Кто идет к Кубку Стэнли дольше Овечкина
Почти 40 лет.
Мистер Стабильность
Если попробовать описать карьеру генерального менеджера «Нэшвилла» Дэвида Пойла одним словом, то лучше всего подойдет «стабильность». За 40 с лишним лет карьеры он сменил только три клуба, а в роли генменеджера работал всего в двух: 15 сезонов в «Вашингтоне» и уже 20 – в «Предаторс», которых возглавляет с момента их появления в лиге.
Его собственный подход к назначению тренеров точно такой же. Может показаться невероятным, но нынешний тренер «хищников» Питер Лавиолетт – лишь пятый тренер, с которым работает Пойл. Причем назначал он только четырех, еще один (Брайан Мюррей в «Кэпиталс», будущий генменеджер «Оттавы») достался по наследству. Тоже очень характерная история – несмотря на то, что новые руководители обычно стремятся назначить своего тренера, тандем продержался семь сезонов. Самое главное, что в случае Пойла это не серия случайных совпадений, а менеджерское кредо и предмет профессиональной гордости.
«То, что мне редко приходилось увольнять тренеров – одна из тех вещей, которыми я горжусь больше всего. Когда в команде есть стабильность в том, что касается тренерского штаба и скаутской службы, то можно успешно работать много лет. Конечно, важна и еще одна сторона – должен быть владелец, который понимает твой план и то, что ты хочешь делать для команды, чтобы все было хорошо как на льду, так и вне его. Я работал с разными владельцами, и мои планы их обычно устраивали» (Дэвид Пойл, Fox News, 2011 год).
Вундеркинд из хоккейной династии
В НХЛ было и есть немало генменеджеров, которых можно назвать долгожителями. И все же 35 лет непрерывной работы подряд и при этом только три уволенных тренера – это очень нетипично. Но у Пойла вся биография именно такая. После того, как не задалось с карьерой игрока, первую должность в штабе клуба НХЛ (только что образовавшейся «Атланты Флэймс») он получил всего в 22 года.
1972 год. Пойл (внизу слева) на одном из собраний «Атланты Флэймс», посвященном драфту расширения.
Это даже для сегодняшнего дня удивительно, а ведь тогда еще не увлекались продвинутой статистикой, которой обязаны своим положением нынешние молодые менеджеры. Секрет успеха Пойла был прост – лучшая базовая подготовка, какую только можно себе представить, и хорошие хоккейные знакомства. Все это ему обеспечил отец, Бад Пойл, поработавший генменеджером в двух клубах НХЛ.
«Хоккей в нашей семье был всегда. Ничего другого я и не помню. Это единственная сфера, где я работал. Наверное, это такая ниша для Пойлов. У нас все крутилось вокруг хоккея. Когда я учился, то играл в хоккей, а получив образование, сразу начал работать в хоккее.
В 16-17 лет, когда мой отец был генменеджером, мне посчастливилось бывать на драфтах. Я сидел в окружении скаутов, агентов, тренеров и буквально впитывал в себя все, что там происходило. Думаю, в этом смысле мне очень повезло, у меня было хорошее резюме для начинающего. Папа занимался тем, что строил новые команды («Филадельфию» и «Ванкувер»), может быть, эту склонность я унаследовал от него» (Дэвид Пойл, Fox News, 2011 год).
Профессиональным игроком Пойл-младший не стал, но уже в пожилом возрасте умудрился получить серьезную хоккейную травму. В феврале 2014 года он случайно получил сильный удар шайбой в лицо во время утренней раскатки «Нэшвилла». К сожалению, зрение в поврежденном глазу восстановить не удалось, но Пойл не впал в уныние и как-то пошутил, что с того времени стал еще более сфокусированным в своем подходе к жизни и работе.
Кстати, хоккейная династия Пойлов на Дэвиде не заканчивается. Его сын Брайан седьмой сезон трудится в «Нэшвилле» директором по хоккейным операциям и может в один прекрасный день стать преемником отца.
Спаситель «Вашингтона»
«Вашингтон» Пойл возглавил в 1982 году в неприлично молодом возрасте – ему было всего 32 года. Разумеется, на тот момент он стал самым молодым генменеджером в истории лиги. Но тогдашним «Кэпиталс» терять было уже нечего – дела у них все равно шли просто отвратительно.
За 8 лет пребывания в НХЛ клуб только один раз сумел приблизиться к выходу в плей-офф. Владелец Эйб Поллин проклинал себя за то, что ввязался в эту историю, подсчитывал многомиллионные убытки (ведь даже арену из-за бюрократических проволочек он вынужден был строить за свои деньги) и грозил переездом. В конце концов бизнесмен выставил властям города и его жителям ультиматум, потребовав купить 7,5 тысяч сезонных абонементов, заполнить трибуны, а также предоставить льготы по налогам и аренде земли.
По всем законам логики «Вашингтон» должен был погибнуть. Но вышло так, что суровость требований владельца клуб в итоге и спасла. Во-первых, люди успели полюбить хоккей даже при постоянных поражениях и развернули широкую общественную кампанию «Save The Caps». Во-вторых, именно тогда у клуба появился совладелец – Дик Патрик, до сих пор занимающий должность президента. Именно он посоветовал Поллину обратить внимание на Пойла, в тот момент работавшего в «Калгари» (бывшей «Атланте») ассистентом у Клиффа Флетчера. Тот был известен своей агрессивностью в плане обменов, и Пойл регулярно доставал своего ментора вариантами различных трейдов.
В самостоятельной работе он сразу продемонстрировал схожий стиль, который не изменился и спустя годы. Получив назначение в «Вашингтон», новичок-генменеджер не стал осматриваться и буквально через несколько дней ошарашил владельца обменом его любимого игрока и капитана команды Райана Уолтера. Вместе с первым номером драфта-1976 защитником Риком Грином впридачу. Узнав о трейде и услышав имя Уолтера, Поллин на какое-то время лишился дара речи, а потом выдавил из себя что-то вроде «ну, вам виднее». «Кэпс» получили защитника Рода Лэнгуэя, на новом месте сразу взявшего два «Норрис Трофи» и «железного человека» Дуга Джарвиса, топового двустороннего центра, который за всю карьеру не пропустил ни одного матча.
«В моей жизни как таковой нет риска. Так что работа может быть ее рискованной стороной. Когда приходит время улучшать команду, нужно рисковать. Возможно, вся работа менеджера – это одна большая авантюра. В конечном счете в такие моменты нужно сделать хорошее, обоснованное предположение и заключить сделку» (Дэвид Пойл, TSN, 2017 год).
Результатов таких «обоснованных предположений» в сегодняшнем «Нэшвилле» – больше трети состава. А тогда, осенью 1982 года, к «Вашингтону» присоединился еще и только что задрафтованный под пятым номером защитник Скотт Стивенс. Эти изменения преобразили команду настолько, что она вышла в плей-офф уже следующей весной. О кризисе и возможном переезде все быстро забыли, «столичные» превратились в приличную команду и выдали серию из 14 кубковых кампаний подряд. Правда, дальше финала конференции (1990 год) зайти не получилось, а при первой же осечке в регулярном чемпионате Поллин заменил Пойла на Джорджа Макфи.
В первый же его сезон «Вашингтон» вышел в финал Кубка Стэнли, и это оказался лучший результат за все 17 лет его работы. Забавно, но одной из самых неудачных сделок «Кэпс» эпохи позднего GMGM (General Manager George McPhee) стал трейд с «Нэшвиллом» Пойла. Тот сумел на выгодных условиях заполучить у своего преемника одного из лидеров сегодняшних «хищников» – форварда Филипа Форсберга. А сейчас Макфи пошел по стопам своего предшественника, возглавив новую команду НХЛ из Лас-Вегаса.
Строитель «Нэшвилла»
После расставания с «Вашингтоном» в мае 1997 года Пойл провел без работы меньше двух месяцев. На него практически одновременно вышли «Торонто» и «Нэшвилл». Выбор был максимально контрастный – клуб «Оригинальной Шестерки» или абсолютный новичок. Пойл поначалу склонялся к варианту с «Лифс», но потом решил поддержать семейную традицию и попробовать построить команду с нуля.
Теперь клуб из Теннесси без него и не представить. За 20 лет хоккей там здорово поднялся, «Предаторс» стали яркой и узнаваемой командой, сумевшей завоевать сердца местных болельщиков, среди которых есть и звезды шоу-бизнеса. Но для этого пришлось очень многое сделать – преодолеть неизбежную стартовую неразбериху, создать клубную культуру (важным шагом стал пересмотр цветов, которые стали более красочными), выстроить штаб и найти игроков, способных побеждать.
В конечном счете Пойлу все это удалось, но процесс был нелегким, и в какой-то момент «хищники» даже находились под угрозой переезда. Что касается звезд, то сейчас очень интересно представить, что могло произойти, не сделай в 2008 году Александр Радулов исторического выбора в пользу КХЛ. Останься он в НХЛ, то наверняка стал бы многолетним лидером «Предаторс», и развитие клуба могло пойти совсем по другому сценарию.
Но случилось так, как случилось, и Пойлу пришлось продолжать выстраивать команду без него. Как генменеджеру не самого богатого и не очень привлекательного для свободных агентов клуба ему приходилось продолжать делать особый упор на обмены.
И тут он снова действует не по шаблону, а так, как будто времена не изменились с момента его прихода в лигу. Часто ли сейчас можно увидеть, как клубы меняются молодыми звездами в формате «один на одного»? «Нэшвилл» напомнил о таких сделках обменом Сета Джонса в «Коламбус» на Райана Джохансена. Нет блокбастеров с участием первых лиц команд? «Нэшвилл» спешит на помощь – бомбовый трейд Ши Уэбера на Пи Кея Суббана стал самым громким за последние несколько лет, и эхо от него до сих пор не улеглось.
Еще одним важным шагом для сегодняшнего «Нэшвилла» стало решение Пойла заменить Барри Троца на Питера Лавиолетта. Человеку, который не любит отставки, было нелегко решиться на этот шаг еще и из-за того, что Троц тоже работал в клубе с момента его основания. Но интересы команды превыше всего, а Пойл считал, что в сложившихся условиях для выхода на новый уровень ей нужен специалист с более атакующей философией и победным опытом. Еще одно «обоснованное предположение» – и опять в точку.
Люди, которые начинали писать историю новых клубов НХЛ, редко «доживали» до их первых больших успехов. Пойл-отец закладывал фундамент «Филадельфии» и «Ванкувера», но в свои первые финалы эти команды выходили уже с другими генменеджерами. Пойлу-сыну в этом смысле повезло больше. Но выиграют «Предаторс» Кубок Стэнли или нет, живой легендой НХЛ их генменеджера можно назвать уже сейчас. Потому что сделанный Пойлом вклад в становление сразу двух команд может весить даже больше чемпионства.
Фото: REUTERS/Lucas Jackson (1); Gettyimages.ru/Bruce Bennett (2,4)
Он такое читать не будет)