12 мин.

«Можно доверять только своим глазам и своему опыту». Как живется скаутам в НХЛ

Дэвид Грегори и Мэтт Райан из Центрального скаутского бюро НХЛ прибывают в лобби отеля. Свободного времени у них крайне мало.

Грегори, который только что проделал путь в 225 миль из Брэндона, провинция Манитоба, обращается к администратору, получая из его рук ключи: «Когда закрывается кухня?» - «Через 15 минут».

Затем он оборачивается к Райану: «Встречаемся здесь через 10 минут. Надеюсь, успеем что-нибудь перекусить».

Они вновь в лобби через 9 минут. Единственные посетители столовой в вечер воскресенья. За столом они обсуждают планы на следующий день и выстраивают логистику передвижений. За бокалами освежающего напитка они чуть-чуть успокаиваются и даже начинают шутить, рассказывая истории из их работы. Наконец, кафе закрывается.

23:45.

Дальнейший план такой: встречаемся в лобби через пять часов и садимся на рейс из Реджайны до Сиэтла с пересадкой в Ванкувере.

Ночью шел сильный снег. В 4:45 приходит сообщение от Грегори, в котором он сообщает, что их рейс до Ванкувера отменен из-за нелетной погоды. Через 30 минут новые вводные – будет альтернативный рейс до Ванкувера, а затем поездка на автомобиле длинной в 142 мили до Сиэтла. Грегори бронирует билеты, Райан отвечает за аренду авто.

Но есть и приятный бонус: три лишних часа на сон и возможность позвонить домой.

Вот вам маленький пример того, на что похожа жизнь скаута НХЛ. Это тяжелое занятие, которое не прощает ошибок.

«Где бы ни выступал хоккеист, ты обязан просмотреть его», - заключает Грегори.

Именно этим и занимаются наши герои, которые являются представителями Центрального скаутского бюро НХЛ, основанного в сезоне-1975/76. Организацию, которая базируется в Торонто, возглавляет Дэн Марр. У него в подчинении 8 скаутов, которые работают на постоянной основе, и еще 16 внештатных специалистов, которые путешествуют по всей Северной Америке. НХЛ также привлекает к совместной работе Горана Стабба и его пятерых специалистов из Европейского скаутского бюро, чтобы иметь представление об игроках с другого континента.

В общей сложности, эти скауты просматривают в год до 3 тысяч игр.

Грегори и Райан запланировали длительный выезд, чтобы посетить матчи Западной хоккейной лиги. Их поездка начиналась 28 февраля в Реджайне, а заканчивалась 12 марта в Портленде, штат Орегон.

«Не хочу жаловаться, что это тяжелая работа, ведь она нам очень нравится и мы благодарны за то, что у нас вообще есть такая возможность, но эта работа тяжелее, чем многие, пожалуй, думают. Нужно действительно серьезно постараться, многое преодолеть, чтобы получить о ком-то обоснованное мнение», - говорит Грегори.

За это время они проведут за рулем 28 часов и преодолеют 1466 миль. Успеют посмотреть 12 команд и оценить 13 ведущих проспектов, которые входят в список 62 лучших талантов Северной Америки драфта-2017 года.

«Конечно, когда у тебя есть семья, то непросто проводить столько времени в дороге. Что моя жена думает по этому поводу? Наверное, она не представляла, что я буду так часто отсутствовать. Но мы доверяем и поддерживаем другу друга, так что у нас все хорошо», - отмечает Райан.

Любой, кто застал бы Грегори и Райана в ресторане тем вечером 5 марта, наверное, подумал бы, что университетские приятели вспоминают старые времена, но есть одно «но» - их разница в возрасте 23 года.

Хотя это сложно сразу заметить. Дружба, единство и взаимоуважение – вот какие чувства они испытывают друг к другу. Они привыкли доверять и прислушиваться к советам друг друга.

56-летний Грегори работает в Центральном скаутском бюро вот уже 14 лет. У него есть жена и трое сыновей: 26-летний Грейсон, 24-летний Лайл и 22-летний Кейд. Лайал трудится в «Чикаго» на должности помощника по хоккейным операциям.

Дэвид Грегори с детства был связан с хоккеем. Сын члена Зала славы и бывшего директора Центрального скаутского бюро Джима Грегори, он был нанят на работу, когда на пост президента заступил И Джей Макгуайр. На этой должности Макгуайр проработал шесть лет, пока не скончался в апреле 2011 года.

«Я был профессиональным скаутом, прежде чем пришел на работу в бюро. Но следить за молодыми игроками – это совсем другая задача, - говорит Грегори. – Раньше я следил за хоккеистами в возрасте от 20 до 27 лет, а теперь ищу талантливых ребят от 16 до 18. Предсказать потенциал очень сложно, но Джей всегда учил доверять своим глазам.

Он учил сравнить игроков со сверстниками, а также с уже задрафтованными хоккеистами, которые все еще выступают в юниорах. Я считаю эту формулу оптимальной».

33-летний Райан провел 12 матчей в НХЛ за «Лос-Анджелес» в сезоне-2005/06. Центрфорвард также выступал за «Гелф» из юниорской лиги Онтарио и «Манчестер» из АХЛ, где провел 4 года. Еще 7 лет он играл в Европе, заканчивая карьеру в «Данди» из хоккейной лиги Ноттингема, прежде чем вернуться в Канаду, когда его жена забеременела во второй раз. У Райана, который живет в Брэдфорде, провинция Онтарио, двое мальчиков: 3-летний Кингсли и Ливингстон, которому от роду 22 месяца.

Сначала он начал тренерскую карьеру, но вскоре познакомился с профессией скаута, получив протекцию от генерального менеджера «Гелфа» Майк Келли. Именно он и познакомил Райана с Марром. И в 2015 году тот перешел на работу в Центральное скаутское бюро.

«Когда ты попадаешь в этот бизнес, то все надеются, что ты сможешь отыскать игрока, который поможет команде НХЛ когда-нибудь выиграть Кубок Стэнли», - улыбается Райан.

Для любого скаута выезд за пределы своего региона – сложное испытание.

Райан большую часть сезона наблюдал за игроками из юниорской лиги Онтарио, а Грегори следил за хоккеистами на северо-востоке США. Кончено, они всегда рады обменяться мнениями с коллегами, но такая длительная поездка на Запад требует ответственной подготовки.

«У каждого свои предпочтения, - объясняет Грегори. – Кто-то хочет оставаться на одном месте и не разъезжать по всей стране, постоянно меняя отели. Кто-то же наоборот любит постоянно находиться в пути».

За те пять дней, что мы провели рядом со скаутами, они останавливались в пяти отелях и успели посмотреть три игры. Они предпочитают выбрать центральную точку размещения и дальше ездить на машине, а не постоянно менять билеты на самолеты В этот раз этим центром была выбрана Реджайна.

«Я не против путешествий, но плохая погода может внести свои коррективы. Я живу в Массачусетсе, так что привык к длительным поездкам, так как все нужные объекты находятся вдалеке от моего дома. Приходится как-то выкручиваться».

По ходу переезда из Ванкувера в Сиэтл погода действительно подвела – повалил снег, который снизил видимость практически до нуля. Но Райан настаивал, что, пока у него есть кружка кофе и надежная машина, он не беспокоится. Хорошая компания также оказывается кстати.

«Если я путешествую в одиночку и у меня выдается свободное время между играми, то я использую его, чтобы сделать необходимые звонки. Нужно позвонить коллегам и узнать последние новости. Может, даже связаться с генеральным менеджером и уточнить, будет ли игрок в основе. Всегда нужно рационально использовать свободное время».

Вот как выглядел план поездки скаутов на матчи Западной хоккейной лиги.

28 февраля: перелет до Реджайны (заселение в отель); игра «Свифт Каррент» - «Брэндон» (добраться на машине из Реджайны).

1 марта: «Муз Джо» - «Калгари Хитмен» (добраться на машине из Реджайны).

2 марта: свободный день.

3 марта: «Саскатун» - «Кутеней» (добраться на машине из Реджайны).

4 марта: «Реджайна» - «Калгари Хитмен» (переезд после игры на машине до отеля в Брэндоне).

5 марта: «Брэндон» - «Рейджайна» (переезд после игры на машине до отеля в Рейджайне).

6 марта: свободный день (перелет в Ванкувер, переезд на машине до Сиэтла).

7 марта: «Сиэтл» - «Спокан».

8 марта: «Портленд»  - «Принс Джордж» (добраться на машине из Сиэтла).

9 марта: переезд на машине до Вашингтона, выбор отеля.

10 марта: «Трай-Сити» - «Принс Джордж».

11 марта: «Трай-Сити» - «Эверетт».

12 марта: «Портленд» - «Эверетт» (добраться на машине из Трай-Сити).

13 марта: возвращение домой из аэропорта Сиэтла.

Когда Грегори и Райан заходят в комнату для скаутов на арене в Брэндоне, они располагаются за большим столом. Каждый достает свой блокнот и начинает записывать составы на игру. Они уже написаны на большой доске, что стоит в комнате. Также каждый скаут получает специальный пресс-релиз.

В этом матче предстояло просмотреть много перспективных хоккеистов, в том числе одного из фаворитов драфта-2017 – Нолана Патрика. А также вингера «Брэндона» Стелио Маттеоса, который расположился в третьем десятке лучших проспектов Северной Америки по версии Центрального скаутского бюро. Даже центрфорвард Рид Дьюк, который к тому моменту еще не заключил контракт с «Лас-Вегасом», представлял интерес.

Еще скауты присматривались к нападающему «Реджайны» Нику Хенри, который также занимает достойную позиции в преддрафтовых списках.

«Большую часть работы я делаю до приезда на стадион, - говорит Райан. – Стараюсь изучить статистику игроков, понять их тенденции и привычки. На арене, первым делом, я изучаю составы звеньев, пытаюсь определить возможные интересные противостояния, пытаюсь понять, с какими трудностями могут столкнуться ведущие игроки».

Райан отмечает, что предпочитает просмотреть интересного игрока раз 20-40, прежде чем провести окончательную встречу с руководством бюро, которое происходит в Торонто в апреле. Тогда там собираются все скауты и вырабатывается окончательный рейтинг.

«Мы записываем сочетания звеньев, потому что игра проходит очень динамично. Нужно быстро реагировать, - продолжает Грегори. – Лично я предпочитаю выделять отдельно игроков постарше и уже задрафтованных хоккеистов. Затем я отмечаю игроков, которые доступны для драфта и всех, кто может нас заинтересовать. А потом идут совсем молодые хоккеисты. Использую для этого маркеры разных цветов, чтобы по ходу матча мне было проще ориентироваться».

К сожалению, скауты не получили возможность просмотреть центрфорварда «Реджайны» Джейка Лищищина, который выбыл из-за травмы. Он высоко котировался в рейтинге игроков из Северной Америки.

«Иногда хоккеист пропускает матч из-за повреждения и игра, которая казалось очень важной, приобретает совершенно иной статус. В такие моменты ты думаешь, что мог бы оказаться в другом месте и провести время гораздо полезнее. Но нужно смириться с ситуацией и постараться извлечь из нее максимум пользы», - заключает Грегори.

Что Грегори думает о скаутинге?

«Когда я только начинал работать, то для меня это было похоже на поход в продуктовый магазин. Ты знаешь, что ты хочешь купить, но должен сначала посмотреть на этот товар раз шесть. Но с опытом тебе становится достаточно одного просмотра. Также и в скаутинге. Ты постепенно учишься видеть все нюансы, готовиться к поездке».

Есть три вещи, которые до сих пор невозможно определить даже самой продвинутой статистикой. Это качество катания, игровой интеллект и стремление к победе. Тут можно доверять только своим глазам и своему опыту. И оба скаута сходятся в едином мнении, что эти три качества – важнейшие в оценке проспекта.

«Это очень важно понимать, чтобы оценить перспективы игрока при переходе на следующий уровень. Если хоккеист рассчитывает быть выбранным в первом раунде драфта, то он обязан обладать этими качествами».

Грегори и Райан ждут начала игры и только потом выбирают себе места на трибуне. Обычно они садятся по центру в задних рядах. Затем они достают свои блокноты и делают различные пометки. После игры им нужно будет отправить подробный отчет в Центральное скаутское бюро.

После игры занятно послушать их мнения относительно молодых игроков. К примеру, о Нолане Патрике: «Нужно уметь играть не только с шайбой, но и без нее, - объясняет Райан. – В юниорской лиге тебе прощается больше, так как ты не сталкиваешься с таким же сопротивлением защитников, как в НХЛ. На высшем уровне все умеют кататься, у тебя не будет свободного пространства. Ты должен сам уметь создавать для себя свободное пространство. И именно эти качества выделяют элитных проспектов, в том числе и Нолана Патрика».

«Также не стоит забывать об окружении, - подхватывает Грегори. – Ты можешь оказаться в одной тройке с лучшими талантами. От этого выиграет твоя игра и твоя статистика. Но в случае с Патриком видно, что это именно он делает партнеров лучше. Он всегда видит их на площадке, а его передачи практически всегда точны».

Оба скауты уверены, что драка, которая случилась между Патриком и нападающим «Реджайны» Остином Вагнером (проспектом «Лос-Анджелеса»), стала проявлением бойцовского характера Нолана.

«Думаю, он посчитал, что команде нужна встряска. Также он хотел доказать, что может постоять за себя. Будучи тренером, ты не хочешь, чтобы твой лидер часто дрался, но также ты не хочешь, чтобы он избегал физической борьбы».

Одна из самых интересных бесед была посвящена анализу данных.

«Конечно, чем больше информации ты можешь получить, тем лучше. Но никакие статистические выкладки не заменят визуальной оценки. Это совершенно  иной уровень, другие ощущения, - рассказывает Райан. – Нужно смотреть не только на цифры, но и на язык тела игрока, его психологическое поведения. Обязательны и интервью, во время которых можно узнать хоккеиста с человеческой точки зрения, понять его стремления, его мотивацию.

Каждые команды по-своему воспринимают статистику. Конечно, подобный анализ никуда не уйдет. Более того, с годами он будет иметь все большее значение».

Пока же Райан отмечает, что из всей продвинутой статистики больше всего доверяет Corsi.

«Нужно соблюдать баланс, - поддерживает коллегу Грегори. Соглашусь, что все по-разному относятся к статистике. Однако абсолютно исключать ее нельзя – это непродуктивный подход. Получая новую информацию, ты получаешь шанс принять оптимальное решение».

На протяжении всего пути два наших героя неоднократно высказывали благодарности своим семьям за оказываемую поддержку.

«Долорес всегда за меня, - говорит Грегори о своей жене. – Даже до моей активной работы в хоккее семья держалась на ней. Она заботилась о детях, о доме. Да, я могу сказать, что у меня непростая и утомительная работа, но моя жена всегда трудилась гораздо больше».

Грегори уверен, что любой коллега подтвердит его слова.

«В нашем бизнесе игры проходят и на праздники. Так что часто мы вынуждены пропускать семейные торжества».

Райан жалеет свою жену, Нэтали, которая сейчас дома с двумя маленькими детьми: «Все заботы ложатся на нее. Он понимает, что эта работа – моя страсть, мое призвание. Надеюсь, что у нее хватит терпения, ведь я собираюсь заниматься этим и в будущем».

Многие отмечают, что драфт-2017 не будет таким богатым на яркие имена, как церемонии двух предыдущих лет: Коннор Макдэвид и Джейк Айкел были выбраны в 2015 году, Остон Мэттьюс и Патрик Лайне – в 2016-м.

«Да, драфт нынешнего года не так богат на яркие имена, но я все равно считаю его хорошим, - настаивает Райан. – Просто многим ребятам нужно побольше времени. В прошлые годы появилось больше проспектов, которые были готовы сразу заиграть в НХЛ. Этим летом все выглядит несколько иначе. Но это не означает, что эти игроки не смогут заиграть на высоком уровне».

Грегори говорит, что его это проблема вообще не заботит. Его задача – постараться верно оценить перспективы молодых хоккеистов.

«С годами я уяснил, что можно говорить только о том, что ты видел. Тебя спрашивают относительно игрока, и ты высказываешь свои впечатления. Но не стоит пытаться предсказать его будущее.

Чем чаще ты видел игрока, тем более четкое мнение у тебя о нем сложилось. Но даже в таком случае я предпочитаю отвечать: «Я видел его только и отметил в его игре то-то». Говорю лишь то, в чем я уверен».

Источник: официальный сайт НХЛ.

«Самая большая ошибка – проявить явную заинтересованность». Дедлайн НХЛ глазами менеджеров, скаутов и агентов

Рыболов. Кто нашел для «Детройта» Дацюка и Зеттерберга