместе с женой Бриджет (которая стала известна после того, как приняла участие в первом сезоне шоу «Жены хоккеистов»), и тремя детьми: Ханной, Хадсоном и Харпер. Но его любовь к хоккею не проходит, именно поэтому он может ненароком заглянуть на арену и даже в раздевалку «Аризоны».
Но сейчас времени на дружеские визиты вновь стало мало. Сначала Уитни получил должность в структуре «Каролины», а потом переключился на административную работу в департаменте безопасности игроков НХЛ. Многих удивил такой выбор – все видели Рэя несколько в другой ипостаси. Стив Айзерман, который один год играл вместе с Уитни за «Детройт», а позже стал генеральным менеджером «Тампы», признается, что, прежде чем Рэй устроился на работу в «Каролину», он не стеснялся спрашивать его мнения относительно того или иного игрока: «У него наметанный глаз. Он умеет разглядеть талант и потенциал».
Да, Уитни многое повидал за свою карьеру. Когда-то многие списали его со счетов на драфте-1991… он оказался самым результативным игроком со всего того драфта. Его контракт выкупали, его отправляли на драфт отказов… а он оказался одним из самых долгоиграющих и результативных игроков своего поколения.
Спросите практически любого, и он с радостью расскажет какую-нибудь забавную историю о Рэе Уитни. «Он ужасно играет в карты», - ухмыляется Доун. А вот вновь берет слово Айзерман: «У него был такой слабый бросок, что он и стекло разбить бы не смог. Зато на поле для гольфа он может послать мяч дальше всех. Как это вообще возможно?»
Да, за 22 года можно многое успеть. На каждой остановке карьерного пути, пусть некоторые и были почти мимолетными, Уитни умудрялся оставить свой след в истории команды и в жизни людей.
Спросите Шейна Доуна. Рэй Уитни всегда найдет способ напомнить о себе.
Источник: The Hockey News.
Автомбиографии Шона Пронгера. Часть XXI
«Дилан может вырасти в ведущего игрока «Аризоны». Самый талантливый из клана Строумов
«Хотели забрать то, что по праву должно принадлежать нам». Кто поднимет «Аризону» со дна