5 мин.

Дело Семёнова

Одна из самых обсуждаемых новостей в КХЛ последней недели – конфликт омского Авангарда и новокузнецкого Металлурга из-за прав на Кирилла Семенова.

Начнём с краткой предыстории. Итак, Кирилл Семенов является воспитанником Авангарда. Летом 2015 года ездил в тренировочный лагерь Чикаго, но руководство и тренеров клуба не заинтересовал, и вернулся в Омск. 31 августа 2015 года заключил с Ястребами новый контракт, а уже 14 декабря был обменян в Кузню на Максима Казакова. Семенов отыграл в Новокузнецке полтора сезона, после чего его контракт истек и он стал ограниченно свободным агентом. Вот тут-то и начинается самое интересное.

Семёнов

Руководство Авангарда, в лице Владимира Шалаева, настаивает на том, что Кузня должна вернуть им Семёнова. При этом называть вслух пребывание Кирилла в Новокузнецке «арендой» Шалаев отказывается. Вместо этого он несёт какую-то чушь про «отсутствие арендной платы», без которой невозможна аренда. В свою очередь металлурги требуют с омичей денежную компенсацию, да и вообще, не прочь обменять игрока подороже в любой клуб.

Ну что ж, теперь совсем очевидно то, о чём многие знали или догадывались сразу – переход Семёнова в Кузню был так называемой «скрытой арендой». Подобными «временными трансферами» никого не удивишь – они сплошь и рядом. И всё всегда проходило тихо-мирно, десятки игроков по окончанию сезона совершали массовую миграцию в свои прежние клубы посредством обмена на денежную компенсацию. Ведь официально, согласно п.11 ст.36 Правового Регламента КХЛ«Временные переходы с сохранением прав на Игрока (аренда) из одного Клуба КХЛ/ВХЛ/МХЛ в другой Клуб КХЛ/ВХЛ/МХЛ не допускаются». Но все знают, что обмены, подобные семеновскому являются арендными, однако усиленно делают вид, что всё в порядке. Большинство болельщиков понимает, что в КХЛ все живут не по закону и регламенту, а по понятиям и «корпоративным договоренностям», как назвал это господин Шалаев. Но сейчас президент Авангарда говорит об этом в открытую, заявляя при этом, что у него есть, якобы, некие «документы от предыдущего руководства Новокузнецка о том, что они нам его вернут». Это что, омичи брали с руководства Кузни расписку какую-то? Весьма интересно было бы взглянуть на эти «документы».

Шалаев

В данный момент права на Семёнова официально и законно принадлежат Новокузнецку. И Зиновьев имеет полное право обменять игрока в любой клуб КХЛ. По этому же регламенту, все притязания и претензии Авангарда являются необоснованными. То есть, арбитраж, в которые обратились омичи, по идее, должен принять сторону Новокузнецка. Но будет ли это правильным решением? С точки зрения регламента – да, будет. Но давайте посмотрим на это под другим углом. Руководство Металлурга, совершая этот обмен, наверняка, было осведомлено и даже согласно с тем, что Семёнов в Новокузнецке временно и его придётся вернуть. А это делает их, как минимум, соучастниками в этом деле. При таком раскладе, оставить сейчас Семёнова в Новокузнецке – равнозначно, как наказать дающего взятку, отпустив при этом берущего. Таким решением арбитраж КХЛ создаст прецедент, по которому в «свои» клубы могут уже не вернуться многие игроки. Просто так взять и передать права на Семёнова Авангарду тоже будет плохим решением, ибо станет прямым и задокументированным нарушением регламента. А это уже, как минимум, сильно ударит по имиджу Лиги.

Вообще, «дело Семёнова» может стать для хоккея тем же, чем стало для футбола «дело Босмана», которое сильно изменило трансферные правила. Именно поэтому, к решению в данной ситуации нужно подходить очень ответственно, взвешивая каждое слово. Конечно, КХЛ может пойти по самому простому пути – позволить игрокам Металлурга покинуть команду на правах неограниченно свободных агентов, привязав это решение к исключению Кузни из КХЛ. Тогда «дело Семёнова» разрешится само собой. Каким будет общественный резонанс? Пожалуй, как всегда – пару недель шуму, гневных комментариев и обещаний «не смотреть никогда этот колхоз», а потом всё вернётся на круги своя.

Зиновьев

В любом случае, руководству КХЛ наверняка захочется избежать подобных конфликтов в будущем, а значит, проблему «скрытой аренды» придётся как-то решать. Самое простое – разрешить аренду официально. Это сэкономит нервы и время всем участникам процесса. В условиях «резинового потолка зарплат» победить «скрытые аренды» всё равно не получится. А вот запретив такие переходы, руководство КХЛ рискует потерять многих талантливых игроков, которые, закиснут без игровой практики. Тут, как говорится, нельзя сидеть на двух стульях – и жопу не порвать. Либо делайте ограниченные заявки команд, чтобы исключить концентрацию большого числа хоккеистов в нескольких богатых командах, либо разрешите эти командам отправлять «лишних» игроков в аренду. В нынешней же ситуации только создаются предпосылки для всяких серых схем и теневых махинаций.

Понятно, что вся эта ситуация заварилась с подачи руководства КХЛ, составившего регламент именно в такой форме. С другой стороны, клубы, вступив в Лигу, обязаны этот самый регламент соблюдать. Причём виноваты, по сути, обе стороны. Ведь спрос рождает предложение. Если бы одни клубы не соглашались на сомнительные сделки, то другие просто перестали бы их предлагать. Ситуация с Кузней тем удивительней, что в последнее время только и слышно, какая у команды замечательная и чуть ли не лучшая в стране детская хоккейная школа. Так зачем тогда Металлург берёт «на прокачку» чужого воспитанника? Своих мало? Да и другие клубы недалеко ушли – вместо своих, местных игроков, ставят в состав арендованных у «олигархов» хоккеистов.

Очевидно, что в этой ситуации вопросов намного больше, чем ответов. Немалая часть этих вопросов – риторические. По справедливости, в этом деле не может быть победителей и проигравших. Оба клуба должны получить серьезное наказание, чтобы процесс этот стал показательным и заставил руководителей других команд переосмыслить свой подход к комплектованию. Ведь у нас в стране всегда так - «пока гром не грянет»…