Чертова дюжина. Ретроспектива посещаемости. Часть 2. Северо-Запад
На всем протяжении постсоветских чемпионатов в элите были представлены лишь два клуба с Северо-Запада – петербургский СКА и череповецкая Северсталь (Металлург). Однако при этом обе команды входят в достаточно узкий круг коллективов, которые не пропустили ни одного из 19ти сезонов.
В рассматриваемый период дела с посещаемостью у рассматриваемых клубов обстояли достаточно скромно.
Конец 90-х и начало 00-х выдались для СКА весьма тяжелыми во всех отношениях. В сезоне 00/01 на 1ом этапе чемпионата петербургский клуб «достиг» ужасающего результата – всего лишь 2 победы за 34 матча. Соответственно был установлен и антирекорд посещаемости – средний показатель опустился до 1786 человек за матч.
Можно с уверенностью говорить о том, что в конце 90-х годов СКА начисто проиграл внутригородскую конкуренцию футболу, что сказывается до сих пор. В то время, когда футболисты Зенита, вернувшись в элиту, шли к своим первым медалям и были задиристым середняком, СКА регулярно бился за выживание и надолго окопался в подвале турнирной таблицы. При этом армейцы выступали в устаревшем «Юбилейном» (до реконструкции он представлял собой достаточно печальное зрелище) и еще более печальном Дворце СКА на Ждановке с минимальной вместимостью.
Хотя в Петербурге и была построена к чемпионату мира современная арена (Ледовый Дворец), путь СКА на нее был достаточно долгим и сложным. Арена была открыта в 2000 году, а СКА начал проводить часть матчей на ней лишь в сезоне 02/03. Это сразу привело к почти двукратному скачку посещаемости. В течение последующих лет число матчей, проводимых в Ледовом постепенно росло, на протяжении пятилетки показатели держались в районе 3-4 тысяч человек за матч (команда продолжала находиться в подвале турнира).
Достаточно показательно то, что текущий сезон (10/11) станет первым, когда СКА провел все домашние матчи (за исключением «домашнего выезда» в Давос) в Ледовом. При этом еще в сезоне 05/06 СКА проводил отдельные матчи на Ждановке.
Взлет посещаемости начался в последнем сезоне Суперлиги, когда петербургский клуб начал достигать определенных результатов и на что-то претендовать. Также заметно возросло количество рекламы, появилась работа с болельщиками. Сезон 09/10 стал самым посещаемым в истории клуба (все матчи прошли в ЛД, за исключением матча в Вильнюсе и игры с Автомобилистом)
Посещаемость Северстали, в отличие от питерских армейцев, на протяжении всех 13 сезонов находилась на одном и том же стабильном уровне, независимо от того, где и как играл череповецкий клуб. Впрочем и результаты «желто-черных» не опускались ниже определенной границы.
Металлурги стабильно собирали и собирают 3-3,5 тысячи человек.
Северсталь – один из нескольких примеров в отечественном хоккее, когда строительство новой современной ледовой арены не принесло особых вистов клубу по части посещаемости матчей. Новый Ледовый дворец (название столь же «оригинальное», как и в Петербурге) открыл свои двери для зрителей в ноябре 2006 года.
Впрочем, открытие нового ЛД практически совпало с общим снижением результатов клуба и борьбой руководства «желто-черных» с телетрансляциями. 2 сезона подряд Северсталь не попадала в ПО, что явно не могло привлечь зрителя.
Теперь немножко о суммарной посещаемости за матч для клубов СЗ-региона.
За счет рывка СКА в последние годы вверх рванул и общий показатель «северного братства».
Отношение посещаемости клубов региона на протяжении 13 сезонов проиллюстрируем графиком
В общей посещаемости чемпионатов доля северо-западных клубов не столь велика, однако достаточно стабильна.
Максимума в процентном отношении регион достиг в «локаутный» сезон. Тогда каждый 8й зритель чемпионата посещал домашние игры коллективов Северо-Запада; сейчас же показатель куда скромнее – лишь 8,5 процентов.
По итогам хочется отметить, что обоим клубам есть куда расти. До регулярного заполнения арены и Череповцу, и Петербургу очень далеко. В этом сезоне обе команды стартовали на родных аренах просто провально, но уже сейчас ситуация заметно улучшилась. Клубы не только поднялись в таблице, но и улучшили свои выступления дома.
Остается пожелать руководству армейцев, дабы оно прекратило позиционировать клуб как вторичный по отношению к футбольному конкуренту и больше работало для «своего» зрителя, стремилось не только за массовостью, но и за качеством посещаемости. За счет забредших в Ледовый болельщиков Зенита не достичь стабильного заполнения трибун (не говоря уже о качественной поддержке команды), необходимо наращивать массу именно «армейского» зрителя, который будет готов поддержать клуб и в более тяжелые времена и не променяет посещение хоккея на сомнительную перспективу просмотра «снежного футбола» с незначительным соперником.
Рукодству же «желто-черных» необходимо более активно продвигать хоккей в регионе и работать со зрителями, не говоря уж о прекращении поползновений в сторону ликвидации прямых трансляций на местном телевидении.
Насчет вместимости СКЗ «Алмаз» тут уже говорили. В золотые годы туда было проблемно билеты достать - будь вместимость побольше, в начале нулевых ходило бы и по пять и по шесть тысяч. Не регулярно конечно, но на лидеров бы собиралось. Как кстати и сейчас. В «Ледовом» команда играет с 2006 года. И здесь есть сразу комплекс причин почему арена не заполняется и не только в результатах дело (хотя и в этом безусловно тоже).
Во-первых, расположение. В отличие от СКЗ «Алмаз» «Ледовый» расположен что называется «на отшибе». В рабочий день туда добраться можно только по одной (и весьма загруженной) дороге. «Ледовый» расположен в Зашекснинском районе, отделенном от основной части города рекой. Живет в этом районе где-то 60-80 тысяч человек. От самого густонаселенного района города - Зареченского (120-140 тысяч жителей) новая арена вообще удалена - добраться туда можно только минут за 30-40 причем в районе 6 часов вечера почти 100% гарантия, что простоишь в пробке.
Мест для парковок у самого дворца не так много. Из общественного транспорта - только автобусы. Несмотря на то, что транспортные предприятия города организуют специальные рейсы, после игры на автобусе уехать бывает очень непросто. Я был например на игре со СКА (на которой «Ледовый» оказался заполнен почти под завязку) люди (кто не успели уехать сразу) более получаса стояли на улице и ждали автобусов. Благо, была пятница. Например житель Зареченского района после игры возвращается домой в районе 11 часов вечера. Естественно, очень многие 10 раз думают ехать им на хоккей в рабочий день или нет.
Во-вторых, цены. По сравнению с «Алмазом» в «Ледовом» сразу повысили цены. Это очень многим не понравилось. Потом постепенно цены стали более «реалистичными», сейчас они одни из самых демократичных в лиге (за 250 рублей можно посмотреть хоккей с вполне приличного места, студентам и пенсионерам 50% скидки).
В-третьих, календарь. Череповец, как правильно заметили, город небольшой. Меньше нашего в лиге кажется только Нижнекамск (я не беру Подмосковье). У нас просто нет такой аудитории, которая будет ходить на 5-7 игр за две недели. Как правило, люди выбирают 1-2 игры из серии на которые они хотят попасть. Если бы календарь был более равномерным (как раньше две игры дома - две игры в гостях) посещаемость была бы 100% выше.
Наконец, в-четвертых, я иногда удивляюсь цифрам протоколов КХЛ. Бывает что «Ледовый» почти заполнен, а пишут 3800 зрителей. Бывает, что пустует явно больше половины кресел, а в протоколе 3200 зрителей например. Не знаю, как это считается, но по ощущениям иногда бывают серьезные «перегибы» ))
зыДа про дорогу верно замечанно я после игры в ЛД два часа почти домой еду и считаю это вполне нормально)) А вы тут о 40 минутах)))
С Москвой и окрестностями расклады в общем-то достаточно очевидны. Другое дело, что там клубов много за 13 лет отметилось и там масштабненько должно быть.
По НН я еще не решил, куда отнести, к «Центральному блоку» или к «Поволжью» (скорее всего к последнему, все-таки).
Посещаемость не зависит от результата. В череповце независимо от результата собирается 3 тысячи. В хабаровске независимо от результата собирается 7 тысяч, а могло бы и 15. В новосибе независимо от результата собирается 4 тысячи. На спартак независимо от результата собирается 800 человек. Это число настоящих болельщиков. А остальные, те кто ходит смотреть на победы, это люди приходящие отдохнуть, вот их должно быть много. Вот сумма одних и других должна превышать вместимость арены в 5-10 раз, тогда и аншлаги будут постоянны.
Спортом у нас интересуется всего 5% населения потому что он менее разрекламирован на местном уровне, чем кинотеатры, пивные, клубы и прочая ересь. Я же говорю, что надо продвигать клуб, так чтобы на местном ТВ он с экранов не слезал, чтобы на каждом столбе было приглашение на хоккей. И народ придет, но чтобы удержать этот народ нужно еще и работать с болельщиками на стадионе, наладить сервис на арене.
В россии как бы менеджменту на это пофик, поэтому и спортом у нас интересуется всего 5% населения. Но если все это деать, то это число вполне реально поднять до 50-60%. У нас живут ведь такие же люди, как в америке, европе. Надо просто работать. И у нас будет так как в америке, европе, когда в менеджмент придут люди, выросшие и учившиеся не в совке, а в современно мире, люди мыслящие кардинально по-другому. В риге уже такие пришли, и клуб почти самоокупаем, в арене аншлаги, ну дальше вы и сами знаете.