«Не думал менять позицию, но отец решил все за меня». Патрик Лайне мечтал быть вратарем
Потребуется около 500 лет, чтобы алюминий сгнил. Это означает, что у финских фанатов осталось около 490 лет на археологические раскопки в поисках бесценных сокровищ. Место раскопок – участок в городе Тампере. Цель поисков – банки из-под газировки. Именно эти алюминиевые банки – все помятые и разорванные после встреч с черным кругом вулканизированной резины – являются напоминанием того, где начинался карьерный путь Патрика Лайне. Напоминанием о том, как он превратился в одного из лучших снайперов своего поколения.
Бросок Лайне, который когда-то сокрушал банки газировки, произвел фурор в прошедшем сезоне НХЛ. Удивительное сочетание силы и точности, которое нельзя списать лишь на талант дарованный свыше. Не в меньшей степени это и результат упорнейших тренировок. На заднем дворе своего участка, на льду, да в любом удобном месте – везде Патрик оттачивал свой бросок. Когда же он уставал… он начинал снова бросать. Он бросал до тех пор, пока не сбивал руки до кровавых мозолей… а затем продолжал еще бросать.
«У нас на участке стояли ворота. И я потратил многие часы, бросая по ним. Когда во время тренировки тренеры объявляли перерыв, другие ребята шли попить воды, я же брал шайбы и направлялся к воротам», - вспоминает Патрик.
Лайне прошел большой путь от сокрушителя алюминиевых банок до восходящей звезды финского чемпионата. А теперь он превратился в одну из ярчайших звезд НХЛ. В дебютном же матче в Северной Америке он явил миру свой талант, отточенный на заднем дворе отцовского дома, задав «Джетс» импульс для последующего впечатляющего камбэка в матче с «Каролиной». Тот вечер он назвал «лучшим моментов в своей жизни». Еще более особенным его сделало то, что за той игрой с трибуны наблюдали его родители. Через несколько дней он отметился хет-триком в противостоянии с «Торонто» и очной дуэли с Остонном Мэттьюсом – единственным игроком, что был выбран выше Лайне на драфте-2016. К середине сезона он шел по графику, который сулил ему преодолеть отметку в 40 забитых шайб, что не удавалось новичку со времен Эрика Линдроса в сезоне-1992/93.
Самое забавное, что Лайне мог посвятить свою карьеру не забиванию голов, а отбиванию шайб. И если генеральный менеджер «Виннипега» Кевин Чевелдэйофф еще не направлял благодарственное письмо отцу Патрика, Харри, то он должен задуматься над чем-то особенным, потому что, если бы не глава семейства, то Лайне все еще мог защищать ворота где-то в Финляндии. Он отказывался менять амплуа до 12 лет.
«Я не думал менять позицию, но отец решил все за меня. Считал, что я лучше играю в воротах, чем в нападении. На, думаю, грех жаловаться на это решение», - улыбается Лайне.
Смена амплуа произошла всего шесть лет назад. Сложно представить, на что мог бы быть способен Патрик, если бы все эти годы посвятил все свои силы оттачиванию навыков игры в атаке. Однако не стоит отрицать взаимосвязь нынешних голевых свершений Патрика и его вратарского прошлого. Голкипер «Джетс» Майкл Хатчинсон, который уже множество раз сталкивался с броском финского нападающего на тренировках, отметил одну важную деталь – понимание нападающим действий вратаря и оценка его перемещений.
«Он не просто бросает по углам. Многие молодые ребята, обладающие хорошим броском, просто стараются каждый раз бросить как можно сильнее под перекладину. Но Патрик ведет себя иначе. Он не стесняется бросать в расчете на отскок для партнера. Не боится бросить низом в угол или над щитком. Это признак зрелого мастера», - объясняет Хатчинсон.
Именно эта не по годам зрелая манера игры позволила ему так легко переключиться с игры на воротах на роль бомбардира. За шесть лет он превратился в одну из самых ярких молодых звезд мирового хоккея. А его взлет в преддрафтовых рейтинг случился еще стремительнее.
Еще в 2015 году Лайне зачастую не включали и в топ-10 лучших проспектов драфта-2016. Его опережали такие ребята, как Логан Браун или Киффер Беллоуз, а его партнер по молодежной сборной Финляндии – Йессе Пулюярви – считался безоговорочным вторым номером после Остона Мэттьюса. Но с началом сезона-2015/16 общественное мнение начало меняться. Лайне взлетел в рейтинге и стал попадать в топ-5, находясь за спинами Мэттью Ткачака и Джейкоба Чикрана. Ярче же все о себе финн заявил на молодежном чемпионате мира.
«В начале сезона он считался равным по таланту Пулюярви, - вспоминает глава европейского отдела Центрального скаутского бюро Горан Стабб. – Но после Рождества и молодежного чемпионата мира Лайне заметно вырвался вперед».
На домашнем МЧМ Патрик отметился 7 голами и 13 очками, внеся огромный вклад в итоговую победу финнов на турнире. Затем он вернулся в домашний чемпионат, где продолжил результативную игру – 10 голов и 15 очков в 18 играх в плей-офф в составе «Таппары», команды из его родного города, которая выиграла чемпионат, а сам Патрик получил титул MVP. В мае он принял участие уже во взрослом чемпионате мира и также сумел ярко себя проявить – 7 голов и 12 очков в 10 встречах, серебряная медаль и очередной титул MVP.
«Он великолепно понимает и чувствует игру, - продолжает Стабб. – Кажется, он всегда находится в верной позиции в нужное время. Но люди часто забывают, что он также обладает отличными задатками плеймейкера. У него не только классный бросок».
Лайне прошел длинный путь с тех времен, как был вздорным мальчишкой, которого отослали домой с Мемориала Глинки в 2014 году из-за споров с тренерами. Петтери Лехто, агент Патрика, настаивает, что история была слишком раздута в СМИ, а некоторые слова – вырваны из контекста. Но вместо того, чтобы развивать конфликт, Лайне, по совету Лехто, воздерживался от комментариев и не поднимал лишнего шума. В конце концов, ситуация само собой разрешилась.
«Для Патрика и его семьи это был тяжелый период, - говорит Лехто. – Но это также заставило его осознать, что, если ты хочешь считаться звездой, то должен научиться общаться со СМИ и следить за своими словами и поступками».
Та самая страсть, что навлекла на него проблемы на старте карьеры, стала его главной силой, утверждает Киммо Ваха-Руохола, его бывший тренер. Когда Лайне попал к Ваха-Руохоле сначала в команде для игроков не старше 20 лет, а потом на два года в составе взрослой «Таппары», его неуемное желание постоянно забивать иногда приводило к горьким разочарованиям. Тренер проводил воспитательную беседу с Лайне после каждого очередного эмоционального взрыва, научив того сдерживаться. Иногда для этого даже приходилось усаживать юношу на скамейку. В конце концов, Лайне научился контролировать свои эмоции и стал больше играть на команду. Это открыло ему дорогу во взрослый хоккей.
«Он должен был анализировать каждую свою игру с эмоциональной точки зрения, - развивает мысль тренер. – Как все прошло? Терял ли он самообладание и к чему это приводило? Как он старался справиться с этой ситуацией? Весь процесс обучения занял два с половиной года».
Очевидно, что Лайне остро переживает неудачи. Ярким примером тому стала обиднейшая ошибка в декабрьском матче против «Эдмонтона». Пытаясь помочь защитникам, Лайне случайно забросил шайбу в свои ворота. Этот гол оказался решающим во встрече. Он выглядел абсолютно растерянным, пока капитан «Джетс» Блэйк Уилер сопровождал его до скамейки. Уже после матча он смог справиться с эмоциями и спокойно раздавал интервью, признавая свою ошибку. Но его выражение лица сразу после инцидента стало напоминанием того, что яркий дебютант НХЛ все еще остается подростком.
Многие иногда забывают, что Лайне – все еще очень молод. Правда, этому можно найти некоторое объяснение. При росте в 194 см и весе 95 кг – это ребенок в теле взрослого мужчины. Добавьте к этому его уверенность в себе, и вы поймете, почему иногда про его возраст забывают.
В виде спорта, в котором не приветствуется бахвальство и превозносится скромность, Лайне никогда не стесняется подчеркнуть, что он знает о своем таланте. Он открыто заявлял, что считает себя достойным быть выбранным под общим первым номером драфта вместо Мэттьюса. Он не раз напоминал прессе о том, как он хорош. Это довольно редкая самоуверенность, которая лишь больше приковывает к нему внимание.
Но также стоит отметить, как он выказывает эту самоуверенность. В этом нет какого-то самолюбования. Ведь его слова не расходятся с делом. Это лишь часть его характера, которая делает его еще более интересной персоной. Как и его особенное чувство юмора.
Он не стесняется шутить на разные темы. В том числе не упускает возможности подколоть одноклубника. Когда его спросили о голевой засухе его близкого приятеля и соседа по комнате, Николая Элерса, Лайне отметил, что точно такая же черная полоса преследует датчанина и в играх на приставке против финна.
«Он отличный парень. Иногда – даже смешной, - улыбается Элерс. – Мы постоянно подтруниваем друг над другом».
Несмотря на то, что он развивается как в игровом плане, так и в человеческом, Патрика Лайне еще нельзя назвать «готовым продуктом». Он и сам понимает, что не достиг своего потолка. Особенно бросаются в глаза проблемы при игре в обороне. Даже в «Таппаре» он уделял больше внимания оттачиванию умения сыграть в атаке.
Но кроме феноменального броска, одно из главных качеств Патрика – это умение адаптироваться и учиться семимильными шагами.
«Скорость его развития поразила меня, - отмечает Ваха-Руохола. – Он не просто хорош в атаке и обладает классным броском. Он стремится учиться и делает это невероятно быстро. То, как игрок стремится развиваться, насколько он на это способен, зачастую отделяет хорошего игрока от элитного».
В этом аспекте Ваха-Руохола сравнивает Лайне с Сидни Кросби, добавляя, что видит в финне задатки надежной игры в обороне. А его умение контролировать игру и «заставлять тебя выпрыгивать из штанов», по мнению Лехто, можно сравнить с талантами Марио Лемье, с которым Петтери успел поиграть на заре карьеры 66-го номера. Стабб же не устает сравнивать Лайне с другими легендами финского хоккея – Теему Селянне и Яри Курри. А каждый раз, как Патрик наносит щелчок из левого круга вбрасывания, неизбежны сравнения с кумиром финского нападающего - Александром Овечкиным. Однако сам Лайне не совсем с этим согласен.
«Я не хочу сравнить себя ни с кем.
Любой игрок – это индивидуальность. И я просто хочу быть самим собой. Меня не волнует, чего добился кто-то другой. Люди могут говорить все, что хотят, но я хочу быть собой и пройти собственный путь».
Источник: The Hockey News.
Завороженный «Замбони». Расти в пустыне и стать звездой хоккея
Что стало с 52 шайбами Овечкина в дебютном сезоне 2005-2006?