9 мин.

Александр Радулов готовится принять очередной вызов - на этот раз в составе Далласа

Его отец тоже играл в хоккей. Но не с «большими дядьками» российского хоккея, Красной Армии или московского Динамо, а с ребятами из команды, базировавшейся в его родном городе.

Однако обрывки воспоминаний о том, как играл Валерий Радулов, не покидали его сына Александра все эти годы, и, возможно, в один прекрасный день уже сын Александра, а может и два сына будут вспоминать хоккейную жизнь их отца. А, вполне возможно, даже учиться играть в хоккей, как это делал Александр, глядя на своего отца.

Радулов младший – один из двух сыновей Валерия, встал на коньки, когда ему было всего 3 годика. Его коньки были сделаны из пластмассы, как и у многих других детей, но мечтал он о более крутых коньках. Однажды, Валерий вернулся домой с парой коньков фирмы Botas. Коньки были настолько особенные, что приходилось просить тренеров команды Валерия крепить лезвие к ботинку конька.

«Я мечтал о них, и он их привез», - с улыбкой говорит Радулов о почти тридцатилетнем воспоминании. «Я в них практически по дому ходил. Я их одевал даже когда ложился спать».

«Все это было довольно забавным, - добавляет он, - Я никому никогда об этом не рассказывал. Да и, на самом деле, никто меня не спрашивал про это».

Год назад к Радулову было приковано большое внимание, когда он после четырехлетнего пребывания в КХЛ подписал контракт с Монреалем сроком на один год.

Радулов и Уэбер

В итоге за сезон Радулов набрал 54 очка и стал вторым бомбардиром Канадиенс, чем приятно удивил, как своих партнеров по команде, так и болельщиков. А летом, являясь свободным агентом, подписал пятилетний контракт с Далласом стоимостью 31.25 миллионов долларов, чем определенно обезопасил свое будущее. Однако, есть что-то, что следует за Радуловым в Техас, однако тяжело определить – что именно.

Тайна? Скептицизм? Неопределенность?

И, может быть, более правильным вопросом будет не «что» его преследует, а почему?

Буквально за несколько дней в качестве игрока Далласа Радулов успел впечатлить тренеров и руководство, не говоря уже о партнерах по команде, своим энергичным отношением к тренировкам и трудолюбию. Он постоянно является одним из самых активных игроков во время сборов. Часто он последним из команды покидает лед, оставаясь поработать дополнительно над броском и техникой.

Когда мы позвонили недавно завершившему карьеру Вернону Фиддлеру и задали вопрос о Радулове, он сразу обратил внимание на две вещи: знаем ли мы, кто помог Радулову забросить свою первую шайбу (и в самом деле Радулов сам сказал, что это был Фиддлер), а также уходит ли Радулов последним со льда.

«Мне очень нравилось наблюдать за ним на тренировках, - говорит Фиддлер, - Он просто обожает хоккей».

Барри Тротц, который являлся тренером и Фиддлера и Радулова в Нэшвилле и повлиял на становление Радулова в качестве игрока НХЛ, сказал, что Александр знает о НХЛ больше, чем любой другой игрок, которого он когда-либо тренировал – статистика, игроки, команды – Радулов знает практически все.

Радулов пожимает плечами.

Он парень, который живет хоккем.

Радулов вспоминает, что с раннего возраста и в течение периода, когда он играл в хоккей с серьезными соперниками, он постоянно ждал выходившую в России передачу с еженедельными обзорами сыгранных в НХЛ игр.

«Передача выходила на русском языке в субботу утром. Я помню точное время - 11:25», - вспоминает Радулов.

Если он в это время где-то играл, то его отец записывал эту передачу. При этом отец не заставлял его следить за российскими звездами, которые перебрались за океан в Северную Америку.

«Я хотел этого. Я постоянно об этом мечтал, - говорит Радулов, - И даже в течение всех тех четырех лет, которые я провел на родине, я хотел вернуться обратно и играть. И с течением времени я решил для себя, что я поеду, я попытаюсь вернуться и сделать все, что от меня зависит».

Когда он рос, его кумирами были Сергей Федоров и Александр Могильный. В 2010 году он осуществил свою мечту, сыграв в одном звене с Федоровым на Олимпиаде в Ванкувере.

У нас состоялся 30-минутный диалог с Радуловым в отеле Остин, в котором остановился Даллас на начальном этапе тренировочного лагеря.

Большую часть времени мы разговаривали о событии, которое стало очень важным в жизни Радулова – о рождении его сына, Макара.

После рождения сына он стал настаивать, чтобы они с женой обязательно пристегивались в машине, чего не делали до этого.

Иногда в течение прошлогоднего сезона во время коммерческих пауз, он вглядывался в трибуны арены Bell Center в Монреале, чтобы постараться найти сына, когда тот посещал матчи Канадиенс.

Сейчас его сын находится в Москве с мамой. Родители Радулова помогают его воспитывать. Радулов постоянно общается с ним в видеочате, однако, ему грустно, когда он чувствует, что сын скучает по нему.

«Я чувствую, что он тоже по мне скучает, - говорит Радулов, - И это меня действительно огорчает».

Он с сожалением понимает, больше, чем когда-либо до этого в его жизни, что время идет, и те промежутки времени, когда он не видит своего сына, вернуть уже не получится.

«Я вам скажу, что это нелегко, - добавляет он, - Но, в конце концов это случится. Он приедет сюда, это лишь вопрос времени».

Другой важной темой разговора был скептицизм, которым сопровождалось его возвращение в НХЛ, а также причины данного скептицизма, появившиеся и широко освещавшиеся СМИ во время игр плей-офф 2012 года, когда тренер Нэшвилла Барри Тротц отправил Радулова в запас за нарушение режима, что в итоге привело к возвращению Александра в Россию.

Эти две темы – отцовство и настрой вернуться в НХЛ – не являются взаимоисключающими. Они тесно связаны между собой. Возможно поэтому Радулов удивительно искренен о том эпизоде, даже несмотря на то, что вряд ли бы такой эпизод, произошедший пять лет назад, рассматривался бы так тщательно, если бы Радулов был североамериканцем, а если говорить точнее, если бы он не был русским.

До сих пор он утверждает, что то, что случилось пять лет назад, его не тревожит.

«Не совсем так. Я имею ввиду, что это моя жизнь, - говорит Радулов, - Это моя жизнь, и мне жить с тем, что я делаю. Необходимо двигаться дальше. Все мы совершаем ошибки. Я был молод. Я был глуп. И я сделал тогда то, что уже невозможно вернуть».

Когда он вернулся в прошлом году в НХЛ, и Монреаль играл в Вашингтоне, тренером которого сейчас является Тротц, первым делом Радулов навестил своего бывшего тренера у того в офисе.

Тротц смеется над тем, что многие считают, что он и Радулов не ладят друг с другом.

«У нас с Радуловым были хорошие отношения, когда мы были в одной команде. При этом все думают, что это не так», - говорит Тротц.

Тротц сказал, что он чувствовал, что будет правильным усадить Радулова в запас за нарушение режима. Однако то решение не испортило отношений между ними и не повлияло на благодарность Радулова Тротцу за тот опыт, который получил Александр после того, как был выбран на драфте 2004 года под общим 15 номером.

Радулов и Фишер

«Я думаю, что он просто повзрослел, - сказал Тротц, - он высококвалифицированный хоккеист. Он профессионал».

Фиддлер, который знает Радулова много лет, абсолютно не сожалеет, что приложил руку к сделке Радулова и Далласа.

Он повзрослел, и, являясь отцом, «смотрит на жизнь уже немного по-другому, - говорит Фиддлер, - Так нарабатывается опыт. Ты делаешь ошибки и учишься на них».

Главный тренер Вашингтона является хорошим приятелем главного тренера Далласа Хичкока, и оба могут долго говорить о Радулове.

«Он является интуитивным игроком, - говорит Тротц, - я считаю, что он играет с парнями, игру которых может легко «прочитать».

Он проводит параллель со снайпером Майком Модано и разносторонним Йере Лехтиненом, которые являлись краеугольными камнями Далласа в конце 90-х годов двадцатого века.

«Он невероятно силен, - говорит о Радулове Тротц, - а такой передачи с неудобной стороны руки, как у него, я ни у кого не видел».

Скорее всего Радулов начнет сезон в тройке с Тайлером Сегином и Джейми Бенном, хотя Хитчкок явно дал понять, что верит в то, что трудолюбие и уровень Радулова настолько хороши, что он будет разносторонне полезен в звене с любыми партнерами.

Радулов и Бенн

Некоторые обозреватели НХЛ, с которыми мы разговаривали, задаются вопросом – сможет ли Радулов показать такой же уровень, как в прошлом году, с учетом того, что он подписал долгосрочный контракт. И опять же, спросим себя – а могли бы такие вопросы возникнуть, если бы Радулов был североамериканским хоккеистом, проведшим такой же сезон в Монреале. Мы считаем, что нет.

Однако, Радулов знает свои преимущества и недостатки.

Некоторые команды скептично на него смотрели, несмотря на то, что во время его четырехлетнего отсутствия в НХЛ, он был одним из лучших в КХЛ.

И он это понимает.

«Для себя я тогда решил, что хочу вернуться. Спасибо Монреалю за предоставленный шанс, хотя очень многие выражали сомнения», - говорит Радулов.

«Не то чтобы я старался не читать, что про меня пишут, - добавляет он, - наоборот, меня это еще больше подстегивало. Кому я хочу доказать, что могу? Прежде всего, себе. Мне же с этим жить. Это очень важно для меня».

И вскоре он всем доказал, включая самого себя, что он может вернуться в НХЛ. Впереди еще ждал не один вызов.

«Это не похоже на те чувства, которые я ощущал в Монреале. Люди все еще верят в меня», - говорит Радулов, - Мне предложили контракт и теперь ждут, что я покажу все, на что способен, и даже в те дни, когда дела будут идти не очень, всей команде придется сосредоточиться, усердно поработать и показать хорошую игру».

Есть люди, которые остаются скептиками в отношении Радулова, но он сконцентрирован на другом, а именно на том, что сможет он и его коллеги по команде в следующем году.

В Москве он живет в том же доме, что и звезда Питтсбурга Евгений Малкин, поэтому имеет возможность потренироваться с трехкратным обладателем кубка Стэнли. Он поздравил Малкина по смс, когда в июне прошлого года Пингвины взяли второй подряд кубок.

Нет, он не был ни на одной из вечеринок, которые Малкин устраивал в честь победы в кубке, и, к тому же, остается более чем суеверным по отношению к кубку, как и многие другие игроки, которые его еще не выигрывали. Но он может мечтать об этом, о да, он может.

«Когда-то моя хоккейная карьера закончится, - говорит Радулов, - Играть в хоккей – круто. Круто быть хоккеистом. Я не хочу, чтобы что-то меня останавливало. Я хочу играть до тех пор…"

Он делает паузу, пытаясь найти правильные слова.

Как Яромир Ягр?

Радулов улыбается.

«Я не хочу заглядывать далеко в будущее, - говорит он, - я просто хочу усиленно работать и играть столько, сколько смогу».

 

Автор - Скотт Бёрнсайд (Scott Burnside)

Источник - DallasStars.com