10 мин.

ЧХБ. «Надо гол!»

Канадская команда не выигрывала Кубок Стэнли с 1993 года. Тогда сильнейшим клубом Северной Америки стал Монреаль. Для жителей этого города хоккей – не просто игра, а целая религия: монреальцы 24 часа в сутки думают лишь о том, когда наконец их любимцы возьмут трофей лорда Стэнли в двадцать пятый раз.

В России тоже есть свой Монреаль: его жители буквально дышат хоккеем, однако местный «Трактор» еще никогда в своей семидесятилетней истории не становился чемпионом, так что челябинцы ждут уже в три раза дольше, нежели поклонники Les Habitants. Многие могут сказать, что автор сошел с ума, сравнивая с Монреалем именно Челябинск, однако автор лишь опирается на мнение Сергея Наильевича Гимаева, которому уж точно было с чем сравнивать:

Наверняка каждый, кто посещал матчи «Трактора» (хоть домашние, хоть выездные), знает именно этого болельщика челябинской команды. Он заводит трибуны, управляет самолетом и дружит с Соней Гудим. «Человек с фамилией Иргалеев», как во время трансляции Матча Звезд – 2013 сказал Денис Казанский, поведал о «Тракторе», о болельщиках других команд и своих интересах. 

- Талгат, с чего началось Ваше увлечение хоккеем?

- Здесь история такая же, как и у всех, наверное. В детстве у меня был черно-белый телевизор с одним-единственным каналом, по которому транслировали игры сборной Советского Союза по хоккею. А во дворе нам заливали коробку, и мы гоняли шайбу на ней. Так и появился хоккей в моей жизни.

- Какие успехи у Вас как у хоккеиста?

- Я играл на любительском уровне, но три года назад получил травму.

- Вы помните свою первую игру в качестве болельщика?

- Давно это было, в 90-е. Я студентом тогда был еще. Точно игру сказать уж не смогу.

- Порой на Арене Вас можно заметить в компании маленькой дочки. Готовите себе замену на будущее? Или же пока только знакомите ее с игрой?

- Пока просто приучаю. Первые разы ей как-то не очень нравилось, но вот недавно интерес появился: задает вопросы, выясняет, кто наши, радуется заброшенным шайбам.

- Может ли болельщик «Трактора» симпатизировать другим командам?

- Симпатизировать – да, может. Необязательно ведь, что любимый хоккеист будет играть именно за «Трактор». Или есть такое понятие, как «свои» игроки. Это, например, Попов с Глинкиным, которые столько лет отдали нашей команде, а теперь играют в Казани. Кто-то может именно из-за них симпатизировать «Ак Барсу». 

- К сожалению, нередко на матчах финальной серии другой команды из нашей области можно было наблюдать людей в атрибутике «Трактора». Что Вы в такие моменты испытываете: шок, неприязнь или что-то еще?

- Непонимание, скорее всего. Так, на мой взгляд, быть не должно. Возможно ли, чтобы фанат, скажем, футбольного ЦСКА пошел болеть за «Спартак»? Да нет, конечно, его же разорвут как свои, так и чужие. Ну если хочешь ты болеть за другую команду из нашей области, то сними хотя бы «тракторовскую» атрибутику, чтобы не позорить челябинских болельщиков.

- В прошлом году клуб отметил болельщиков, «пробивших» выезд в Китай. В их числе были и Вы. Что заставило Вас побывать именно там?

- В первую очередь мне было просто интересно. Я посетил в КХЛ все: от Риги до Хабаровска. А вот в Китае никогда не был, и обстоятельства сложились настолько удачно, что получилось посетить выездной матч команды. Но выезд получился тяжелым. Во-первых, игру перенесли в Шанхай, а во-вторых, у меня были некоторые проблемы со спиной, вот они и заставили помучаться. 

- А какой выезд был самым «теплым»?

- Я бы несколько выделил. Во-первых, это выезд в Хабаровск. Я тогда вообще один был! Но многие подходили, общались, и, в общем-то, местные болельщики очень дружелюбными оказались. То же могу сказать о минских и рижских болельщиках. Причем, от латышей я такого не ожидал, потому что в одном из первых сезонов существования КХЛ болельщики «Трактора» отличились не самыми приятными выкриками в адрес рижан.

- Знаю историю, что к Вам на Арене не так давно подходили сфотографироваться молодые болельщики, сказав, что помнят Вас еще по играм в «Юности». Вообще часто беспокоят по таким поводам?

- Не часто, но бывает. Скажу честно, это очень приятно. Подобное – что удивительно – даже в Минске случилось однажды. Сказали, что видели меня во время трансляции на КХЛ-ТВ, пообщались, сфотографировались. А вообще нередко со мной здороваются, начинают задавать вопросы о команде, как будто я владею какой-то исключительной информацией изнутри, хотя это не так, конечно же. Я знаю ровно столько, сколько все остальные.

- Почему у Вас на сетке номер 33?

- В свое время мне очень нравилась игра Максима Сушинского. Вот и решил выбрать его номер.

- К слову о хоккеистах, выступающих под номером 33. Еще одним Вашим увлечением являются полеты на самолетах. Вратарь «Трактора» Павел Францоуз признался, что тоже умеет управлять воздушным судном. Не желаете устроить совместный полет?

- Интересная идея, кстати. Я бы с удовольствием с ним полетал! Причем, не в том смысле, что я болельщик, а он игрок моей любимой команды, а как два человека, имеющих общее увлечение. Это, во-первых, такая крутая движуха, а во-вторых, думаю, мы бы просто неплохо с ним пообщались. Не знаю, на русском или на английском, но уверен, что поняли бы друг друга. 

Павел Францоуз

Сейчас на Арене «Трактор» можно наткнуться на выставку моделей самолетов. Все они принадлежат моему собеседнику. «Нет, не я их делал, конечно, – говорит Талгат, – просто собирал коллекцию: весь дом был заставлен ими. Решил принести их на Арену, чтобы показать, что, помимо дома, работы и даже хоккея, в жизни есть куча пространства для маневра».

А не так давно Талгат вернулся с Чемпионата России по СЛА-МОТО (суть соревнования заключается в точности прохождения маршрута за определённое время), где стал серебряным призером!

Обсудив все «воздушные» успехи, мы решили вернуться к делам хоккейным.

- В сентябре клуб закрыл комментарии во всех социальных сетях. Да, тогда у команды был спад, недовольство болельщиков росло, но считаете ли Вы такой шаг правильным?

- Нет. Однозначно. Комментарии закрыли почему? Потому что не нравится, что болельщики выражают свою позицию и говорят то, что видят со стороны. Да, фанатам не угодить, они вечно кого-то критикуют. Но это же нормально. Каждый видит хоккей по-своему: кто-то любит Демченко, кто-то же считает, что в воротах должен играть Францоуз. Кому-то нравится игра Якуцени, кому-то нравится игра…Губарева (пришелся к слову, так как в тот самый момент именно его неточная передача загубила перспективную атаку «Трактора»). Человек должен иметь право высказать свое мнение. Пусть даже это будет и критика, но болельщику ведь не все равно.

- И в пример приведу как раз обратную ситуацию. В свое время игроки «Трактора» общались с болельщиками на гостевых. С кем можно было свободно пообщаться? И возможно ли такое сейчас?

- Понимаешь, все зависит от человека. Если игроку выскажешь свое мнение в рамках приличия, т.е. без мата, без каких-то наездов, а адекватно и обоснованно, то и хоккеист воспримет критику вполне нормально. И на фоне этого может завязаться диалог. Раньше такое могло получиться, например, с тем же Заваром (бывший капитан «Трактора» Алексей Заварухин – прим. авт.). Но это глыба такая была! Возможно ли такое сейчас? Не уверен, вряд ли. Хотя, если удастся с Францоузом полетать (улыбается), то, может, именно он станет звеном между болельщиками и игроками.

- Что сейчас происходит с «Трактором»?

- Я бы не сказал, что это бардак, потому что какое-то управление все-таки есть. Управляет Анвар (главный тренер «Трактора» Анвар Гатиятулин – прим. авт.). Но тренеру приходится работать с теми, кого ему навязывают. Мы прекрасно понимаем, кто в этом составе является «блатным», кто кем кому приходится и так далее. Возьмем, к примеру, того же Мамаева. Почему он вообще в составе? Почему с ним подписывают односторонний контракт? Почему вечно он в составе, а, например, не Жульдиков? Почему у него с Кольцовым не такая большая разница во времени на льду, хотя в игровом плане эти хоккеисты – небо и земля? Очевидно, что «блат» мешает команде ставить перед собой высокие цели. Все это влияет на микроклимат. Если одному позволено то, что не позволено другому, до добра это не доведет. И результат виден уже сейчас.

- В начале сезона широко обсуждался вопрос посещаемости в Нижнекамске, когда местный клуб отказался от квоты для работников комбината. В Челябинске же ситуация обратная: руководство «отблагодарило» владельцев абонементов распространением билетов на отдельные матчи со скидкой, а также раздачей «халявных» билетов.

- Это неприятная ситуация. Зачастую получается так, что билеты раздают тем людям, которые совершенно в хоккее не разбираются, или тем, кому хоккей безразличен. Зачем так делать? Единственный плюс, который я в этом вижу, так это то, что болельщик, впервые посетив игру по бесплатному билету, может проникнуться атмосферой трибун, по-настоящему заинтересоваться игрой и в будущем уже на постоянной основе ходить на Арену.

- Что лучше: хоккей довольно посредственного качества, но постоянно приносящий очки, или веселая и зрелищная игра при скромных результатах?

- Сложно сказать так сразу. Конечно, все мы хотим побед, все понимаем, что очки не пахнут. Но в то же время хотелось бы видеть задор, желание борьбы и даже безбашенность на льду. Но опять же, если команда будет биться, и все равно постоянно проигрывать, то найдется много недовольных. Поэтому здесь лучшим вариантом будет симбиоз побед и веселого хоккея.

- В прошлом году «Трактор» взорвал медиапространство КХЛ новым интервьюером. В феврале на матче с «Северсталью» Вы пригласили Соню Гудим на свой сектор. Как возникла такая идея? И какая она, Соня Гудим?

- Все получилось довольно спонтанно. Просто как-то в голове появилась идея позвать ее к нам на сектор. Нашел ее в социальных сетях, написал ей. «Да легко!» - ответила Соня. Она очень позитивный человек, легкая на подъем. В начале прошлого сезона Соня плохо разбиралась в хоккее, но со временем все очень изменилось. Ей самой даже стало интересно посмотреть, как выглядит хоккей с другой стороны, со стороны болельщиков. Она была удивлена, насколько это захватывающее, и в итоге даже поехала с нами на выезд в Астану.

- Когда «Трактор» станет чемпионом?

- Хотелось бы, чтобы это случилось хотя бы раз в моей жизни. Очень на это надеюсь.

- В 2013-м мы были как никогда близки к Кубку. Чего не хватило тогда?

- Административного ресурса.

- И все?

- И все. Тогда была великолепная команда.

Напоследок я попросил Талгата составить топ игроков «Трактора» за все то время, что он болеет. Тяжело было обойти стороной такого стража ворот, как Данилу Алистратова, игру в обороне Талгат не представляет без Данила Мамаева, а атаки в его команде должен был завершать Игорь Величкин. Однако все же он остановился на другой версии своего состава.

Место в воротах доверено, конечно же, Майклу Гарнетту. Оборону «цементируют» бесстрашные Евгений Катичев и Владимир Денисов. И у своих, и у чужих ворот успевает Ян Булис, а по краям ему помогают родной всему Челябинску Андрей Попов и обладатель лучших рук в КХЛ Станислав Чистов.

Станислав Чистов и Ян Булис

Пять игроков этого состава были представителями «серебряного» «Трактора». Та команда, вероятно, и является примером симбиоза, о котором Талгат уже упоминал. Хоккей, который показывал «Трактор» Белоусова, был самым красивым в КХЛ. Той командой жил весь город, а Арена «Трактор» была одним большим домом. Когда-нибудь в Челябинске появится еще одна такая команда. Хотя бы потому, что есть болельщики, которые поедут за ней хоть в Ригу, хоть в Шанхай.

P.S.: Завтра, 14 октября, Талгат Иргалеев празднует свой очередной День рождения. Администрация блога поздравляет его с этим праздником.

Фото: официальный сайт ХК «Трактор», страница Сони Гудим «Вконтакте»