Интрига по расписанию. Чем запомнилась первая неделя ЧМ по хоккею
Запрограммированная интрига
Мировой хоккей никогда не был неувядающим источником сенсаций на уровне сборных. Безусловно, элемент настоящей, истинной непредсказуемости присутствует: можно вспомнить ту же Суперсерию, когда расклад сил было очень трудно предположить до первых встреч. Или взять начало 90-х, когда из подвального дивизиона С стартовали бывшие союзные республики и Словакия – их истинную силу можно было понять только тогда, когда они вышли в элиту. Конечно, бывают и настоящие сенсации - такие как победа Словакии и 4-е место Германии. Но нельзя сказать, что оба этих результата не имели никаких предпосылок, те же словаки к тому времени вполне успешно играли в НХЛ.
Бондра выигрывает ЧМ для Словакии
Вместе с тем, в последнее десятилетие с раскладами на международной арене всё понятно. Постепенно улучшают результаты датчане и норвежцы, бывшие советские республики, напротив, переживают не лучшие времена. Можно тихо порадоваться за результат вышедших в элиту венгров, заинтересоваться польской сборной с тренером Захаркиным во главе, но результат в каждом случае немного предсказуем – даже когда за Казахстан в нападении играет тройка игроков с неплохой историей выступлений в НХЛ.
ИИХФ хорошо понимает, что интерес к турниру, где топ-5 сильнее всех остальных, высоким не будет – речь сейчас не о болельщиках, а о спонсорах. Потому в ход идут разные ухищрения, например – календарь. Неожиданный лидер этого турнира, сборная Латвии, безусловно, заслуживает лестных оценок за дисциплинированную игру, рабочее большинство и вратаря Мерзликина, но переоценивать их лидерство в группе с Россией, Швецией и США не стоит по одной простой причине – как раз с Россией, Швецией и США они не играли в первых трёх встречах. К сожалению, разрыв в европейском хоккее именно таков, что в одной группе играют команды, по сути, разных дивизионов – и Италия оказывается гораздо ближе к Латвии и Словакии, чем те же немцы – к Швеции.
Боба Хартли всё устраивает
Проблема иного рода у сборной Беларуси – в первых трёх встречах на турнире они последовательно попали на Финляндию, Канаду и Чехию, после которых к своим основным матчам, с Швейцарией и Францией, подошли морально уничтоженными. Поймите меня правильно, я не оправдываю Беларусь, которая 7 раз за матч бросает по воротам чехов, а на протяжении 8 периодов не может забить вообще – матч с Канадой не является оправданием разгрома, французы это доказали. Однако календарь им подготовил именно такую дорожку, и то же самое было в прошлом году – пропустив 20 шайб за 3 матча с командами, занявшими потом 1, 2 и 4 места на турнире, Беларусь чуть не вылетела дивизионом ниже. И это касается не только эту сборную. Нынешние герои из Латвии на ЧМ в Праге и Москве также попадали на старте турнира под топ-сборные, после чего еле-еле спасались от вылета.
В итоге, всё будет как всегда. Беларусь выиграет матч жизни у Словении – и останется в элите, а через год позорные 7 бросков за матч забудутся под теплым пледом новых надежд, связанных, например, с дебютом за сборную защитника Бэйлина. Латвия уже сыграла со Швецией и США, впереди такой же матч с Россией, да и последняя игра с Германией ничего хорошего не сулит – если только немцы не продолжат терять очки. Зато сейчас у Фазеля и Ко есть возможность радоваться внезапно возникшей интриге. Это чем-то напоминает, как в КХЛ во время регулярного чемпионата 2015/2016 в режиме он-лайн на своём сайте отслеживала борьбу «Авангарда» и «Магнитки» за лидерство на Востоке в формате «Омск вырывается вперёд» - а там вся разница была в том, что Омск на час раньше матчи начинал. Это не интрига, ребята.
Ну и до кучи, та же ситуация с посещаемостью. ЧМ стартует в выходные, на них выносятся топовые матчи, стадионы ломятся от болельщиков – самое время рапортовать о небывалом интересе к европейскому хоккею. Но вот наступают будние, и в том же Париже уже несколько матчей были сыграны с посещаемостью всего около трех тысяч болельщиков.
Зачем КХЛ иностранным командам?
В последние годы любая новость об иностранных командах в КХЛ – а чаще всего это новость о финансовых проблемах, или о вступлении команд из Фиджи и Лихтенштейна – сопровождаются комментариями в том ключе, что пора перестать кормить Кавказ финансировать иностранцев и вернуться к аутентичным «Крылышкам», «Химику» или поддержать тверской хоккей.
Пожалуй, я впервые задам вопрос в обратном ключе. Дорогие беларусы, латыши и казахстанцы: а вам-то КХЛ зачем? Что за 9 лет вашему хоккею дала Лига не в сиюминутном, а глобальном плане? Безусловно, в рамках КХЛ у ваших команд были настоящие, крутые истории – рижане в первом раунде выбивали фаворитов, «Барыс» создал одну из лучших троек в истории Лиги, дважды выходил во второй раунд плей-офф и выигрывал свой дивизион, минчане имели незабывающуюся серию с Ярославлем в 2011 году, а их самые яркие игроки в разные годы – Плэтт, Пелтонен, Каралахти, Денисов, Хауген, Эллиссон, Щехура – являются настоящими звёздами Лиги.
Увы, но дальше мне остаётся только процитировать главный вопрос Александра Мостового – «А дальше-то что?» Клубные успехи – хорошая история, но, во-первых, все три команды ощутили вполне конкретную планку, а во-вторых, общая популяризация хоккея через местные команды никак не сказалась на, собственно, подготовке кадров. В командах минимальное количество новых лиц – в Латвии так и вовсе молодые игроки из системы «Динамо» не стремятся пробиться в КХЛ, а уезжают в Северную Америку. Не стоит забывать и о том, что все они – казахстанцы, латыши и беларусы - считаются легионерами в КХЛ, и их переезд в российские команды, по сути в команды своей лиги, может быть сопряжён только со сменой игроками спортивного гражданства – и теперь Кошелев (Казахстан), Карнаухов (Беларусь) и Зигурдс Подзиньш (Латвия) за свои сборные сыграть не могут. Местные чемпионаты, при этом, являются зрелищем сомнительной конкуренции – рижане каждый год пробуют игроков из местного чемпионата, но без слёз на это не взглянешь. Игроки из чемпионата Казахстана в составе «Барыса» набирают очки и даже ездят потом в сборную, но надо смотреть правде в глаза: что такое казахстанский «Барыс» мы видели в сезоне 2015/2016 и в прошедшем до увольнения Назарова. Успехи клуба в этом сезоне – это легионерская история. Легионеры нужны клубам, чтобы показывать приемлемые результаты. Но это входит в конфликт с интересами сборных: в минском «Динамо» весь сезон в воротах провёл Бен Скривенс, в «Барысе» игровое время поделили швед Карлссон и канадец Пулен, и теперь вам придётся постараться, чтобы назвать беларуского и казахстанского вратарей с достойной игровой практикой. Я не призываю «Барыс» вводить лимит на легионеров. Но сейчас самое время задуматься о том, что со своим хоккеем делать дальше, особенно учитывая тот факт, что норвежцы и датчане сумели развиться как-то без КХЛ.
Ничушкин или Капризов?
Последнюю тему подкинуло свежее решение Знарка по составу. Вообще, так мало игроков из НХЛ не было давно – меньше было только в 2013, когда Билялетдинов едва ли был рад итоговому результату для нашей команды. В этом году у нас одна из самых молодых команд на турнире – моложе только американцы. При этом, по тому же нападению всё было более или менее ясно – лично у меня острое непонимание вызывало наличие в составе Барабанова, но он сумел найти аргументы в свою пользу уже в матче со шведами, классно сыграв за воротами в эпизоде с голом Андронова. Вместе с тем, мне не очень понятна та печаль, которая сопровождает выбор Ничушкина вместо Капризова для заявки на турнир. Капризов – техничный игрок, проведший отличный сезон за «Салават Юлаев», но глядя на Кучерова, Гусева, Панарина и Дадонова, явной необходимости в игровиках не обнаруживается.
Да, сломался Мозякин, но вместо него будет играть приехавший из Вашингтона Кузнецов. Ну и, опять же, в том случае, если игроки из НХЛ в Олимпиаде не участвуют, на Капризова у Знарка будет время посмотреть в несчастном чемпионате КХЛ 2017/2018 годов, который, чую, Чернышенко принесёт на жертвенный алтарь ради достижения положительного результата в матче группового этапа со сборной Словении (результат будет добывать сборная России, но отчитается на совете по спорту при Президенте именно Чернышенко). При этом, своя логика по вводу в состав Ничушкина есть. У нас далеко не самая большая команда на турнире, пробивных форвардов действительно не хватает, и Ничушкин со своими 194 см и 95 кг лишним определённо не будет – надо понимать, что по своим именно хоккейным умениям он тоже совсем не Артюхин.
Так или иначе, но турнир преодолел первую неделю хоккейного единения, дав итальянцам и словенцам опыт, который, хочется верить, им однажды поможет. Совсем скоро начнутся игры плей-офф – там и узнаем, кто чего стоит.