8 мин.

Хоккейный вторник. КХЛ залезла в кошелёк клубам

Судя по всему, обзора недели в КХЛ от нашего любимого сайта ждать не приходится. Очень жаль, учитывая былые, славные времена хоккейного Sports.ru, но вполне ожидаемо в контексте того, что происходило в последние сезоны – кубковые обзоры штатного автора Петухова мне больше напоминали мучительный процесс проверки мною домашки младшего брата – он старался, но я всё равно нашёл ошибки и всё перечеркнул.

Давайте попробуем обсуждать события КХЛ в еженедельном формате? Понедельник день тяжелый, пускай и хоккейный, а вот вторник – вполне. Так и назовём, «хоккейный вторник».

Chernushnko

***

По случаю старта сезона президент КХЛ дал традиционное интервью серьезному деловому изданию. Традиционное – потому что раньше сия почетная роль отводилась Медведеву, ну а теперь сами знаете. Чего только за 10 лет в этом «деловом» интервью не приходилось слышать – от отмены лимита на легионеров, заявок клубов КХЛ из Лондона и Парижа и матчей КХЛ в Нью-Йорке до антикризисных мер,  успешно реализованного плана секвестра расходов и светлого будущего с новой стратегией.

Президент Чернышенко продолжает сыпать цифрами, которые нельзя проверить, и призывать клубы привлекать больше спонсорских средств, однако дела его продолжают расходиться за словами поразительным образом! Так, новым спонсором КХЛ стала букмекерская компания «Фонбет», подписавшая крупный контракт – сразу несколько логотипов на бортах говорят именно об этом. Впрочем, «крупный» здесь приводится в значении «большой по меркам КХЛ». По меркам рынка – а озвучивалась сумма всего в 200 миллионов рублей за сезон – «Фонбет» практически поживился на распродаже прошлогодней коллекции румынских дизайнеров. Ведь за 200 миллионов КХЛ не просто продала рекламу на ТВ и пару бортов на всех ледовых аренах страны – теперь клубам КХЛ нельзя самим заключать контракты с букмекерами, КХЛ заблокировала эту позицию!  Между тем, все вы наверняка помните добрый мем последнего десятилетия – «КХЛ самая успешная спортивная лига страны, настоящий бриллиант на фоне болота РФПЛ, бла бла бла». Так вот, контракт РФПЛ с БК «Лига Ставок» ничуть не ограничивает клубы в собственной коммерческой деятельности – так, ПФК ЦСКА сотрудничает  BetCity, Локомотив – с 1xbet, а «Спартак» со своим Winline достал, наверное, уже всех. 

Spartak Winline

Теперь представьте: вы – «Торпедо» Нижний Новгород. Председателю правления КХЛ Геннадию Тимченко справедливо не нравится, что вы не только сидите на бюджетных деньгах, но еще и часто тратите их на компенсации и откаты, вызванные агрессивной трансферной политикой Петериса Скудры. Он поручает «президенту-волонтёру» (цитата про Чернышенко, real talk) разработать некую схему, в рамках которой вы будете тратить меньше бюджетных средств путём замещения их настоящим, коммерческим партнёрством. Если не согласны и удобнее лишний раз в баню с Шанцевым сходить – там всё очень серьёзно: составлен некий рейтинг, предусматривающий оценку выступлений команды в КХЛ, где также учтены не только спортивные результаты и источники финансирования, но и маркетинг, посещаемость и телекартинка, а у вас местная ПТС снимала еще Сергея Бубку на юниорском чемпионате СССР – в общем, риски упасть в этом рейтинге очень велики, а именно он является критерием дальнейшего секвестра Лиги.

«Ну, допустим» - думаете вы, закрывая глаза на то, что инвестиционный климат в стране не то, чтобы был благоприятным, а ведь вам ещё надо отчислить на 15 новых храмов, да дочке 2 миллиона долларов на свадьбу отложить. И подписываете спонсорский контракт с местной конторой – миллионов 30 рублей получили, ставочную точку в фойе Нагорного дворца профсоюзов организовали, Яна Муршака в промо ролике сняли. И тут ответ из КХЛ – с букмекерами контрактоваться нельзя. А с кем можно-то? С сотовыми операторами? Занято «Мегафоном». Крупный интернет-провайдер? «Ростелеком» очень не хотел КХЛ спонсировать, потому закрыл и эту позицию. Напитки из Черноголовки? Coca-Cola, think about it.

Фонбет КХЛ

Во вселенной Дмитрия Чернышенко, бюджеты клубов формируют Барбершопы, Бургерные, производители Спиннеров и модные бренды одежды, но по факту – именно КХЛ в первую очередь и мешает клубам слезть с бюджетной углы такими контрактами, как «дорогая Лига» заключила с компанией «Фонбет».

***

Впрочем, защищать клубы от кровожадного  президента я по умолчанию не собираюсь. «Нефтехимик», проведший летом агрессивный (по другой версии – безумный) редизайн упорно бил себя в грудь, обосновывая добавление красного в фирменные цвета именно стремлением соответствовать требованиям рейтинга. Правда, сразу два откровения случились уже на второй игре сезона: сначала на матч с «Адмиралом» пришло всего 1523 зрителя, а потом руководитель нижнекамцев легко нашёл обоснование случившемуся – оказывается, теперь все билеты на хоккей там платные, в отличие от того, что было раньше. Получается, что анализируя данные с хоккейных арен, что КХЛ, что её партнёр Ernst&Young имели дело с вот такими «потёмкинскими» трибунами, где реальная экономическая составляющая поступлений от билетов равна нулю – осталось только выяснить, что и шарфы с майками выдавали бесплатно на заводе.

Другой «лютый» пример рейтинга КХЛ – ЦСКА. Старенький дворец спорта не заполняется, финансирование – бюджетнее не придумаешь, а ТВ-трансляции проходят только тогда, когда снимает «Матч ТВ» - местной телекомпании на контракте, по аналогии со СКА, у ЦСКА нет. Но это никакая не проблема для ЦСКА, больше того – если основную долю их высокой позиции в рейтинге составляет как раз результат последних лет, то достигли они его именно благодаря бюджетному финансированию: в рейтинге учитывается его доля, но не объём, который у ЦСКА, понятно, выше, чем у «Адмирала».  А если это связано с маркетинговой привлекательностью Москвы – то почему этот лидер рейтинга не играет хотя бы на «Ходынке» и не имеет коммерческих спонсоров, последним из которых была пицца Papa Jones четыре года назад?!

Динамо ЦСКА 1 6

Вообще, у ЦСКА сезон предельно интересный. Впечатлившись их летней подписной кампанией, команда Никитина в прессе получила если не Кубок Гагарина, то Кубок Континента точно, но старт им дался на удивление непросто. Поражение от СКА, потерянные очки с «Локомотивом» и, особенно, Минском – пока это больше похоже на СКА образца осени 2010 года, с Набаковым и Яшиным, но без результата. Прежней осталась и игра ЦСКА – было бы странно ожидать обратное, ведь именно Игорь Никитин и является творцом приносящего результат армейцам хоккея. Интересно, впрочем, то, что в помощниках у него оказался Дмитрий Юшкевич. «Любимый тренер Гэри Робертса», Юшкевич поразительным образом становился главным почти во всех клубах, куда приходил ассистентом. Понятно желание Игоря Есмантовича перестраховаться в погоне за результатом, но действительно ли Игорю Никитину поможет такое партнерство? Впрочем, со спортивной точки зрения за ЦСКА пока переживать не надо – клуб занял привычное место в «топе» Запада. Посмотрим, как пройдет первая домашняя игра ЦСКА.

***

Возвращаясь к интервью Чернышенко, отметил президент и ожесточенную борьбу, нулевую терпимость к допингу в Лиге, комментируя ситуацию с Данисом Зариповым. Вернее, комментировать  то он особо ничего не стал, начал рассказывать про 1000 хоккеистов в периметре Лиги и крайне болезненно отреагировал на предложение Медведева о создании особой антидопинговой лаборатории КХЛ, впервые за 3 года подвергнув критике не абстрактных «бывших руководителей КХЛ», а лично Александра Иваныча. Вообще, тема допинга Зарипова явно выбила КХЛ и её президента из колеи. Ещё в момент разгара скандала от Чернышенко лично и лиги в целом не последовало никаких комментариев по ситуации, спикерами выступали ФХР и господин Величкин, который за три дня успел пройти путь от «мы не знали» до «происков рептилоидов».

Зарипов

Нет конкретики в ответе Чернышенко и сейчас, хотя по факту – допинговый скандал с лицом Лиги является достаточно веской причиной, чтобы предпринять меры бОльшие, чем помощь Зарипову в написании заявления в спортивный арбитражный суд. Другой «кинутый» игрок – Сергей Плотников. КХЛ никак не стала реагировать на слухи о том, что он отделался предупреждением за свой допинговый случай, но это не та ситуация, где можно с гордым видом говорить «следите за официальной информацией». Обвинение в применении допинга, пускай и не повлекшее наказание – очень серьёзное. КХЛ любит говорить о клубах (и их хозяевах), когда ведёт речь о хоккейной семье, но забывает, когда кто-то попал в беду. Плотников, конечно, игрок СКА, но также и часть корпорации КХЛ, тем более что допинг-пробы берутся именно во время матчей Лиги. Оставить Плотникова на растерзание прессе и болельщикам, которые успели дойти до той теории, что Сергея от WADA отмазал СКА (бредово, учитывая то, кто владеет клубом из Питера и ястребиную тактику WADA как раз в отношении российских элит), но впрягаться за игрока ни лига, ни Чернышенко не стали – умыли руки.

***

Свой обзор старта сезона подготовил и журнал Forbes, где оратором выступил наш старый знакомый, хоккейный агент Шуми Бабаев. За обтекаемыми ответами на вопросы о конкретных командах скрылись фантастические по своей наглости советы по контрактам игроков – дескать, молодых можно признавать НСА, если они не сыграли такое-то количество матчей в сезоне. Слово мастеру:

Безусловно, не дело, когда в КХЛ маринуют молодого игрока, однако не разглядеть тут личные интересы господина Бабаева невозомжно – особенно изучив сайт его агентства и список клиентов, где молодёжь преобладает, ну или Инстраграм героя, где Денис Алексеев стал «русским МакДэвидом». 

***

А что на неделе было интересным вам?