Исключительное право
На днях господин Чернышенко заявил о трёх клубах-аутсайдерах рейтинга КХЛ, по которому будут исключаться команды по окончанию сезона. В СМИ попала информация, что команды эти – Югра, Лада и Северсталь. Попробуем разобраться, почему именно они и есть ли им «альтернатива».
С Югрой, пожалуй, всё ясно. Команда из маленького города, с низкой посещаемостью и слабыми маркетинговыми возможностями, вряд ли представляет интерес для Лиги. Она для хантымансийцев-то интереса не представляет – среднее количество болельщиков на матче не дотягивает и до трёх тысяч. Спортивных достижений за Югрой тоже особо не значится – самое высокое место за предыдущие четыре сезона 22е. На данный момент команда из ХМАО – худшая в лиге с тридцатью очками, тремя победами в основное время и разницей шайб 68-129. Поэтому вопросов, вроде, «Почему Югра?», скорее всего, ни у кого не возникнет.
Лада вернулась в КХЛ после четырёхлетнего перерыва и выше 24й строчки в общей таблице не поднималась. В этом сезоне тольяттинцы находятся на 25м месте. Посещаемость Лады увеличилась до 5456 зрителей – это 90,9% от возможного ( сезоне 15/16 было 4157 (69,3%), а 16/17 – 3825 (63,8%)). Сказать, что Тольятти – слабый город в плане маркетинга нельзя. Численность населения в нём больше, чем, скажем, в Сочи, Магнитогорске, Ярославле, Хабаровске, Владивостоке. А вот по статье регламента «зарплатный бюджет» Лада явно не в лидерах. Это не удивительно, когда твоему титульному спонсору самому спонсоры нужны. В общем-то, исключение Лады тоже выглядит логично. Проходил же как-то турнир без них четыре года подряд?
Северсталь – третий главный кандидат на исключение из КХЛ. Начнём с фактов. Результаты выступлений в предыдущих четырёх сезонах не впечатляют – 18, 17, 27 и 23 места. А до того были три сезона, в которых череповчане уверенно выходили в плей-офф и даже играли в полуфинале Конференции. На данный момент команда ведёт борьбу за попадание в восьмёрку. Что касается посещаемости, то в сезоне 15-16 она была 3154 (52%), 16-17 – 2907 (47,9%), а в этом – 3440 (56,7%). Очевидно, здесь Северсталь занимает очень низкое место в рейтинге. Равно, как и по возможностям маркетинга – трудно что-то продавать в городе с населением менее 350 тысяч человек. А ведь это крупнейший по численности город в регионе. В минус Северстали и маленькая вместимость арены (6064 человека). Да, последнее время в Череповце началось движение по повышению интереса к команде. Но на хоккей там по-прежнему ходят мало, бюджет клуба – в лучшем случае средний, потенциал локального рынка превосходит разве что Ханты-Мансийск и Нижнекамск, находясь на одном уровне с Подольском. Возможно, выход в плей-офф текущего сезона спасёт команду от исключения, но это будет всего лишь отсрочка на год, максимум – два.
И вот, вроде, выглядят все три кандидата на вылет логичными и правильными – команды без спортивных успехов, с низкими бюджетами, слабой посещаемостью (за исключением Лады этого года), имеющимися, время от времени, долгами по зарплате, малыми по вместимости аренами, не лучшими возможностями для маркетинга. Рано или поздно, эта троица покинет КХЛ в составе тех семи клубов, которые определили руководители Лиги при составлении стратегии развития. Но вот вопрос – а есть ли альтернативные варианты для исключения? Посмотрим, у кого ещё дела идут «не очень».
После окончания прошлого сезона на 26м (из 29) месте рейтинга находился хабаровский Амур (с учетом Медвешчака и новокузнецкого Металлурга). Спортивные подвиги этой команды весьма скромны – одно участие в плей-офф за девять сезонов в Лиге. Наивысшее место за последние пять лет – 22. Бюджет зарплат по последним опубликованным данным (2014 год) – далеко ниже среднего. Вряд ли что-то сильно поменялось в этом плане. Посещаемость – в 15/16 – 6972 (98,2%), в 16/17 – 6678 (94%), в 17/18 – 6515 (91,8%). Это один из лучших показателей по Лиге. Очевидно, что хоккей в Хабаровске любят. Вместимость Платинум-Арены не самая большая в Лиге, но и маленькой её не назовёшь – 7100 человек. Потенциал локального рынка не хуже, чем во Владивостоке, Магнитогорске или Сочи. Но главная причина, по которой Амур вряд ли будет рассматриваться на вылет после этого сезона – это географическое положение города. На данный момент в КХЛ три команды представляют Дальний Восток – Амур, Адмирал и Куньлунь. Оставить там два клуюа нецелесообразно с точки зрения логистики и составления календаря – гонять команды через всю страну из-за двух матчей никто не будет. А вот когда корейцы созреют для вступления в КХЛ, тогда у хабаровчан появится реальный повод для беспокойства.
Витязь. Подмосковная команда в прошлом сезоне впервые вышла в плей-офф Кубка Гагарина, чем частично обезопасила себя от вылета, как минимум, на год, ведь в расчёт берутся показатели за три последних года. До этого Витязь был обычным обитателем подвала турнирной таблицы, занимая места с 20 по 24. Ходят на эту команду не очень охотно – в сезоне 15/16 – 3126 (56,8%), 16/17 – 3876 (70,5%), 17/18 – 3360 (61,1%). Вместимость арены – минимально допустимая (5500), что точно не добавляет команде «плюсов». Вряд ли можно говорить и о каком-то «потенциале локального рынка» - команда базируется в Подмосковье, в городе с населением менее 300тыс. человек. Но иммунитет у Витязя есть – команда является негласным фарм-клубом питерского СКА. Среди спонсоров здесь – «Газпром Экспорт» и «Севернефтегазпром». В общем, подольская команда будет существовать, пока это выгодно её Старшему брату.
Спартак Москва. По первой редакции рейтинга эта команда находится в зоне риска, занимая 23ю строчку. Все успехи клуба пришлись на первые три года существования КХЛ, когда спартаковцы дважды доходили до полуфинала. В последнее время команда совсем не блещет достижениями, болтаясь между 19 и 26 местами. Нет претензий к посещаемости Спартака – в сезоне 15/16 – 6193 (82%), 16/17 – 7287 (77%), в текущем – 6559 (54%). Начиная с этого сезона, гостей красно-белые принимают в ВТБ Ледовом дворце, что даёт им некоторое преимущество перед конкурентами в плане общей вместительности, но снижает процент заполняемости. Вообще, если Амур и Северсталь выйдут в плей-офф в этом сезоне, то котировки Спартака резко упадут. Но, скорее всего, финансовая составляющая рейтинга перевесит, и московский клуб останется в Лиге, ведь это бренд и всё такое. Надолго Спартак вряд ли задержится в Лиге, вероятнее всего команда станет эдакой «разменной монетой» и её принесут в жертву, дабы успокоить болельщиков и сказать, что вот, мол, и московские команды мы исключаем.
Пример, когда финансовая и рейтинговая выгода перекрывает здравый смысл и правила – московское Динамо. Эта команда уже дважды должна была исчезнуть из КХЛ из-за денежных проблем, но оба раза её реанимировали и оставляли в Лиге. Как команда, наделавшая за два года долгов, по сумме равных бюджету, как минимум, 4-5 клубов КХЛ, сохранила не только прописку в Лиге, но и оставила за собой все титулы и регалии – вопрос, скорее, риторический. Но данный пример наглядно показывает, как всё устроено в нашем хоккее.
Адмирал в первой версии рейтинга по какой-то причине находился на одном уровне с Витязем – и это при том, что моряки за четыре сезона трижды играли в плей-офф, такая же по вместительности арена, как и у подольчан, стабильно заполнявшаяся в прошлых сезонах более чем на 95% (в этом – 76%), возможности маркетинга во Владивостоке явно выше, чем в Подольске. Из минусов у Адмирала – не очень высокий бюджет, перебои с зарплатой и звание «политпроекта» среди нейтральных болельщиков. В любом случае, защита у Адмирала такая же, как у Амура – малое количество команд на Дальнем Востоке. При расширении Лиги на Восток у владивостокцам может грозить исключение.
Отдельного разговора заслуживают иностранные клубы. Прямо в стратегии КХЛ не сказано, что исключать будут только российские команды. Из зарубежных клубов первым на ум приходит рижское Динамо. Когда-то рижане играли в полуфинале Конференции, а ныне являются неизменными обитателями дна турнирной таблицы. В Латвии прекрасная арена на 10300 мест, но заполняется она чуть больше, чем наполовину. Сказать, что Динамо Рига выигрывает конкуренцию у того же Спартака никак нельзя, однако в рейтинге они почему-то значительно выше. Слован – ещё одна иностранная команда, не хватающая звёзд с неба. Словаки тоже имеют арену на более чем 10000 мест, но, в отличии от рижской, заполняется она примерно на 70%. Сохранить прописку в КХЛ Словану должно помочь попадание в плей-офф в 2016 году. Всё чаще проходит информация, что словаки «устали» играть в КХЛ, но пока пожеланий выйти из числа участников не было. Ну, и самый обсуждаемый иностранный клуб – Куньлунь. Попадание китайского «новодела» в плей-офф прошлого сезона до сих пор вызывает много вопросов, посещаемость бьёт все возможные антирекорды (не заполнить стадион в коммунистическом государстве можно только при отсутствии желания его заполнять), результаты в текущем сезоне совсем не впечатляют, а поведение руководства (обмен лучшего бомбардира - Вольски) иначе, как отказом от борьбы за ПО, и назвать нельзя. Очевидно, что для нахождения КРС в Лиге нет никаких причин, кроме политических. И их не выгонят, даже если никто не будет ходить на шанхайский стадион, а команда провалится на самое дно таблицы. Собственно, и Слован с рижским Динамо никто не тронет, ведь тогда теряется смысл «континентальности» Лиги. Вот и получается, что со временем не самые лучшие российские клубы заменят ещё более слабыми командами с зарубежной пропиской.
Как видим, клубов, которые можно было исключить из Лиги, куда больше, чем три. Разрыв между кандидатами на вылет явно небольшой, но оценить его обычным болельщикам просто невозможно – КХЛ не озвучивает никакие цифры рейтинга, кроме итоговой таблицы/графика. Каким образом и из чего складываются итоговые показатели команд держится в секрете. Это, как минимум, не добавляет доверия к Лиге и вызывает массу вопросов. Вопросов, на которые никто не считает нужным отвечать. Хотя аргументированное и внятное объяснение, почему исключается тот или иной клуб, могло бы успокоить болельщиков и показать прозрачность работы Лиги. Другое дело, когда никакой прозрачности нет…
Иногда задаюсь вопросом: а что ХК Сибирь делает в этой компании? Даже возникает позыв агитировать за переход в ВХЛ, но останавливают два обстоятельства:
1) Покинуть-то высший уровень легко, только вернуться трудно. Мы не Спартак и не ЦСКА, чьи трупики оживляли в угоду конъюнктуре, и не Динамо, которое, как старый аристократ-дегенерат, живёт подаяниями и которому живительными клизмами не дают отправиться на тот свет. А участь Кузни как-то не вдохновляет.
2) Не хочется доставлять халявную радость недоброжелателям нашего клуба: пусть помучаются.
А Сибирь в этой компании... По последним сезонам складывается впечатление, что Сибирь кому-то нужна в КХЛ. Причём кому-то за пределами Новосибирска. Удобно же свою молодёжь наигрывать в КХЛ. В Вышке пацаны так не прогрессируют. Вот и выходит, что Сибирь в КХЛ до тех пор, пока это кому-то в Москве нужно. Если Нск останется без плей-офф в этом году, то полетит вниз по рейтингу аж до самого дна. Что там из плюсов у команды остаётся? Заполняемость арены? Но это всего 10%. Даже ТВ-спрос не перетянет - население невелико. Спортивных результатов нет, зарплатный бюджет маленький, задержки по зарплате есть, потенциал локального рынка в силу общей бедности населения - низкий. Там, кажется, ещё и госфинансирование было у Сибири? Тогда команда в полной заднице.