По итогам МЧМ-2018
После прошедшего бесславного Молодежного чемпионата мира в Баффало многие начали критиковать комплектование российской сборной, кто-то даже считает что тренерский штаб засиделся и надо искать других специалистов. Но проблема не в личностях, она гораздо глубже.
Пожалуй, основной вывод по результатам выступления на МЧМ - КХЛ больше не кузница кадров для молодежной сборной. Количество игроков молодежки, которые имеют хорошую игровую практику в КХЛ, уже не то что было раньше, и молодежь из КХЛ уже не на ведущих ролях в молодежной сборной. Почему?
Во-первых, в последние пару лет усилился отток игроков в североамериканские лиги. Одна из причин - девальвация рубля, из-за чего заокеанские долларовые зарплаты стали привлекательней рублевых зарплат в России. Также за океаном возрос интерес к российским игрокам после успехов Кучерова, Проворова, Зайцева, Василевского и других молодых игроков. Как результат, сейчас большинство игроков молодежной сборной выступают за океаном и это создает дополнительные проблемы для тренерского штаба.
Во-вторых, усилилась давление на клубы в плане результата и это негативно сказывается на игровом времени молодых ребят. Например Северсталь, Югра, Лада, Амур, Нефтехимик вынуждены любой ценой улучшать спортивные показатели, из-за этого тренеры сократили игровое время потенциальных кандидатов в сборную. Например, игровое время 18-летнего Булата Шафигуллина в составе Нефтехимика - в среднем 3 минуты 50 секунд. При этом клуб продолжает усиливать состав, чтобы сохранить высокие позиции в турнирной таблице. А в следующем сезоне Булат будет кандидатом в молодежку. Способствует ли такая скромная игровая практика росту игрока? Очевидно, нет. Игровое время Максима Расейкина в Автомобилисте сократилось по сравнению с прошлым сезоном на целую минуту, хотя игрок стал старше и очевидно сильнее. Расейкин проводит по 6 минут на льду, а Трямкин в его возрасте проводил по 16 минут. Почему? Потому что Автомобилист теперь борется за высокие места.
В-третьих, исключив Кузню, лига исключила 2-3 гарантированные вакансии для молодежи. Сейчас Кузня играет в ВХЛ и кандидатов в молодежку там нет. А ведь многие клубы КХЛ уже провели омоложение состава и не будут массово привлекать молодых игроков - имеющихся бы вывести на высокий уровень. Раньше те же ярославцы массово отдавали молодежь в аренду чтобы освободить место для новых юниоров. Но уже в следующем сезоне в КХЛ станет на три российских клуба меньше, и желающих взять игрока в аренду также станет заметно меньше. Что делать в такой ситуации Локомотиву? Придется наигрывать Каюмова, Иванова и Романова у себя, а это негативно отразится на игровом времени Денисенко и компании.
В-четвертых, очевидно что МХЛ продолжает терять позиции. Брагин и раньше не проявлял особого энтузиазма по поводу возможностей игроков МХЛ, а сейчас таковых в обойме сборной стало совсем мало.
Что с этим делать? Один из вариантов - молодежка может больше фокусироваться на ВХЛ. Игроки "СКА-Нева" из ВХЛ показали неплохую обученность (то, что по таланту они не соответствуют первому звену молодежки, это не их вина), а вратарь "Челмета" Сухачев в целом справился с ролью первого номера. Так что вполне реально привлекать в молодежку больше игроков ВХЛ. Но рассчитывать на результат уже в следующем году не стоит, ВХЛ может стать кузницей кадров для молодежной сборной в перспективе 3-5 лет.
Можно плотнее работать с игроками, уехавшими за океан. Например, уже сейчас можно рассматривать Костина, Хованова и Свечникова в качестве потенциального первого звена молодежки следующего созыва и продолжать работать с ними как с готовым звеном, невзирая на то что их могут не отпустить на следующий чемпионат.
Можно попытаться замотивировать тренерский корпус КХЛ более добросовестно работать с молодежью. Результаты команд не рухнут, если Журавлев и Галенюк уже в следующем сезоне начнут проводить по 12-14 минут в КХЛ. Почему бы Андрею Маркову в Ак Барсе не взять Даниила Журавлева под свое крыло, начиная с предсезонки и по ходу регулярного чемпионата? Вот и будет подготовленный "блюлайнер" для сборной.
Также можно говорить о том, что у молодежной сборной наметились серьезные проблемы с тактикой. Когда в команде нет ярких исполнителей, на первый план выходит тактика. Нельзя постоянно строить игру сборной по принципу "перетерпим, а из четырех моментов один так или иначе реализуем". А что делать, если нападающие не могут реализовать один момент из четырех? Что, если их уровень - одна гол на десять моментов? Тогда начинаются проблемы. Но тренеры молодежной сборной за короткое время не способны переучить игроков, они не волшебники. Тактический рисунок должен формироваться раньше. В связи с этим, может быть стоит вернуться к идее участия юниорской сборной в чемпионате МХЛ? Да, игрокам 1998 года рождения это ничего не дало, но та сборная под руководством Прохорова была распущена по форс-мажорным причинам. Может быть, пойти дальше и заявить сборную U-17 в МХЛ, а сборную U-19 в ВХЛ?
Важно еще и то, что организационные проблемы в КХЛ и отдельных клубах сказываются на молодежной сборной. Например, бардак в руководстве Трактора реально мешает челябинской молодежи. О том, какой удар нанесли по новокузнецким ребятам, сказано уже не раз. Если для взрослой сборной еще можно тряхнуть бюджетом, собрать всех кого можно в армейских клубах и наигрывать их к ЧМ и ОИ, то на молодежном уровне это не работает. И не дай бог, если Третьяк и Ротенберг вздумают собрать всех лучших юниоров в СКА и ЦСКА. Это вполне может дать результат, но выглядит совсем уж паршиво. Если лига исключает четыре российских клуба из КХЛ - это надо компенсировать. Да, сложно добиться того чтобы школа клуба в ВХЛ работала так же эффективно как школы клубов КХЛ. Но все причастные к этому должны приложить все усилия чтобы Новокузнецк и другие исключенные клубы продолжали готовить молодежь на прежнем уровне.
В общем, хотелось бы чтобы к молодежной сборной отнеслись более серьезно на уровне КХЛ и клубов. Результаты молодежки не удастся улучшить кадровыми перестановками, тут нужны долгосрочные решения.