8 мин.

Три года Олега Знарка в сборной. Нормально

Все не плохо, но и не хорошо. 

Олег Знарок возглавляет сборную не так уж и долго – три с небольшим года. Но завершившийся чемпионат мира стал для него уже пятым большим турниром подряд – для новейшей хоккейной истории России это очень много. Пока больше только у Вячеслава Быкова – шесть турниров. Поэтому уже сейчас уместно говорить об «эпохе Знарка» – тем более, заканчиваться она пока не собирается. 

Знарок – самый влиятельный тренер сборной со времен Тихонова

Нынешний тренер сборной пользуется беспрецедентным кредитом доверия со стороны хоккейного руководства и находится вне критики с их стороны. Как это получилось? В каком-то смысле он удачно зашел. 

Новый тренер с ходу выиграл чемпионат мира в Минске и обеспечил себе мощную административную поддержку, которая не иссякает даже после локальных неудач. В прошлом сезоне ему вообще позволили то, что считалось запрещенным – Знарок параллельно вернулся к клубной работе (без которой откровенно скучал) и получил практически неограниченные возможности по созданию в СКА суперкоманды. Конечно же, в интересах сборной.

Такой масштабной поддержкой не пользовался ни один тренер сборной со времен Виктора Тихонова, руководившего настоящей «Красной машиной» больше десятка лет. В нынешних реалиях и Знарок может продержаться столько же, особенно если возьмет золото на Олимпиаде в Пхенчхане.

Знарок идет на конфликты

Несмотря на важный статус, Знарок остался самим собой – человеком ершистым и неуступчивым. Неслучайно именно при нем начались новые конфликты с игроками, среди которых особняком стоит случай Александра Радулова. В итоге получилось, что один из главных хоккеистов своего поколения не играл за сборную ни на одном из пяти турниров Знарка. 

Дело тут, конечно, и в том, что незаметно настали другие времена. Если для Быкова было важным выстраивание особых отношений с энхаэловцами, то Знарок подобными вещами уже не заморачивается – к тому же поколения успели смениться, молодых игроков уговаривать уже не надо. У главного тренера, конечно, есть свои любимцы, но представить вызов на чемпионат мира хоккеиста без практики с мотивировкой «надо поддержать» в его исполнении невозможно. За игроками никто не бегает, и позиция в таких случаях жесткая: нет Радулова – и не надо

В то же время, подобные истории для Знарка не являются самоцелью. ФХР сейчас стремится максимально дистанцироваться от скандалов, и это правильно. Вот и Радулова никто не стал обвинять в рвачестве (контракта у него, видишь ли, нет) и отсутствии патриотизма. А иногда доходит даже до того, что федерация и главный тренер в желании отмазать неприехавших игроков преувеличивают серьезность полученных ими травм. Чтобы никто, не дай Бог, ни в чем не заподозрил. 

Знарок и результаты

Результаты сборной России при Знарке выглядят довольно противоречивыми. С одной стороны – ни одного провала, типа вылета в четвертьфинале чемпионата мира или невыхода из группы на Кубке мира. С другой – всего один выигранный турнир из пяти. Причем это был постолимпийский чемпионат мира, который по традиции собирал куда меньше звезд, чем «обычный». 

Впрочем, не будем забывать, что работа главного тренера команды – всего лишь один из факторов в возможном итоговом успехе. И да, она зачастую переоценивается. 

К концу 2000-х годов хоккейной России удалось решить значительную часть организационных проблем, ранее мешавших успешному выступлению сборной – прекратить массовые разборки с игроками и прочие склоки, формировавшие негативный имидж, установить стабильные отношения с энхаэловской колонией, а также усилить свой клубный чемпионат.

Эффект от такого наведения порядка сказался – за последние 10 лет сборная только один раз (в 2013 году) не сумела пробиться в полуфинал чемпионата мира. Но на турнирах с участием всех сильнейших игроков картина куда печальнее. На трех последних Олимпиадах мы оставались без медалей, дважды вылетев в четвертьфинале, а на Кубке мира не смогли выйти в финал.

Хотя нужно отметить, что в целом первый и пока единственный подобный турнир для Знарка прошел скорее хорошо, чем нет. И все же, что за парадокс результатов?

Знарок и фундаментальные тренды

Сборная России сейчас столкнулась с двумя трендами, один из которых для нее благоприятный, а другой – нет. 

«Наша» тенденция – это ослабление конкуренции в мировом хоккее в последние несколько лет. Некоторые страны, бывшие в полном порядке еще в 2000-х годах, сейчас заметно сдали свои позиции. Прежде всего это Чехия и Словакия: для первых выход в полуфинал чемпионата мира стал большим праздником, а вторые уже и в восьмерку попасть не могут. Из держав второго порядка в качестве стабильного претендента на медали их заменить так никому и не удалось.

В результате круг претендентов сейчас сократился до 5 команд – Канада, Россия, Швеция, Финляндия и США. Это значит, что при более-менее неплохих составах место в топ-4 на ЧМ этим командам практически гарантировано (кроме случаев, когда две из них разыгрывают его между собой). Наглядный пример того, как это работает – последний четвертьфинал сборной России против чехов. А вот на двух последних Олимпиадах нам везло меньше, и топ-конкуренты доставались уже на этой стадии.

«Не наша» тенденция – развитие современного хоккея, импульс которому задают НХЛ и Северная Америка в целом, обладающие для этого самыми значительными ресурсами. Игра будущего становится все более быстрой и тотальной, в результате чего требования к хоккеистам начинают повышаться. Главными двигателями, своего рода «инженерами» такого хоккея, становятся универсальные центральные нападающие-доминаторы и «первые» защитники, умеющие начинать и поддерживать атаку. Увы, но именно в плане подготовки топовых игроков этих амплуа российский хоккей сейчас заметно уступает главным конкурентам: канадцам, у которых всевозможные сборные буквально нашпигованы такими исполнителями, и американцам – в особенности.

Эти слабые места – одна из причин того, что на турнирах вроде Олимпиады или Кубка мира сборная России каждый раз получает хотя бы один болезненный щелчок по носу. Да и на чемпионатах мира встречи со сборными Канады и США в последнее время стали для россиян самыми сложными. Вот и на турнире в Кельне и Париже суммарно получилось всего 2 поражения в 10 матчах, но оба – от североамериканских команд.

Знарок – это форма, но не содержание

Нужно понимать, что сборная – это пик хоккейной системы. Да, что-то Знарок мог бы делать и лучше. Например, перестраивать игру команды по ходу матчей, дирижировать наложениями звеньев и управлять эмоциональным состоянием игроков. Мы могли выйти в финал домашнего чемпионата мира в прошлом году, могли дотерпеть в матче с канадцами на нынешнем турнире. Но каким бы гением ни был тренер, он ничего не может сделать с тем, что лучшие центрфорварды КХЛ (Шипачев и Ткачев) оказываются совсем не готовыми к противостоянию с канадскими визави на топ-уровне, а защитники пожарят в своей зоне и невовремя удаляются.

Проблемы глубже личности Знарка, и чтобы их решить, необходимо заниматься реформами, а не топтаться на месте под громкие лозунги, как это происходит сейчас. Нужно повышать конкуренцию в КХЛ, создавать хоккейные центры в регионах (а не только говорить о них), готовить тренеров новой формации, совершать прорыв в хоккейной технологии и многое другое. Но это уж точно задачи не для главного тренера сборной, который работает с тем, что есть в распоряжении сейчас. Какие к нему претензии? Хоккей он ставит более-менее активный, игроков смотрит, молодежь на Евротуры возит, в этом году и на ЧМ было рекордное число дебютантов. А что не хочет брать на себя больше – ну, не все такие, как Анатолий Тарасов.

Основная часть претензий общественности к Знарку сейчас связана с его личными качествами и создаваемым вокруг себя негативным информационным фоном (что-то не так сказал, кому-то нахамил, кого-то обидел). Но было бы наивно предполагать, что с назначением на его место приятного во всех отношениях специалиста все фундаментальные проблемы решатся сами собой и грозные канадцы быстро размажутся по льду.

Поэтому вне зависимости от того, уйдет со своего поста Знарок или не уйдет (а он не уйдет), «Красной машиной» в ближайшие годы мы будем только на бумаге. Даже если выиграем, наконец, Олимпиаду.

Министр хоккея. Чем Знарок похож на Путина

Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин, Владимир Федоренко, Алексей Куденко; iihfworlds2017.com/Matt Zambonin/HHOF-IIHF Images; РИА Новости/Алексей Даничев

Мой твиттер

alt