Быть рядом. Как семья Компонов боролась против рака
Тина Компон – оптимист и прагматик. Не самые плохие союзники, чтобы в течение двух лет помогать в борьбе с раком груди. Жена помощника главного тренера «Виннипега» Джейми Компона настаивает на том, что ей он очень повезло и она считает себя обязанной многим, после того как прошла через страшный диагноз, химиотерапию, обработку радиацией, двойную мастэктомию (операция по удалению молочной железы), операцию по реконструкции груди и восстановление после борьбы с раком.
«Это было несложно. Химиотерапия – это несложно. Терять волосы – не страшно. Это всего лишь волосы, это не конец света, - говорит 52-летняя уроженка Эдмонтона. – Я просыпаюсь каждое утро, смотрю как встает солнце, смотрю на голубое небо. Я выросла в Альберте и для меня это важно. Я была счастлива и хочу, чтобы люди это знали. Не поймите меня неправильно, рак – это очень плохо. Но о нем нужно говорить. Не нужно прятаться. Не приукрашивайте. Пусть все будет как будет. Именно таким был наш подход. Раз уж так вышло, то что мы можем сделать, чтобы ситуация стала лучше?»
В конце лета Тина получила заключение о том, что признаков рака на наблюдается уже в течение трех месяцев и вскоре рассчитывает получить шестимесячный вердикт. Сейчас она сосредоточена на том, чтобы другие знали о том, что может случиться. «Я могу справляться с этим, у меня отличная поддержка – муж и друзья, - говорит она. – Я ничего не боюсь и ничего не прячу. Нужно донеси до других важность ранней диагностики. Моя бабушка и некоторые другие члены семьи умерли от рака груди. Две мои сестры только начали проходить проверки у врачей. И для меня важно помогать кому-то, как люди помогали мне. И если кто-то хочет поговорить об этом, то я мой ответ всегда «да». Я могу рассказать о том, через что мне довелось пройти, о том что может или не может случиться. У меня нет с этим никаких проблем. Думаю, что это важно знать каждому».
Борьба Тины с раком началась вскоре после начала сезона 2015-16, который был вторым для Джейми в роли генерального менеджера и главного тренера команды WHL «Портленд Уинтерхокс». Она только что перебралась в Портленд, обосновалась в новом доме, наладила быт и записалась в местную клинику. «Однажды утром я проснулась, потянулась и буквально почувствовала, как что-то лопнуло, - говорит Тина. – Это было как судорога. Я обхватила свою левую грудь, нащупала твердый комок и сразу поняла, что что-то не так. Через четыре дня у меня был запланирован визит к доктору».
И так все началось: маммограммы, ультразвук, биопсия, чтобы через две недели понять, что в диагнозе нет никаких сомнений. Разговор с Джейми был эмоциональным, но сосредоточенным. Тина говорит, что предложение Джейми оставить посты в «Портленде» даже не обсуждалось. Вместе они сошлись на том, что он продолжает работу, и что ей будет лучше начинать лечение в их доме, который они оставили в Лос-Анджелесе, в окружении близких друзей из района Палм Дезерт.
«Если мне нужна была помощь, я просила о ней, - вспоминает Тина. – Как оказалось, мне повезло, потому что от химиотерапии мне не стало хуже. Я потеряла волосы, были кое-какие побочные эффекты, ничего не чувствовала в руках, пальцах и ступнях, у меня выпали ногти на руках. К моему удивлению, я сильно набрала вес, потому что мне давали стероиды, которые вызывали аппетит.
Шесть первых сеансов химиотерапии состоялись в период с ноября 2015 по апрель 2016. Требовалось еще четыре сеанса, потому что рак не отступал, после чего последовало лечение радиацией. После шести месяцев ожидания, когда уже нужно было ложиться на операцию по восстановлению, снова небольшую опухоль нашли в правой груди и потребовалось еще несколько сеансов химиотерапии, которые завершились успешно. Известие о том, что рак отступил пришло в мае, а в августе состоялась восстанавливающая операция.
«Начинаешь понимать, что для тебя действительно важно, и сейчас я себя чувствую относительно неплохо, - говорит Тина. – Сейчас у меня больше энергии, чем в прошлом году. Все постепенно восстанавливается. Конечно, кое-что изменилось и у меня сейчас не такое хорошее зрение и мне все еще тяжело ходить на высоких каблуках. Но чувствую себя отлично. Снова готовлю. Хожу в спортзал. С памятью после «химии» иногда бывают проблемы, но говорят, что это нормально».
Семья Компонов иногда посмеивается над этими случайным провалами в памяти. По мнению Джейми, это все не так страшно, наоборот это позволяет сделать их отношения еще более прочными. «Я многому научился за это время. В основном тому, что мне нужно больше слушать, - говорит Компон. – Это было не просто, потому что все время хочется что-то делать. Но я понял, что не стоит спрашивать, что болит или как она себя чувствует, когда была больна. Я старался оградить ее от всего, пока не понял, что нужно просто сидеть тихо, пока она меня не попросит меня о чем-то».
Не прошло и года с момента начала лечения Тины, как Джейми был уволен из «Портленда» в апреле 2016-го. Его послужной список, который включал два Кубка Стэнли с «Лос-Анджелесом» в 2012-м и с «Чикаго» в 2013-м в качестве ассистента, дал ему шанс попробовать себя на эту должность в штабе «Джетс». Он был назначен 2-го июля 2016-го года и с каждым днем их благодарность организации росла.
Тина вспоминает пример невиданной поддержки со стороны Патти Чипман, жены Марка Чипмана председателя совета директоров True North Sports & Enterntainment, компании которая владеет «Виннипегом». «Когда я болела воспалением легких, Патти пришла в гости, принесла мне суп, сладости и печенья и сидела возле моей кровати, - говорит Тина. – Я к такому не привыкла. Это был очень личный поступок. Тогда я впервые почувствовала, что эта организация – настоящая семья. Все обращались с нами просто чудесно».
До болезни Тины, Джейми предпочитал не рассказывать никому о таких личных вещах, хранить все при себе. Но видеть хрупкость и уязвимость своей жены было непросто и тогда он понял, что они нуждаются в более широком круге поддержки и сами могут поддержать кого-то. «Я знаю, что многие сейчас проживают похожую ситуацию, и они спрашивают меня, что делать, - говорить Джейми. – Я просто говорю, что им нужно быть рядом. Не нужно ничего говорить, просто быть рядом. Кто-то сказал мне: будь как дерево. Когда нужно, давай ей тень, и открывай солнечным лучам, когда потребуется».