Почти династия. Малкину и Кросби нужен еще один титул
Этот «Питтсбург» уже вошел в историю.
Второе подряд чемпионское межсезонье стало для «Питтсбурга» временем ожидаемых перемен. После Кубка Стэнли-2016 было понятно, что жизнь команды, феерившей всю весну и начало лета, будет недолгой, и она отыграет в золотом составе еще максимум сезон. Но для нынешней НХЛ это уже роскошь, и «пингвины», сохранившие почти всех чемпионов, не упустили редкого шанса повторить успех.
А это уже пропуск в элитные списки клубов-победителей – предыдущий дубль «Детройта» с «Русской пятеркой» был почти 20 лет назад, считай, в другую эпоху. Хет-трик (или, как говорят в НБА, три-пит) и вовсе будет космосом – последний пришелся еще на начало 80-х годов, когда в лиге доминировали «Айлендерс». «Питтсбург» однажды мог его сделать, но в 1993 году Лемье с партнерами споткнулись как раз на «островитянах».
У команды Кросби и Малкина есть шанс пойти дальше, стать первой за долгое время настоящей династией (а не как «Чикаго») и назло всем протоптать дорожку к Дональду Трампу в Белый дом.
Дальше без стариков
В следующем сезоне «Питтсбург» будет заметно моложе, чем в двух предыдущих. Возможно, это поможет лучше справиться с кризисом усталости после двух длинных кампаний. 35,3 года – средний возраст ушедших игроков основы. Но в клубе не собирались бежать на рынок, чтобы заменить одних ветеранов другими. При заработавшем в системе «Питтсбурга» конвейере развития игроков Джим Рутерфорд мог позволить себе оставаться абсолютно спокойным.
Основная ставка сейчас осознанно делается на внутренние резервы и рост молодежи. А уж под плей-офф добавить опыта можно будет на дедлайне, истратив какой-нибудь драфт-пик. Чего их жалеть, если «пингвины» научились пополнять пул проспектов и без них – за счет студентов и талантливых, но «рискованных» (то есть, мелковатых) игроков, пролетевших мимо драфта. Наглядный пример, объединяющий эти категории – 173-сантиметровый Конор Шири из NCAA, забивший в прошлом сезоне 23 гола и летом продливший контракт на три года.
Время бежит быстро, и в новых условиях Сидни Кросби, Евгений Малкин, Фил Кессел и Крис Летанг становятся одновременно и лидерами, и главными ветеранами. Перестройкой этот процесс назвать сложно, но определенная перенастройка команде точно предстоит.
Операция «Преемник»
Вратари: Мюррей (Ниеми)
За 14 лет в «Питтсбурге» с Марком-Андре Флери бывало всякое. Но последние два года – это однозначный вин, даже несмотря на проигранную конкуренцию Мэтту Мюррею. После его блестящего выступления в плей-офф-2016 уже как-то подзабылось, что в первой половине того сезона именно Флери (с лучшей статистикой в карьере) не дал «пингвинам» увязнуть в болоте, пока Кросби с партнерами изгоняли всяческих демонов. А в плей-офф-2017, заменяя внезапно травмировавшегося Мюррея, «Цветок» сначала выиграл дуэль у лучшего вратаря регулярки Сергея Бобровского, а затем издевательски разбил кубковые надежды главного снайпера поколения.
Кроме того, сам успех операции «Преемник» был бы невозможен, если б не благородство Флери, который не только не затаил обиду на удачливого конкурента (не тот человек), но и сделал все возможное, чтобы помочь ему освоиться в новой роли. А потом не стал проблемой для клуба на драфте расширения и согласился уйти в «Вегас».
Некоторые вратари к 23 годам еще только созревают, а у Мюррея уже есть два Кубка Стэнли при блестящих показателях в плей-офф (22-9 по матчам при почти 93% отраженных бросков) и статус основного вратаря в потенциальной команде-династии. Пока все идет гладко, но в наступающем сезоне ответственность увеличится – стабилизирующего фактора в лице Флери уже не будет. Мюррею предстоит еще одна проверка на прочность, но пока что он справлялся со всеми, демонстрируя свою главную сторону – феноменальное и убийственное спокойствие.
«Питтсбург», конечно, не забыл и подстраховаться, взяв опытного и подешевевшего после техасских кошмаров Антти Ниеми (вы еще не забыли, что он тоже выигрывал кубок?), но уже в качестве классического бэкапа. Хотя не стоит забывать, что Мюррей довольно часто травмируется, и если эта неприятная тенденция продолжится, финну перепадет немало матчей и шанс показать, что он еще хорош. А что, у Томаша Вокоуна в похожей ситуации это в свое время получилось.
Звездная защита без звезд
Думулин – Летанг, Мяяття – Шульц, Ханвик – Коул
Последние два года «Питтсбург» успешно опровергал «теорему Кита-Даути» об обязательном наличии суперзащитников уровня сборной Канады для победы в Кубке Стэнли. Ну ладно, в плей-офф-2016 все же был целый Летанг, который наверняка играл бы на всех Олимпиадах и Кубках мира, будь независимым Квебек. Но во втором походе эксперимент был совсем чистым – Крис сломался еще зимой и помочь партнерам на льду никак не мог.
Вот и получилось, что ни один из шести защитников «пингвинов», выходивших на лед в финальной серии, никогда до этого никем не рассматривался как мало-мальский кандидат на «Норрис». И ничего, для победы их хватило. Причем лучше всего оборона, выстраиваемая Жаком Мартеном с помощью Сергея Гончара, показывала себя в самые нужные моменты. Да и вообще в четырех решающих матчах серий «Питтсбург» пропустил всего четыре гола.
Летом ушли Тревор Дэйли и бравшийся напрокат Рон Хэйнси, зато поправился Летанг, а для третьей пары был найден сравнительно экономный и более-менее эффективный для этой роли Мэтт Ханвик. А вот от долго и мучительно созревавшего Деррика Пулио (первый раунд драфта-2012, но где он и где рядом выбранный Олли Мяяття) ждать прогресса устали, результатом чего стал обмен в «Ванкувер» на габаритного домоседа Андрея Педана. Российский защитник хорош в силовой борьбе, а при необходимости может и подраться, в АХЛ это случалось нередко. К основе «Кэнакс» его подпускали со скрипом, иногда вообще ставили в нападение, поэтому от обмена он точно не проиграл.
Ах да, еще остался Джастин Шульц, благодаря переподписанию которого у «пингвинов» теперь есть уникальный тандем остроатакующих защитников за 12,75 млн долларов в год. Именно здесь и сейчас это не выглядит безумием, потому что быстрый и качественный переход из обороны в атаку для невысокого и не слишком габаритного «Питтсбурга» – важнейшая часть стратегии, внедряемой Майком Салливаном с первого дня работы в клубе.
В поисках третьего центра
Боттом-6: Хагелин – Маккегг – Кюнхакль, Уилсон – Роуни – Ривс
В прошлом году «Питтсбургу» удалось сохранить не просто чемпионский состав, но и лучшую центральную ось лиги (Кросби – Малкин – Бонино – Каллен). Второй Кубок Стэнли это еще раз подтвердил, но идти дальше в такой компании возможности не было. Каллен после долгих раздумий все-таки решил завершить карьеру в родном штате и подписался с «Миннесотой». Бонино заважничал и отправился выбиваться в топ-центры в «Нэшвилл».
Из всех потерь «пингвинов» ключевые – именно эти: оба они были незаменимы в плей-офф, где пахали в обороне и меньшинстве, снимая нагрузку с топ-центров, а также забивали важнейшие голы. Игроков такого же уровня и соотношения «цена-качество» на рынке свободных агентов просто не было, поэтому сейчас «Питтсбург» активно пытается выменять какого-нибудь центра с хорошим опытом игры в НХЛ.
Среди кандидатов на переход называется, в частности, Райли Шейэн из «Детройта», чьим несомненным плюсом является провальная результативность в прошлом сезоне. Это позволит сбавить цену, а такая фантастическая невезучесть вряд ли повторится.
Но спешки с этим делом нет, и все более вероятно, что выстраивать нижние звенья пока придется вокруг тех центров, что есть сейчас – ставшего открытием тренировочного лагеря Грега Маккегга да старательного и упорного Картера Роуни, доигравшегося до НХЛ только в прошлом году в 27 лет. Есть еще латыш Теодорс Блюгерс, демонстрирующий неплохие оборонительные навыки, но он начнет сезон в фарме. В такой ситуации наладка боттом-6 становится главным вызовом для тренерского штаба.
С прицелом на 300 шайб
Топ-6: Гюнцель – Кросби – Шири, Раст (Хернквист) – Малкин – Кессел
Атакующие звенья «Питтсбургу» перенастраивать не нужно. Была, конечно, идея попробовать Джейка Гюнцеля в качестве третьего центра, но и прошлый сезон, и предсезонка показывают, что этот молодой блондин – Тот Самый Вингер Для Кросби, при всем уважении к ушедшему Крису Куницу. Поэтому вариант Sid and the Kids пока безальтернативен. Сейчас это звено выглядит наиболее готовым к старту, как будто и не было второго подряд сверхкороткого лета.
Во втором звене – Малкин с Кесселом, которые все лето опровергали разговоры о своих натянутых отношениях и конфликтах. Звучало убедительно – ну, покричали в плей-офф, подумаешь, да даже и не друг на друга в основном. Связка сохраняется, и дело сейчас за малым – добрать форму, потому что обоим пока немного не хватает концентрации. Третий форвард в их звене может ротироваться в зависимости от ситуации. Шведский силовик Патрик Хернквист пока травмирован, но есть его скоростной соотечественник Карл Хагелин или проверенный боец Брайан Раст.
Летом «Питтсбург» решил еще одну задачу, связанную с лидерами – обеспечить им стабильное силовое прикрытие. В наши дни для этого нужен не просто прямолинейный громила ограниченного действия вроде Тома Сестито, но условный «играющий тафгай». Рутерфорд обещал такого найти – и нашел в лице Райана Ривса. Высокий пик «Сент-Луису» пришлось отдать, но кандидат был уж больно подходящий по всем параметрам. В самом деле, он ведь и побиться может, и хитануть, а иногда и что-нибудь забить вполне себе. Но к новым условиям ему еще привыкать и привыкать.
На всякий пожарный есть у «Питтсбурга» и кандидаты на прошлогодний «вариант Гюнцеля», когда один из «птенцов» с ходу врывается в топ-6 и начинает зажигать. Повторить этот путь в новом сезоне могут Дэниэл Спронг, стремящийся покорить НХЛ со второго раза, или лучший студенческий бомбардир прошлого сезона Зак Эстон-Риз.
В общем, с голами проблем не ожидается. Особенно если новый тренер по нападающим Марк Рекки не будет пускать на самотек большинство, как это нередко бывало при его предшественнике Рике Токкете. Ведь сейчас, с увеличивающимся из-за новых правил числом удалений, можно попробовать замахнуться и на отметку в 300 голов за сезон. В прошлом чемпионате у «Питтсбурга» было 282 (первое место в лиге), а до трех сотен в последний раз дотягивался «Вашингтон» в 2010 году.
Малкин и легендарность
Главная задача Малкина в регулярном сезоне – попробовать, наконец, обойтись без травм. Вдумайтесь, после чемпионского сезона-2008/09, в котором Евгений не пропустил ни одного матча, он только один (!) раз провел больше 70 игр. И это был тот самый сезон-2011/12, когда он собрал все индивидуальные призы.
Если получится, то Джино совершенно точно будет в топе бомбардиров, а то и поборется за третий карьерный «Арт Росс». Малкин – это Малкин, больше очка за игру он набирает при любом раскладе. Тем более, сейчас ему грех жаловаться на недостаток персональной мотивации – его то в список 100 лучших за всю историю не включат, то в прогнозах на самого ценного игрока сезона проигнорируют. А 31 год для супер-центра – это не тот возраст, когда забывают о великих свершениях. И Малкин в новом сезоне может это доказать.
Сейчас они с Кросби в довольно комфортной ситуации – после многих лет ожиданий и разочарований им все-таки удалось привести «Питтсбург» к двум победам подряд и опередить команду Лемье-Ягра по общему их числу. Поэтому Малкин играет в беспроигрышную лотерею. Поражение может оказаться обидным, но уже не сможет обнулить прежних достижений, которые сами по себе гарантируют Зал славы. Победа же безоговорочно закрепит за ним статус главной русской легенды НХЛ.
Фото: Gettyimages.ru/Frederick Breedon; globallookpress.com/Dirk Shadd/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Justin K. Aller, Christian Petersen; globallookpress.com/Joel Marklund/Bildbyrån; Gettyimages.ru/Ronald Martinez, Bruce Bennett
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Это из области психологики :) ...
Питтсбург в 7-й игре показал как побеждают в таких сериях.
----
отличная концовка текста :)
Малыч веди свою команду к первому три-питу!
Овечкин главная российская легенда регулярок.
Вот Дионн дальше 2 раунда не проходил, но в Зале Славы
Джастин Вильямс имеет репутацию кубкового игрока (даже Конн Смайт есть). Но вот в Зале Славы его не будет.
Это к вопросу что регулярка часто недооценивается на фоне плэйофф. Даже брезгуют некоторые.