ЧХБ. Хоккейная картина. Из грязи в князи
2012 год. Мюнхен. Финал Лиги чемпионов УЕФА. «Челси» в серии пенальти обыгрывает «Баварию» и становится первым лондонским обладателем «ушастого» трофея. Причем здесь это? Один мой знакомый ждал этого трофея, пожалуй, как никто другой. И уже с утра я обнаружил на его стене «Вконтакте» знакомую многим фанатам «синих» фотографию: Дрогба сравнивает счет – в этот момент я разбудил всех соседей; Роббен не забивает с «точки» в дополнительное время – в этот момент соседи вызывали ментов; Дрогба реализовывает решающий пенальти – в этот момент менты орали вместе со мной.
В жизни каждого жителя Челябинска (фанат «Челси» был с Оренбурга) такой эпохальный момент случился годом позже. С одной лишь оговоркой: будить было некого. Тогда весь город был у экранов своих телевизоров.
Это было главным событием для всего Челябинска. Серьезно. Вы не поверите, но это действительно так. Многие мои знакомые, одноклассники и одноклассницы (да даже учителя), которые никогда прежде не смотрели хоккея, задавали мне один и тот же вопрос: «Где и когда сегодня будут показывать наших?»
Однако у судьбы была тысяча шансов заставить челябинцев заниматься тем самым вечером совсем иными делами.
В феврале «Трактор» проиграл «Барысу» обе домашних игры на старте четвертьфинальной серии на Востоке. Удалось ли астанчанам сотворить сенсацию? Нет, усилиями легионеров и молодежи команда Белоусова отыгралась, а в седьмом матче все-таки склонила чашу весов в свою сторону.
Во втором раунде на пути Челябинска появился «Авангард», но Майкл Гарнетт в той серии пропустил лишь в одной встрече из пяти. Годом ранее, к слову, омичам в финале конференции хватило все тех же пяти матчей, чтобы остановить победную поступь «Трактора».
В полуфинале Кубка Гагарина челябинцы встретились с «Ак Барсом», желающим поквитаться за прошлогоднее поражение в четвертьфинале плей-офф. И поначалу все шло по сценарию команды из Татарстана: 2-0 практически без вариантов после казанских матчей. В бесконечной третьей игре единственную шайбу забросил Глинкин, а днем спустя в середине третьего периода «Трактор» вел 5-3 и получил четыре минуты большинства, но уступил в овертайме. Шок, опустошение, непонимание…
Да, к тому моменту мы уже отыгрывали «-2» с «Барысом» и должны были делать то же самое с Казанью, но отдали «свою» четвертую игру. Именно тогда впервые появилась мысль, что это мог быть последний домашний матч в сезоне. Слишком беспросветно прошли первые игры в Казани, слишком серьезным ударом стало поражение во второй домашней встрече. Оставалось лишь только верить, соблюдать все дурацкие (но, тем не менее, как тогда казалось, непременно помогающие команде побеждать) приметы и ждать каждого последующего матча.
Серию спасли свои же воспитанники: в пятой игре Ничушкин сделал героем Контиолу, а в шестой победную шайбу на свой счет записал Андрей Попов. За каких-то четыре дня все перевернулось с ног на голову, и нас ждала решающая, седьмая, встреча.
За счет чего (или, если быть точнее, кого) «Трактору» удалось так далеко прошагать по кубковой сетке? В противостоянии с командой из Казахстана «феерил» Максим Карпов, омскую оборону терзал Валерий Ничушкин, к полуфиналу подоспели «большевики» во главе с Королем пятачка Яном Булисом, а на протяжении всего розыгрыша Кубка Гагарина команду за собой вела тройка Петри Контиолы. Оставался лишь один человек, от которого так ждали результата, но результата этого он не давал.
Вернемся на полгода назад. В сентябре 2012 года за океаном было объявлено о локауте, и многие звезды НХЛ потянулись в Европу, в том числе, и в КХЛ. «Трактор» тогда рассчитывал на Войнова, но тот был вынужден играть в АХЛ. Единственным усилением из НХЛ для команды Белоусова стал Андрей Костицын. Однако, стороны еще «на берегу» договорились о том, что возможный конец локаута никак не скажется на контракте белоруса с челябинской командой.
За 16 матчей плей-офф Костицын не забросил ни разу, отдал лишь четыре передачи (причем, только одна из них была т.н. «праймари») и заработал несколько ненужных удалений. Одно из них случилось во втором казанском матче сразу после того, как Булис сократил отставание в счете, и привело к голу, который снял все вопросы касательно победителя игры.
Тогда на гостевых и форумах его нещадно критиковали и считали, пожалуй, самым бесполезным игроком в составе. В прессе же тем временем говорили об интересе со стороны Florida Panthers. И в случае досрочного завершения серии между «Ак Барсом» и «Трактором» Костицын успевал заключить контракт с «пантерами» до наступления дедлайна. Казалось, он только этого и добивался, но…
Победив в шестом матче, «Трактор» лишил нападающего возможности перебраться на юго-восток США. Поскольку белорусу спешить было уже некуда, то он взялся за дело. Но не сразу: на 16-й минуте седьмого матча Костицын схватил уже дежурное удаление.
Творить великие дела нападающий начал после перерыва. Сначала он отработал в обороне и спас команду от неминуемого гола (на видео – с 0:17), когда Кирилл Петров был готов поразить уже пустые ворота. Затем при игре в большинстве Костицын в борьбе с Терещенко сохранил шайбу в зоне соперника и начал голевую атаку, завершившуюся точным броском Владимира Антипова. А за 29 секунд до конца третьего периода он сделал то, за что каждый поклонник «Трактора» был готов простить все его грехи в плей-офф:
Автор статьи прямиком с дивана бросился (в буквальном смысле этого слова) на стену в стиле Александра Овечкина, кто-то долбил по батареям, кто-то просто орал. Но всех нас в тот момент объединяло то паранормальное счастье, о котором в Квебеке говорил Роман Скворцов:
Наверняка каждый любитель хоккея в нашей стране с легкостью дословно воспроизведет все фразы в исполнении Романа Скворцова и Сергея Наилича Гимаева образца овертайма квебекского финала. Седьмой матч «Ак Барса» с «Трактором» комментировали Владимир Гучек и какой-то неизвестный товарищ с казанского телевидения, для которого последние минуты репортажа стали настоящей трагедией.
Но для Челябинска те слова Гучека, которые он произнес во время и после решающей атаки, стали не менее теплыми и родными, чем комментарии Скворцова с Гимаевым. Сегодня их наизусть знает каждый болельщик «Трактора».
Мы гордимся нашей историей, мы гордимся нашими традициями, мы гордимся нашими воспитанниками, но мы никогда не были чемпионами. Поэтому этот гол для нас остается самым важным.
Спасибо, Андрей, что ты оказался в нужное время в нужном месте.
Это был лучший момент в истории челябинского «Трактора».
Это был самый счастливый момент в моей жизни.
P.S.: В плей-офф всему свое время.
Фото: официальный сайт ХК «Трактор», КХЛ