«Ощущал, будто меня бросили на произвол судьбы». Майк Бэбкок все же нашел подход к Назему Кадри
Брови Назема Кадри высоко подняты и он одобрительно кивает головой, сидя на трибуне тренировочного центра «Торонто». Мы выхватили его по ходу тренировочного лагеря «Мэйпл Лифс», предваряющего уже девятый сезон Назема в НХЛ. Тема нашего разговора – трэш-ток. «У меня большой рот», - ухмыляется Кадри. Это утверждение с радостью подтверждает его партнер по команде Лео Комаров.
Когда перед Кадри стоит задача сдержать, скажем, Коннора Макдэвида или Сидни Кросби, то видно, как этот рот не закрывается. Многие слова, вылетающие из него, слишком красочны, чтобы повторять их, но иногда центрфорвард «Мэйпл Лифс» может сказать что-то и менее обидное. К примеру, если Макдэвид совершит ошибку, то Кадри не упустит момент: «Эй, классный обрез». Если же соперник ошибок не допускает, то приходится импровизировать. «В половине случаев я вру, - продолжает улыбаться нападающий. – Просто стараюсь сбить соперника, достать его».
Таким поведением Назем отличался всегда, хотя бы спросите его отца – Сэма (который, кстати, клянется, что сразу после рождения сына услышал по радио песню Тома Кокрейна «Мой парень попадет в высшую лигу»). Конечно, все эти вербальные уловки, это лишь маленький штрих к характеру нападающего, который делает для соперников жизнь невыносимой. Но эта черта очень пригодилась для работы, о которой он никогда не мечтал.
«Я никогда не стремился сдерживать соперников», - признается Назем. Однако в прошлом сезоне он не только установил личный рекорд результативности – 61 (32+29) очко, - но и противостоял лучшим силам соперника, доказав, что, наконец, вырос в того элитного форварда оборонительного плана, которого в нем видели на заре карьеры. Нынешний сезон 26-летний уроженец Лондона (провинция Онтарио) начинает уже с иным ощущением.
«Я уже кое-что доказал. Добился уважения», - в его глазах видна уверенность.
Кадри не отрицает, что для этого потребовалось гораздо больше времени, чем рассчитывали. Пять лет назад тренер из АХЛ называл его толстым. Два с половиной года назад он был дисквалифицирован на три матча за то, что проспал установку, и считал, что его дни в «Торонто» сочтены: «Я не понимал, что меня ждет в будущем. Дадут ли мне еще один шанс». Седьмому номеру драфта-2009 пришлось пересмотреть многие взгляды, чтобы начать двигаться вперед.
«Сейчас он примирился с самим собой, скажем так, - рассуждает генеральный менеджер «Торонто» Лу Ламорелло. – И все от этого только выигрывают».
Конечно, клубу сложно жаловаться, ведь скачок в развитии Кадри совершил как раз в тот момент, когда у команды, впервые за долгое время, появились обоснованные надежды на светлое будущее.
Вам не придется отматывать время далеко назад, чтобы вспомнить неприятные моменты в карьере Кадри. 8 марта 2015 года он проспал утреннее собрание, за что был отстранен клубом на несколько матчей. Тогда президент «Лифс» Брендан Шенахан объявил, что за этим неприятным стоит решением «целый ряд случаев». Посыл был предельно ясен: Кадри должен взяться за ум.
Назем сам признает, что в тот момент двигался в неверном направлении. Он неправильно вел себя и на льду и за его пределами. Но он также отмечает, что не считает, что получал достаточно поддержки, и что ему пришлось учиться всему на своих ошибках. «Ощущал, будто меня бросили на произвол судьбы. И если я допускал ошибку, то должен был сам разбираться с последствиями», - высказывается Кадри, отмечая, что нынешняя молодежь находится в гораздо более спокойной атмосфере под присмотром Лу Ламорелло и Майка Бэбкока. «Да, это были непростые времена. Но я не ищу себе оправданий».
Назему вот-вот стукнет 27 лет. И сейчас он может спокойно говорить о тех событиях почти трехлетней давности, которые вывели его карьеру на распутье. «После того случая я сильно изменился. Я захотел стать лучше как человек, как партнер по команде. Стать более открытым, менее эгоистичным. Я не посвящал всего себя любимому делу. Но сейчас все иначе. Хоккей – это смысл моей жизни. Я думаю только о нем. Я стал взрослее и ответственнее – и я горжусь этими переменами».
Но нельзя сказать, что сказочные перемены произошли за одну ночь. Далеко не так. В первый же день тренировочного лагеря Майэк Бэбкок отметил, что Кадри находится «в лучшей форме, в которой он только его видел» и что он «становится все лучше». Может, Назема и можно назвать ветераном в молодом ростере «кленовых листьев», но он сам еще не достиг своего потолка.
«Ему еще нужно улучшать этот аспект, - говорит Комаров об игре Кадри в обороне. – Думаю, Бэбс очень ему помогает. Он заставляет всех игроков двигаться вперед, не останавливаться. Нази обрел уверенность. Он учится, становится сильнее. Ему действительно это хорошо удается».
Кадри смеется, когда вспоминает, сколько времени он проводил в офисе Бэбкока в 2015 и 2016 годах: «Я говорил, что мой свитер также находится под сводами арены, потому что в первый год появления Майка в команде я приходил к нему в кабинет каждый день». Это не всегда были легкие беседы, но, по крайней мере, это был честный разговор: «Нам не нужно было гадать и искать тайный смысл в словах. Мы не врем друг другу».
Обучение началось с того, что Назем стал смотреть больше видеообзоров своей игры и действий оппонентов. Он реализовал лишь один из 81 броска в 19 играх на старте сезона, но завершил сезон-2015/16 с лучшим показателем в команде по очкам – 45. 260 бросков – 12-й показатель в лиге. Также он ни разу не проспал ни одну установку. Именно поэтому в апреле 2016 года «кленовые листья» выписали ему 6-летний контракт со средней зарплатой в 4,5 миллиона долларов.
Кадри всегда был известен своей уверенностью, которая иногда граничила с самоуверенностью и даже наглостью. Его приятель, Комаров, с ехидной ухмылкой отмечает, что «иногда он действительно слишком самоуверен». Но каким бы многообещающим не выдался первый сезон под руководством Бэбкока, вопросов оставалось еще достаточно. «Я часто сомневался в себе. Особенно в той атмосфере, что царила в Торонто. Голевые засухи, давление прессы – такие вещи могут заставить тебя начать сомневаться».
Но в прошедшем сезоне все сомнения отпали, когда он забил на два гола больше Коннора Макдэвида и занял 19-е место в списке снайперов, а также успел достать многих звездных соперников. Среди всех игроков, которые забросили не меньше 30 голов, он гораздо чаще остальных начинал смену в зоне обороны. 62,6 процента – показатель, к которому никто и не приблизился. Ближайший преследователь, Кэм Эткинсон из «Коламбуса», даже не смог преодолеть 50-процентный рубеж (49,8).
Самым ярким эпизодом, наверное, стало его противостояние с Макдэвидом 1 ноября. Назем не только не позволил звезде «Ойлерс» отличиться, но и сам забил дважды, в том числе и решающий гол в овертайме, обойдя 97-го номера и отправив шайбу мимо Кэма Тэлбота. После той игры Назем, как обычно, позвонил отцу. «Коннор так быстр, так хорош», - вспоминает Сэм слова сына. – Он был так воодушевлен этим противостоянием и тем, что смог взять верх».
Именно эта страсть, по мнению защитника «Торонто» Моргана Райлли, и делает Кадри столь успешным в своем амплуа. «У Наза действительно не так много ярких дарований – он не выделяется габаритами или скоростью. Но он крайне неуступчив. В нем присутствует настоящая воля к победе».
И ради этой победы он не стесняется средств. Лицо Назема расплывается в улыбке, когда он вспоминает еще один момент из прошлого сезона, говоря, что тогда «все на арене хотели прикончить меня». Речь идет о пятой игре серии плей-офф против «Вашингтона», когда Кадри провел силовой прием против Александра Овечкина и заставил российскую звезду покинуть лед (Ови все же вышел на второй период). «Это было круто. Это воодушевило меня. Ты чувствуешь, что от тебя зависит исход поединка. Тебя заметили. А я не из тех, кто отступает».
Если вы увидите Кадри в повседневной одежде, то зададитесь вопросом: как он может доставлять столько неприятностей на льду? Даже его партнеры иногда удивляются его силовым приемам. «А ведь его сложно назвать устрашающим», - поддерживает тему Комаров. В том-то и дело. Кадри – не малыш, но и не великан. Его габариты совершенно не выделяют его на фоне других хоккеистов НХЛ. И уже его точно нельзя сравнить в мощи с тем же Овечкиным.
Кадри трезво оценивает свои возможности: «Я не буду играть против Овечкина и Макдэвида одинаково. Ведь Алекс в два раза крупнее меня. Да, я не буду избегать физической борьбы, но буду гораздо внимательнее выбирать момент. Ведь не смогу просто перебороть его. Не могу назвать Коннора или Сида слабыми, но с ними я могу действовать иначе, потому что мы схожи с ними по антропометрии».
Все правильно – нужно уметь выбирать время и место. «Стараюсь врезаться в соперника как можно чаще. Будучи атакующим игроком, я сам прекрасно понимаю, как это раздражает. Как это противно, когда у тебя нет свободного пространства и когда тебя постоянно допекают».
Иногда агрессивный стиль игры влечет за собой проблемы. И если Назему нужно напомнить о его оборонительных обязанностях, то его вновь пригласят в кабинет Майка Бэбкока для, как это называет тренер, «закрепления». Также это контролирует «Дядюшка Лео», который по ходу прошлого сезона часто оказывался в одном звене с Кадри. «Порой я могу быть слишком груб, потому что иногда он пытается что-то выдумать. Он - техничный парень и любит возиться с шайбой. Бывают моменты, когда нужно сыграть просто, а он хочет сыграть красиво, и тогда мне приходится отрабатывать за него в обороне».
Все эти ошибки не остаются незамеченными: «Мы часто спорим на скамейке, - продолжает Комаров. – Но мы пытаемся поддержать друг друга, потому что стремимся к победе. Все допускают ошибки, кричат друг на друга, но после финальной сирены все недовольства сразу же забываются».
У Комарова и Кадри действительно близкие, дружеские отношения. Иногда они могут поспорить. Комаров клянется с улыбкой на лице, что Кадри считал, будто Аргентина – это часть Европы, и называет его «далеко не умнейшим игроком в лиге». Но Дядюшка Лео сразу же опровергает себя: «Он много знает. И ради такого партнера ты готов пройти сквозь стену».
Они бьются на каждой тренировке и проигравший должен выполнять какое-то дурацкое задание: к примеру, снимать с победителя коньки. Когда побеждает Комаров, то вы об этом не узнаете. Но если побеждает Назем… «Он выложит эту новость в интернет. Он любит Инстаграм и всякое подобное фуфло».
Райлли поддерживает, что Кадри часто находится в центре внимания в раздевалке: «Он готов поддержать любую беседу».
Назем сам признает, что отвечает за атмосферу в раздевалке и выступает в роли командного ди-джея. Его любимый выбор: Джей Зи, Келвин Харрис, Канье Уэст и, конечно, Дрейк. Но Райлли жалуется, что музыкальным пристрастиям Кадри не хватает разнообразия: «Да, публика иногда негодует».
Пока Остон Мэттьюс уверенно закрепляется в роли лидера «Мэйпл Лифс», Кадри обживается в роли ведущего двустороннего форварда. И хотя Комаров отмечает, что иногда ему вновь придется напоминать Назему о его обязанностях, он уверен, что в этом году его партнер «будет еще лучше»: «Он учится ответственности. И уже стал одним из лучших оборонительных форвардов лиги. Также он прибавляет в атаке. В общем, слабых мест у него становится все меньше».
Теперь Назему нужно сделать новый шаг вперед, если он вновь хочет рассчитывать, к примеру, на «Селке Трофи». Он улучшил свой снайперский рекорд на 12 голов и лишь семь игроков в лиге отличались чаще него в большинстве (12). А ведь именно Назем заработал многие из тех удалений. По количеству нарушений на нем он вошел в топ-20 лиги (31 раз). Также он сам заработал рекордное для себя количество штрафных минут – 39 в 82 матчах. Побочный эффект того, что ты пытаешься противостоять лучшим силам лиги.
Именно в этой роли в «Торонто» теперь и видят Кадри – нападающий сдерживающего звена с атакующим потенциалом, который может не только справиться с Макдэвидом, но и сам решить исход поединка. «Мы всегда верили, что он способен на это, - говорит Ламорелло. – Но нужно увидеть, чтобы окончательно поверить. Он принял свою новую роль и блестяще проявил себя в ней».
Глаза Кадри загораются, когда он говорит о предстоящих сражениях – то же возбуждение, которое он испытывает, когда рассказывает о своей любви к трэш-току. «Мы с моим приятелем Дрю, много обсуждали этот вопрос, - говорит Кадри о другом уроженце Лондона, защитнике «Лос-Анджелеса» Дрю Даути. – Мы очень любим, когда нам предстоит противостоять лучшим. Мы готовы к этому, ждем этого.
Кажется, именно в таких ситуациях мы можем проявить свои лучшие качества. Ведь если ты не покажешь свой максимум, то тебе не оставят шанса. А никто не хочет выглядеть плохо».
Задача на этот сезон перед Кадри стоит четкая – закрепить успех прошлого года. «Приятно вновь обрести запас уверенности. И я хочу продолжать становиться лучше».
Источник: Sportsnet.
«Лу – это ум, который рождается раз в поколение». Почему «Торонто» повезло с генменеджером
«Он обмолвился, что это был не его выбор». Когда-то Бэбкок не хотел брать Марло в свою команду